Договор перевозки грузов
Общая характеристика правового регулирования транспортной деятельности
Тема №21: Правовое регулирование транспортной деятельности
Виды банковских операций
Банковские операции подразделяются на пассивные и активные в зависимости от роли кредитной организации в соответствующем обязательстве — в роли должника, кредитора или того и другого одновременно.
Активные банковские операции (операции, связанные с размещением средств):
· кредит;
· учет векселей;
· факторинг;
· лизинг;
· выдача банковских гарантий;
· поручительство.
Пассивные банковские операции (операции, связанные с привлечением средств):
· открытие банками расчетных и текущих счетов (банковский счет);
· принятие денежных средств во вклады (банковский вклад);
· эмиссионные операции.
Транспортная деятельность — совокупность упорядеченных действий по перевозке грузов, пассажиров, багажа, а также действий, которые осуществляют субъекты, участвующие в транспортной деятельности, сопутствуя деятельности по перевозке.
Выделяют следующие виды транспорта: морской, воздушный, внутренний водный, автомобильный и железнодорожный. Если перевозка осуществляется одним видом транспорта и одной транспортной организацией, речь идет о местном сообщении. Когда в перевозке одним видом транспорта участвуют несколько организаций, речь идет о прямом сообщении. Если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, речь идет о прямом смешанном сообщении. Если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам, речь идет о непрямом смешанном сообщении.
Отношения по перевозке и смежные с ними регулируются значительным количеством нормативно-правовых актов. Во главе транспортного законодательства, естественно, находится Конституция РФ. Далее следуют положения ГК РФ, однако специфика перевозок на различных видах транпорта порождает необходимость в ряде иных, специализированных нормативных актах в ранге федеральных законов: транспортные уставы и кодексы (УЖТ, УАТ, КВВТ, КТМ, ВК). Кроме того, существует большой массив подзаконных нормативных актов Правительства РФ и министерства транспорта. Наконец, обязательной к изучению является богатая арбитражная практика.
В данном договоре принимают участие транспортная организация и грузоотправитель. Обычно грузоотправитель, сдавая груз, называет третьего участника транспортного процесса — грузополучателя.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Договор является возмездным, взаимным и консенсуальным. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Заключение договора перевозки груза требует наличия определенных организационных предпосылок, поскольку действия, связанные с организацией с перевозки и с самой перевозкой, невозможно осуществить без определенного согласования. При перевозке в прямом сообщении согласование имеет правовую форму заявки или договора об организации перевозки грузов, при прямом смешанном сообщении — ежесуточной заявки, недельного календарного плана, месячного графика подачи судна. В таких документах конкретизируется задание и показатели, обеспечивающие разовую перевозку.
Заявка должна быть подана не менее, чем за 10 суток до начала перевозки грузов. Заявка направляется перевозчику с указанием объема груза и других его характеристик, даты погрузки, станции назначения.
Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
При этом заключение между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) долгосрочных договоров об организации перевозок при систематическом осуществлении перевозок грузов, договоров об участии перевозчика в проверке состояния грузов, их массы, количества мест при исправной перевозке и некоторых других договоров, в отношении которых обязанность сторон по их заключению не установлена, не является обязательным. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке.
Если грузоотправитель и грузополучатель не совпадают в одном лице, считается, как правило, что имеет место договор в пользу третьего лица.
Перевозчиком грузов может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, обладающий правом осуществлять перевозку грузов. Грузоотправителем может быть любое лицо.
Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
Перевозчик должен предпринять все меры для целей сохранности груза. Иные обязанности перевозчика и оправителя см. в конспектах по гражданскому праву.