Лекция №13.Политическая система и политический режим.

Лекция №12. Парламентская модель.

Великобритания: правительство формируется парламентским большинством, премьером становится лидер, победившей партии. Депутаты могут быть министрами.

В парламентской модели глава государства выполняет функции:

1.символическая (олицетворяет единство нации)

2.высшего арбитра (независимый посредник - Бельгия)

3.вмешательство в экстремальных ситуациях (военный мятеж в Испании)

Глава государства не имеет партийной принадлежности.

Президентская модель.

Правительство может быть не подчинено парламенту. Американцы считают президентскую модель крайне опасной по таким причинам:

Расщепленные демократические институты: парламент и президент обладают равной демократической легитимностью создания политического центра (кто имеет большее право выступать от имени народа?). Срок президентских полномочий всегда строго ограничен (1-2 срока), в отличие от парламентской модели. С одной стороны, эта система основана на персонализации власти. Президентская модель – это игра с нулевой суммой, на весь период победители получаю все, а проигравшие ничего. Парламентская модель создает коалиционную практику, проигравшие партии могут через некоторое время выиграть. Президентская модель более жесткая, парламентская – более гибкая. Но при этом президентская модель более демократична, народ делает выбор прямо и открыто. Если президентский мандат завоевывает значительное большинство, то это справедливо. Президентская модель более эффективна в кризисных ситуациях, но она может привести к срыву на тиранию.

Американцы призывают не бояться президентской модели:

1.право на ношение оружия

2.федерализм: сфера полномочий федеральной власти крайне мала

Силу и жесткость президентской власти не стоит преувеличивать.

Эти два термина постоянно смешиваются. Сложно употреблять эти термины корректно. Что значит слово «система» и как этим словом правильно пользоваться и как возможен системный анализ политических явлений?

Системный анализ.

Идея системного анализа была предложена А.Богдановым в 1913 году выпустил первый том книги «Тектология (всеобщая организационная наука)». Эта книга положила начало системному анализу.

Понятие системы было предложено Богдановым. Давайте разберемся с понятием система. Самое краткое определение системы: система – это обособленное множество особым образом организованных элементов. Системный анализ подразумевает различение системы и окружающей среды (обособленное множество). Где проходит граница разделения? Определение границ системы является исследовательским актом, а не объективным обстоятельством. Это мы определяем то, что является системой, это зависит от наших исследовательских целей. Все зависит от того, какой глубины понимания мы можем добиться, меняя исследовательские рамки.

Важнейшим признаком системы является неоттдитивность системы. Неоттдитивность – существуют качества системы, которые не сводимы к сумме свойств ее элементов. Системные качества существую потому, что элементы системы определенным образом сочетаются. Отсюда возникает понятие структуры и отсюда возникает возможность функционального анализа. Мы задаемся вопросом, что делает этот элемент структуры? Это возникновение системных качеств – важнейшее отличие самоорганизующихся систем. При этом зависимость характера возникнувшей системы от характера субстрата системы – элементов, очень низка.

Возможны варианты системного анализа и мы должны смотреть, на сколько широкие возможности дает нам каждый из вариантов анализа. Системный анализ помогает компаративистике, у нее одни и те же авторы.

Общая идеология системного анализа: системный анализ должен включать в себя все политически релевантное (анализ институтов, функциональный анализ, нормативный аспект политической жизни, специфику политических коммуникаций). Но с другой стороны, системных аналитиков должно интересовать то самое неоттдитивное качество. Нужно искать баланс между политической конкретикой и универсальностью языка.

Модели

Д.Истон. Трилогия: политическая системы, рамки политического анализа, системный анализ политической жизни. Системный анализ.

Политическая система раздела на подсистемы. Надо определить, где проходит границы этих подсистемы. Политическая система – такая подсистема общества в целом, которая выполняет определенную функцию: функцию распределения ресурсов. Ресурсы могут распределяться на основе свободно эквивалентного обмена, авторитетно. Второй режим распределения ресурсов и есть политический режим распределения ресурсов. Оно позволяет предотвратить конфликты. Отсюда следует, что можно предложит два критерия оценки качества политической системы:

1.система должна быть в состоянии распределить ресурсы

2.система должна быть в состоянии легитимизировать именно это распределение ресурсов.

Как политическая система распределяет ресурсы и легитимизирует это распределение? Схема «черного ящика», есть вход, выход и какие-то процессы внутри ящика.

Импульсы (вход) Черный ящик Выход
Требования =>   => Политические решения
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА    
Поддержка =>   => Политические действия

Требования могут исходить от граждан и от самой политической системы. Поддержка – это соблюдение законов, голосование и т.д. важен вопрос об интенсивности и сбалансированности импульсов и т.д.

Система получила импульсы, реагируя на них, она меняет себя и окружающую среду. На выходе получаются решения и действия. Этот процесс постоянен. Петля обратной связи. Будущее политической системы зависит от того, насколько эффективно работает путля обратной связи, насколько адекватны решения политической системы.

Но есть вопрос, на который Истон не ответил: что происходит в черном ящике?

Алмонд.

Его модель политической системы – развитие истоновской модели. Он попробовал описать то, что происходит внутри политической системы – черного ящика.

Функции на входе:

1.политическая социализация – привлечение к участию

2.артикуляция интересов вовлеченных субъектов

3.агрегирование интересов (политические партии)

4.политическая коммуникация

Функции на выходе:

1.нормотворчество

2.применение норм

3.контроль за соблюдением норм посредством санкций.

Эти три функции – классическое разделение властей. Исполняя все эти функции, система обретает разнообразные возможности. То, что система может делать, она будет делать. Если бы демократические правительства могли бы править деспотически, они бы это делали. Возможности:

1.экстрактивная: способность мобилизировать ресурсы

2.дистрибутивная: способность размещать и перераспределять ресурсы

3.регулятивная: способность регулировать поведение отдельных людей и групп

4.реактивная: способность оперативно реагировать на изменение ситуации

5.символизирующая: способность власти убедить нас в том, что она вправе делать все то, что она делает.

Теперь надо перейти к анализу политических систем. По логике, Алмонд должен был разложить реальную политику по его переменным и построить типологию. Алмонд действует прямо противоположным образом. Он констатирует, что в мире существуют: англо-американская, континентальная, доиндустриальная (частично индустриальная) и тоталитарная политические системы. Вот и вся типология Алмонда.

Англо-американская модель: консенсус по двум вопросам: ценности (цели) и средства. Согласие по поводу того, в каком обществе граждане хотят жить и тех средств, которые надо применять для достижения этих целей.

Континентальный тип: консенсус по поводу целей, но нет консенсуса по поводу средств.

В не западном мире нет консенсуса вообще.