Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность
Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Что есть бизнес?
1. Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность
2. Основные признаки и черты предпринимательства
3. Формы предпринимательства
4. История российского предпринимательства
5. Ресурсы, факторы и результаты бизнеса
6. Новые подходы к проблеме повышения эффективности предпринимательства
7. Виртуальный бизнес
ЛЕКЦИЯ № 2. Виды предпринимательства
1. Частное, коллективное, государственное предпринимательство
2. Производственное предпринимательство
3. Торговое предпринимательство
4. Финансовое предпринимательство
5. Страховое предпринимательство
6. Посредническое предпринимательство
7. Сочетание видов предпринимательства
ЛЕКЦИЯ № 3. Бизнес-операции
1. Бизнес-операция: понятие, сущность, составляющие
2. Схема ресурсного обеспечения бизнес-операции
3. Денежный расчет бизнес-операции
ЛЕКЦИЯ № 4. Планирование бизнеса
1. Значение бизнес-плана в предпринимательской деятельности
2. Фирма и ее бизнес
3. Предпринимательский продукт: понятие и сущность
4. Анализ рынка
5. Маркетинг
6. Организация управления производством
7. Финансовые ресурсы и их источники
8. Итоговый раздел бизнес-плана
ЛЕКЦИЯ № 5. Формы организации бизнеса
1. Формы организации бизнеса
2. Хозяйственные товарищества
3. Полное товарищество
4. Индивидуальное предпринимательство
5. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
6. Акционерные общества
7. Общества с дополнительной ответственностью
8. Коммандитные товарищества
9. Кооперативы
10. Муниципальные и унитарные предприятия
11. Общественные и религиозные организации
12. Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
ЛЕКЦИЯ № 6. Финансы и бизнес
1. Значение финансов в деятельности предпринимателя
2. Источники финансирования бизнеса
3. Бухгалтерский учет и баланс
4. Финансовый анализ деятельности фирмы
5. Бизнес и цены
ЛЕКЦИЯ № 7. Предпринимательский риск
1. Риск: понятие и виды
2. Классификация рисков
3. Факторы риска, их структура
4. Оценка риска
5. Способы снижения риска
ЛЕКЦИЯ № 8. Этика и мораль предпринимательства
1. Бизнес и мораль
2. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя
3. Культура предпринимательства
4. Служебный этикет
ЛЕКЦИЯ № 1. Что есть бизнес?
При любой экономической системе есть силы, которые являются ведущими в осуществлении основной экономической цели данной системы. В планово-административной системе – это государственные предприятия, в рыночной – бизнес и предпринимательство всех форм собственности, разделяемые по объемам производства на малый, средний и крупный бизнес. Существенное значение играют малые формы бизнеса из-за их многочисленности и высокой рентабельности.
Бизнес и предпринимательство– одни из главных элементов рыночной экономики, без них государство не может интенсивно развиваться. Бизнес и предпринимательство влияют на темпы экономического роста государства, структуру, объем и качество валового национального продукта.
В последнее время такие понятия, как «бизнес» и «предпринимательство», стали смешиваться и утрачивать свой первоначальный смысл.
Одно из самых распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес– это любая деятельность, направленная на получение прибыли, осуществляемая путем реализации пользующихся спросом товаров и услуг.
Однако существуют и другие определения, более адаптированные к реальным условиям, например: бизнес – это предпринимательская деятельность, которая ведется субъектами рыночной экономики и государственными органами за счет собственных или заемных средств под свою ответственность и главными целями которой являются получение прибыли и развитие собственного предприятия.
Предпринимательство или предпринимательская деятельность– самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, связанная с риском, осуществляемая под свою ответственность, направленная на получение дохода от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом.
Разделить эти понятия сложно, поскольку они равнозначны, однако, безусловно, имеются отличия.
Бизнес, как и предпринимательская деятельность, делится по размерам своей реализации на крупный, средний и малый. Они отличаются существенно и в объемах производства, и в размерах основных фондов, и в трудовых и финансовых ресурсах. Крупный бизнес– это одна из основ современной экономики, а мелкое и среднее предпринимательство – важный показатель ее состояния и развития.
Предпринимательство как основа бизнеса предполагает собственное дело, что всегда связано с опасностью потерять его и лишиться затраченных материальных и интеллектуальных ресурсов.
Для интенсивного развития бизнеса и предпринимательства необходимы определенные условия и факторы:
1) предпринимательская способность, личные интересы, созидательные идеи, выгоды;
2) существование свободного места на рынке или вероятность расширения рынка;
3) возможность увеличения прибыли;
4) способность экономно использовать ресурсы, введение новшеств;
5) возможность предсказания кризисных ситуаций и путей их разрешения.
Каждый начинающий предприниматель или бизнесмен должен предварительно проанализировать все факторы, влияющие на дело, например:
1) выбрать главное направление собственного дела, учитывая собственный опыт, имеющиеся ресурсы, потенциал и (не в последнюю очередь) конкуренцию и возможный спрос;
2) определить тактику и стратегию организации, коммерческие возможности, подобрать квалифицированный персонал;
3) оценить финансовый потенциал предприятия, просчитать затраты, оборотные и основные средства, необходимый размер уставного капитала и привлечение возможных спонсоров.
На развитие предпринимательства, кроме способностей и желания самого предпринимателя, велико влияние государственной политики и состояния экономики в целом.