ВВЕДЕНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕКЦИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ
НУГАЕВ Р.М.
( для студентов экономического вуза).
Казань 2010
Составитель: доктор философских наук, профессор, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ККИ Нугаев Р.М.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин, протокол №__ от «___» ________2010г.
Одобрен методическим советом протокол № __ от «___» ________ 10г.
© Казанский кооперативный институт (филиал) , 2010
1. Введение………………………………………………..………………….4
2. Лекция первая. Социология как наука…………………………………..7
3. Лекция вторая. Классические парадигмы : марксистская социология……………………………………………………………………..19
4. Лекция третья. Классические парадигмы : социология Эмиля Дюркгейма………………………………………………………………………..29
5. Лекция четвертая.Классические парадигмы: социология Макса Вебера …………………………… …………………………………………………...37
6. Лекция пятая. Неклассические социологические парадигмы: структурный функционализм и теория конфликта……………………………44
7. Лекция шестая. Неклассические социологические парадигмы: символический интеракционизм………………………………………………51
8. Лекция седьмая.Социальная структура и социальные институты……57
9. Лекция восьмая.Социальные изменения………………………………..64
10. Лекция девятая.Социология власти…………………………………….73
11. Лекция десятая.Социальный контроль…………………………………83
12. Лекция одиннадцатая.Идеология: классическая и неклассические концепции………………………………………………………………………90
13. Лекция двенадцатая.Идеология: пост - неклассические концепции.104
14. Лекция тринадцатая.Социология религии……………………………115
15. Лекция четырнадцатая.Экономическая социология………………...124
16. Лекция пятнадцатая.Стратегия социологического исследования……………………………………………………………………132
17. Список литературы…………………………………………………….138
Курс «Социология» является учебной дисциплиной базового образования и изучается студентами на первом курсе. В настоящее время изучение социологии приобретает особую значимость: создается новая система гуманитарного образования в России, в которой социология как учебный предмет занимает одно из первых мест. Она является теперь обязательной для студентов всех специальностей, в том числе не требующих от поступающих глубокой гуманитарной подготовки.
Известно, что социология – это наука об обществе и взаимоотношениях людей: ее прикладная направленность – создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества. Принято считать, что функция учебного курса – обучение правилам пользования научными инструментами, теориями и методами. Но еще важнее – сформировать аналитическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, основательно подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Кроме того, нельзя не учитывать специфики экономического вуза, которая в данном случае должна учитываться, на наш взгляд, прежде всего за счет расширения материала, относящегося к экономической социологии и социологии труда.
Соответственно, курс социологии ставит своей целью:
- дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделив ее специфику, раскрыв принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
- помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и отечественной социологической школы;
- способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.
Задачи курса предполагают изучение:
- основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;
- определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
- социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;
- основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;
- социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;
- межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности;
- механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;
- культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
- основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
- экономической социологии и социологии труда;
- представлений о процессе и методах социологического исследования.
Лекции по социологии подготовлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта по социологии и представляют собой обобщение достижений мировой и отечественной социологической науки.
Из приведенного в конце списка литературы автор хотел бы рекомендовать учебник Ю.Г. Волкова (последнее издание) и – для продвинутых студентов – учебник Э. Гидденса, хорошо представляющий современную западную социологию.
Знаками (*) и (**) обозначены те части курса, которые предназначены для «продвинутых» студентов и которые при первоначальном знакомстве с лекциями можно пропустить.
Эпиграфом к курсу автор хотел бы выбрать слова одного из основателей аналитической философии Людвига Витгенштейна: