Расположение и движение оратора в аудитории

Мы уже отмечали, что оратору в аудитории лучше стоять. Он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее.

Необходимо помнить, что стоящий оратор:

— демонстрирует уважение к аудитории;

— создает постоянное напряжение для себя;

— лучше чувствует время;

— энергичнее говорит.

Все это говорит в пользу выступления стоя.

Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. «Стой-

 

те рядом со своими слушателями», – рекомендует Д. Карнеги. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с эстрады, считает П. Сопер. Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения – подходите к самому его краю. Из-за кафедры время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с кафедрой, а не за нею.

В процессе выступления обязательно необходимо двигаться. Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Ходить необходимо не перед аудиторией, а вглубь зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей – в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит, впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться на четверть – треть длины зала, не более; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека – только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. Руки при ходьбе не должны быть статичными, они должны двигаться. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, это создает впечатление уверенности оратора. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах – это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности, оратора, а в некоторых случаях – неуверенности его.

При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться – это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд, на чем-либо одном, это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т. д. – лучше взять в руки указку или мел.

 

Взгляд

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны. А это заставляет их слушать более активно и внимательно.

Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

Если на нас смотрят много, то это рассматривается нами либо как некоторый вызов (это бывает тогда, когда мы чувствуем себя в оппозиции к собеседнику), либо как демонстрация хорошего к нам отношения или по крайней мере интереса. В аудитории обычно имеет место второй вариант, что должен учитывать выступающий.

Можно дать следующие рекомендации:

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. Иначе может получиться как у одного лектора, к которому подошли после лекции слушатели, поблагодарили и сказали: «Но почему вы читали лекцию только для нашей Кати?»

2. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

3. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

4. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.

Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

5. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

6. Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

7. Смотрите на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

8. Глядя на слушателя, смотрите ему в глаза.

Взгляд в глаза всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при одном условии: он должен быть кратковременным, непродолжительным. Длительный, интенсивный взгляд, направленный в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

9. В большой аудитории следует разбить всех слушате

 

лей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

Поза

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.

Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен.

Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Не следует принимать закрытые позы (руки закрывают грудь, скрещены на груди, ноги скрещены), подобная поза воспринимается слушателями как выражение недоверия аудитории, определенного превосходства над ней.

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним – это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы».

Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор.