Клетка, сознание.
Концепция бытия поднимает нас на самую высокую ступень причинности. Но что значит быть? Разумеется, словарь многое расскажет нам об этом слове, но ничего об его сущности, механизме, акте бытия.
Быть, существовать, вытекает из решения: я есть. Я есть определяет меня как Я, как центр, фулькрум, по отношению к окружающему миру, который я воспринимаю как внешний по отношению ко мне, отличающийся от меня, который я рассматриваю как Не Я. Таким образом, решение я есть создает двойственность. Я есть создаетиндивидуализацию и одновременно сознание, сознание бытия, существования отдельно от окружающего мира, рассматриваемого как внешний по отношению к Я.
Сознательная клетка? Бред! Успокоимся и изучим факты. Быть, значит отделить себя, создав «себя» по отношению к «не себе». Это значит индивидуализироваться. Возникает дифференциация. Это совпадает с определением Спенсера, который вдохновлял Стилла. Напомним его: «Шеллинг говорил, что жизнь – это тенденция к индивидуализации. На первый взгляд, эта формулировка не несет в себе большого смысла, но стоит рассмотреть её в свете фактов развития или контраста, который разделяет низшие и высшие формы жизни, как признаёшь её ценность и, более того, широту». (Spencer, 1877, T.1, 71). C того момента, как живая структура начинает индивидуализированное существование, она знает, что существует независимо от своего окружения, а её окружение признает её существующей. Возникает сознание. Это слово образовано двумя латинскими корнями: co от cum, что значит «с», что подразумевает союз (как в слове сосуществование), и scire, что значит «знать».
Иметь сознание и осознавать это…
Нам трудно представить себе клеточное сознание из-за того, что концепция сознания ассоциируется у нас с нашей способностью наблюдать за нашим бытием. Мы путаем понятия: иметь сознание и осознавать наличие своего сознания. Эта концепция сознания является абстракцией, которую мы неосознанно проецируем на наше наблюдение за живым. Поскольку существа, называемые низшими, не обладают (как нам кажется…) такой же способностью к абстракции, мы говорим, что они не обладают сознанием. Просто у них не такое сознание, как у нас. Мы путаем уровни абстракции.
Иметь сознание, значит, всего-навсего существовать; или существовать, значит, иметь сознание. Сознание неотделимо от существования. А жить, значит, испытывать бытиё или сознание. Итак, можно сказать, что любое живое существо, от самого простейшего до самого сложного, обладает сознанием. К тому же, оно будет делать всё, чтобы сохранить своё сознание, т.е. своё состояние бытия или существования. Именно в этом черпают своё происхождение такие сложные механизмы, как иммунитет и гомеостаз.
Осознание себя растет по мере эволюции организмов: «Перцепция себя, сначала смутная, потом всё более и более эксплицитная, возникает, по нашим предположениям, с момента развития инстинктивного поведения, связанного с выживанием. Трудно сказать об этом что-либо ещё. Без сомнения, здесь нам не хватает слов». (Reeves, 1986, 186). Осознавать факт наличия у себя сознания – это достояние нас, Homo sapiens, что радикально отличает нас от живых систем, называемых низшими. К тому же, возможность обладать сознанием и осознавать это подразумевает существование Я, отличного от организма и контролирующего организм, как водитель управляет своей машиной или кучер своей упряжкой; такую метафору часто используют в индусской философии. Но это уже другая история, к которой мы вернемся позже.