Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность

Оглавление

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Что есть бизнес?

1. Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность

2. Основные признаки и черты предпринимательства

3. Формы предпринимательства

4. История российского предпринимательства

5. Ресурсы, факторы и результаты бизнеса

6. Новые подходы к проблеме повышения эффективности предпринимательства

7. Виртуальный бизнес

ЛЕКЦИЯ № 2. Виды предпринимательства

1. Частное, коллективное, государственное предпринимательство

2. Производственное предпринимательство

3. Торговое предпринимательство

4. Финансовое предпринимательство

5. Страховое предпринимательство

6. Посредническое предпринимательство

7. Сочетание видов предпринимательства

ЛЕКЦИЯ № 3. Бизнес-операции

1. Бизнес-операция: понятие, сущность, составляющие

2. Схема ресурсного обеспечения бизнес-операции

3. Денежный расчет бизнес-операции

ЛЕКЦИЯ № 4. Планирование бизнеса

1. Значение бизнес-плана в предпринимательской деятельности

2. Фирма и ее бизнес

3. Предпринимательский продукт: понятие и сущность

4. Анализ рынка

5. Маркетинг

6. Организация управления производством

7. Финансовые ресурсы и их источники

8. Итоговый раздел бизнес-плана

ЛЕКЦИЯ № 5. Формы организации бизнеса

1. Формы организации бизнеса

2. Хозяйственные товарищества

3. Полное товарищество

4. Индивидуальное предпринимательство

5. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

6. Акционерные общества

7. Общества с дополнительной ответственностью

8. Коммандитные товарищества

9. Кооперативы

10. Муниципальные и унитарные предприятия

11. Общественные и религиозные организации

12. Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса

ЛЕКЦИЯ № 6. Финансы и бизнес

1. Значение финансов в деятельности предпринимателя

2. Источники финансирования бизнеса

3. Бухгалтерский учет и баланс

4. Финансовый анализ деятельности фирмы

5. Бизнес и цены

ЛЕКЦИЯ № 7. Предпринимательский риск

1. Риск: понятие и виды

2. Классификация рисков

3. Факторы риска, их структура

4. Оценка риска

5. Способы снижения риска

ЛЕКЦИЯ № 8. Этика и мораль предпринимательства

1. Бизнес и мораль

2. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя

3. Культура предпринимательства

4. Служебный этикет

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Что есть бизнес?

При любой экономической системе есть силы, которые являются ведущими в осуществлении основной экономической цели данной системы. В планово-административной системе – это государственные предприятия, в рыночной – бизнес и предпринимательство всех форм собственности, разделяемые по объемам производства на малый, средний и крупный бизнес. Существенное значение играют малые формы бизнеса из-за их многочисленности и высокой рентабельности.

Бизнес и предпринимательство– одни из главных элементов рыночной экономики, без них государство не может интенсивно развиваться. Бизнес и предпринимательство влияют на темпы экономического роста государства, структуру, объем и качество валового национального продукта.

В последнее время такие понятия, как «бизнес» и «предпринимательство», стали смешиваться и утрачивать свой первоначальный смысл.

Одно из самых распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес– это любая деятельность, направленная на получение прибыли, осуществляемая путем реализации пользующихся спросом товаров и услуг.

Однако существуют и другие определения, более адаптированные к реальным условиям, например: бизнес – это предпринимательская деятельность, которая ведется субъектами рыночной экономики и государственными органами за счет собственных или заемных средств под свою ответственность и главными целями которой являются получение прибыли и развитие собственного предприятия.

Предпринимательство или предпринимательская деятельность– самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, связанная с риском, осуществляемая под свою ответственность, направленная на получение дохода от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом.

Разделить эти понятия сложно, поскольку они равнозначны, однако, безусловно, имеются отличия.

Бизнес, как и предпринимательская деятельность, делится по размерам своей реализации на крупный, средний и малый. Они отличаются существенно и в объемах производства, и в размерах основных фондов, и в трудовых и финансовых ресурсах. Крупный бизнес– это одна из основ современной экономики, а мелкое и среднее предпринимательство – важный показатель ее состояния и развития.

Предпринимательство как основа бизнеса предполагает собственное дело, что всегда связано с опасностью потерять его и лишиться затраченных материальных и интеллектуальных ресурсов.

Для интенсивного развития бизнеса и предпринимательства необходимы определенные условия и факторы:

1) предпринимательская способность, личные интересы, созидательные идеи, выгоды;

2) существование свободного места на рынке или вероятность расширения рынка;

3) возможность увеличения прибыли;

4) способность экономно использовать ресурсы, введение новшеств;

5) возможность предсказания кризисных ситуаций и путей их разрешения.

Каждый начинающий предприниматель или бизнесмен должен предварительно проанализировать все факторы, влияющие на дело, например:

1) выбрать главное направление собственного дела, учитывая собственный опыт, имеющиеся ресурсы, потенциал и (не в последнюю очередь) конкуренцию и возможный спрос;

2) определить тактику и стратегию организации, коммерческие возможности, подобрать квалифицированный персонал;

3) оценить финансовый потенциал предприятия, просчитать затраты, оборотные и основные средства, необходимый размер уставного капитала и привлечение возможных спонсоров.

На развитие предпринимательства, кроме способностей и желания самого предпринимателя, велико влияние государственной политики и состояния экономики в целом.