Лекция № 11.

Смысл партийности – некая часть политического организма. Институциональные рамки существования задают выборы, а также то, что по результатам выборов формируется парламент.

Парламент.

Факт существования реального парламента является основным для суждения о природе режима: демократия это или нет. Как понять, реальный ли это парламент, или это чистая декорация? Парламент исполняет множество функций. Какая из них главная? Совсем не законодательная. Парламент далеко не всегда играет в исполнении этой функции главную роль. Она может быть сведена просто к штамповке законов. Для того чтобы понять, какая функция является для Парламента критической, надо выяснить причину появления самого парламента. Все парламенты собиралась тогда, когда верховная власть остро нуждалась в деньгах. Пытаясь собрать необходимую сумму, монархи поняли, что невозможно собрать больше денег без согласия тех, с кого эти деньги собираются. Им нужно объяснить то, зачем повышают налоги. Тогда возникла идея о том, что надо собрать налогоплательщиков и объяснить им. Ради этой цели и начали возникать Парламенты. И этот факт многое объясняет: то, почему изначально, правом политического представительства обладали только платежеспособные граждане. Люди собирались не для принятия закона, а для того, чтобы разобраться с государственным бюджетом. Первоначально налогоплательщики были счастливы. Позже у них возникло желание посмотреть на то, на что тратятся деньги. Потом возникло желание регулировать этот процесс, принять законы в свою пользу и т.д.

И до сих пора главная заботы Парламента – бюджет. Парламент может не иметь полноценной законодательной функции, но если у нее есть право на формирование и планирование расходованию бюджетных денег, то это реально правящий парламент.

Функции парламентов (Голосов): легитимация, представительство, рекрутирование и социализация элит, воздействие на исполнительную власть и контроль за ней.

В подавляющем большинстве развитых демократий парламент является двухпалатным. Почему это так? Зачем верхняя и нижняя палаты формируются принципиально разными способами. Зачем нужна верхняя палата? Верхняя и нижняя палаты различны функционально: функция нижней палаты – утверждение новых норм и законов. Верхняя палата сдерживает рвение нижней. Поэтому ее и избирают по другому, надо чтобы там было поменьше демагогов. Срок полномочий верхней палаты длиннее, возрастной ценз более высокий, численность поменьше. Выборы должны проходить не одновременно с выборами нижней палаты. Представлена иная структура интересов.

Парламент существует не сам по себе. Парламент – одно из звеньев системы политических институтов, и если мы начинаем задаваться вопросом о том, как этот центр принятия решений строит свои отношения с другими центрами, то этот вопрос – вопрос о разделении властей.

Разделение властей.

Считается, что вопрос о разделении властей – важнейший в политическом анализе. Это не совсем так. Во-первых, надо различать формальную и реальную конституцию. Во-вторых, разнообразие даже формальных конституций зависит не только от фантазии автора, но и от различных традиций и представлений. Но все равно, самые интересные вопросы: как организованы высшие органы власти, в каких отношениях они друг с другом состоят и почему именно в таких?

Нужно развеять еще один миф о том, что разделение властей – это некая неотъемлемая часть демократии, а недемократических режимах власть монолитна. Это не верно. Разделение властей – политическая технология, которая не имеет никакого отношения к демократии как ценности. Задача разделения властей ставилась и разрешалась повсеместно, независимо от политического режима страны. Само по себе разделение властей, которое мы встречаем повсеместно, принимается для того, чтобы затруднить формирование сильных альтернативных центров власти, чтобы не допустить ее консолидации где-нибудь, кроме центра. Это делалось с целью повысить управляемость власти.

В 18 веке произошла революция в Западном мышлении, связанная с именами Локка и Монтескье, которая состояла в том, чтобы довести это разделение властей до вершины и рассечь и властный центр. Это было невозможно, потому что, верховная власть была сокрализована, но воззрение на природу власти изменилось. Все это делалось с тем, чтобы снизить управляемость системы, чтобы затруднить функционирование власти. Разделение властей – средство страховки.

Как только спрашивают, «Что такое разделение властей?», - тут же следует ответ о том, что это «три ветви власти». А почему их три? Функциональный ответ. Законодательная власть создает нормы и процедуры, н не решает вопрос об их применении. Исполнительная – применяет действующие нормы. Судебная власти следит за тем, чтобы все оставалось на своих местах. В каком-то смысле это примерно так и задумано.

С одной стороны это описание разделения властей иногда полезно, с другой стороны это понятно, что это – абстракция, условность, что это некая красивая картинка, которая мало отношения имеет к политической реальности. В процессе принятия решений участвуют почти все политические акторы: и все три ветви власти, и партии, и СМИ.

Нойштедт. В Америке нет трех ветвей власти. Есть сеть политических институтов, так или иначе связанных между собой.

Существуют две традиции разговора о разделении властей: европейская(три ветви власти) и американская( система «сдержек и противовесов»).

В пределах общего представления о демократии принято различать страны с президентской и парламентской системами. Правильнее, говоря о парламентской и президентской системах, правильнее использовать не одну переменную (где находится основной источник власти), а две: эту и тип избирательной системы.

Классификация Даль

1.парламент избирается пропорционально и формирует ответственное перед собой правительство – старая континентальная демократия

2.парламент избирается мажоритарно и формирует ответственное перед собой правительство – Вестминстерская модель – Великобритания

3.президентское правление и мажоритарный парламент – США

4.президентское правление и пропорционально избранный парламент – стабильные демократии Латинской Америки.