Лекция №16.

Политическая система и политический режим.

Единого мнения по поводу термина «политический режим» в науке нет. Многи даже считают, что политический режим и политическая система это одно и тоже. Если пользоваться этими терминами, различая их, мы сможем больше увидеть в мире политики. Когда системы и режимы различаются?

Гильермо О’Доннел. Политический режим - это вся совокупность явных или неявных моделей, определяющих формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики субъектов, имеющих такой доступ или лишенных его, а также доступные стратегии борьбы за него. В этом определении есть одно опасное слово: ВСЯ. Нельзя ограничить то, что нечетко определено. Поэтому хотелось бы более конкретного определения.

Существует много разных технологичных подходов. Пример – определение Гельмана. «Россия регионов: трансформация политических режимов». Что такое региональный политический режим?

Политический режим – такая вещь, которая определяется балансом четырех переменных. Метафора - шахматы:

1.акторы (игроки)

2.институты и нормы (правила игры)

3.ресурсы (фигуры)

4.стратегии (ходы)

Дж.Сартори «Вновь о теории демократии». Предложил различать:

1.политика как война (игра с нулевой суммой)

2.политика как торговля (игра с положительной суммой)

Политический режим – некое состояние политического процесса в ходе конкретной шахматной партии. Партии отличаются только авторами, стратегия уже производная от актора. Политический режим разумно определять как нечто в высшей степени персонифицированное. Но далеко не всегда можно выделить одно доминирующего актора.

Рой Макридж: политический режим – совокупность тех специфических путей и способов, при помощи которых, идеально заданные функции системы реализуются в ходе ее практического функционирования. Одна и та же система может работать в разных режимах.

Этнос.

Лейпхард, типология политических систем: однородность и неоднородность обществ. Что такое однородное и неоднородное общество? Бывают ли абсолютно однородные общества. Экстеайн: сегментарные различия существуют там, где линии политического противостояния частично, а особенно полностью, совпадают с линиями социального разделения, и прежде всего с теми линиями, которые особенно важны. В этом случае существует неоднородность общества. Частичные совпадения имеют место часто, но когда эти линия совпадают полностью, то возникает новое качество. Есть несколько социальных групп, есть несколько политических процессов, отношения между этими мирами напряжены, то это страна неоднородна (Германия – Бавария, Восточный Берлин). Эти социальные различия могут иметь разные основания: религиозные, языковые, культурные, расовые, этнические и т.д. Но когда раскол определяет контуры политического процесса, то можно задаться вопросом: может быть это вообще отдельный народ? Здесь появляется политический и этнический контекст. Этнополитика имеет прямое отношение к типологии политических режимов, так как это альтернативы друг другу. Системный анализ возник потому, что надо было уйти от этнополитики. Политическая наука всегда описывала народы и свойственные им формы власти (Аристотель, прежде чем создать типологию политий, он проанализировал 158 различных полисов). Политическая наука занималась вопросом политических различий между народами (русские и украинцы, французы и англичане). Задаваясь вопросом: что есть народ, мы возвращаемся к античным истокам, хотя и с некоторым сдвигом вперед.

В русском языке нет четких границ между веером понятий: нация, национальность, народ, этнос. Тем не менне это разные понятия. Nation – политическое сообщество. Nationality – этническая общность. Если мы хотим отделить политический аспект от этнического, надо разобраться с тем, что мы понимаем по словосочетанием «этническая общность». Этнос – это набор характеристик, каждая из которых может быть по отдельности оспорена. Нет критического принципа, который мог бы отделить один народ от другого (язык, место проживания). Всегда можно найти народ, который не будет интегрирован по этому параметру (еврейский народ). Важно не то, каким набором характеристик мы будем пользоваться, важно понять, что стоит за ними. За всем многообразием определений этничности можно обнаружить две базовых установки: примордиализм («примус», «ордо» - первый порядок) и конструктивизм.

Примордиализм: этничность – это фундаментальная характеристика человека, этнические общности естественного происхождения первичны по отношению к любым другим. Пример: всегда были русские, они могли устраивать свою политическую жизнь по-разному, но это разный обличия естественной общности.

Конструктивизм: этничность – не объективный фактор, она вторична, фиктивна и может продуцироваться. Эти общности – продукт личного или группового сознания, сознания, которое программируется в процессе социализации. Все общности существуют постольку, поскольку мы их воображаем.