Акмеисты

Акмеи́зм (от греч. άκμη — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись организаторы акмеизма Н. С. Гумилёв, А.Ахматова (которая являлась его секретарём и деятельным участником) и С. М. Городецкий.

Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» — «острие».

Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

Название для литературного течения, по свидетельству А. Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.


В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали вне социально и вне исторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.

Акмеизм в творчестве писателей

Акмеизм утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилёва (статья «Наследие символизма и акмеизм» 1913), С. М. Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии» 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опублик. в 1919), А. А. Ахматовой, М. А. Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и других. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911—1914, возобновилась в 1920—1922 гг.), примыкали к журналу «Аполлон». В 1912—1913 гг. издавали журнал«Гиперборей» (редактор М. Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов».

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914), но нельзя не учитывать его родовых связей с «Цехом поэтов», а также определяющего влияния на судьбы русской поэзии ХХ века[источник не указан 259 дней].

Кризис символизма приходится на 1910 год. 1910г. – новые тенденции в поэзии, которые связаны с изданием журнала «Апполон» и теми публикациями, которые там выходят. 1й номер вышел в 1909г. Апполон – идеал гармонии, соразмерности, красоты. Гл. ред. Журнала «Апполон» Сергей Маковский пригласил участвовать в журнале Николая Гумилёва, Михаила Кузьмина (мэтра), также принимали участие Максимилиан Волошин, Сергей Городецкий, Александр Бенуа, Сергей Аусленда. В 1м номере была обозначена цель журнала – строгое искание красоты. 2я формулировка – сильное и жизненное искусство за пределами болезненного распада духа. Нравственный дух – вести читателя путём гармонии. Кузьмин обращался к писателям, поэтам так: «Будьте логичны..». Подходить к тексту так, чтобы всё было соразмерно, обусловлено общим замыслом. «Будьте экономны, скупы в словах, точны и подлинны, и тогда вы найдёте секрет дивной вещи – прекрасной ясности». Клоризм – от слова ясный, чистый. Себя Кузьмин также называет клористом. Само понятие клоризм становится переходным явлением от символизма к акмеизму. В журнале «Апполон» была опубликована статья «Анри де Ренье» - Ренье ощущал себя одновременно и символистом, и реалистом. Путь, пройденный Ренье Волошин характеризует так: его путь шёл от символизма к реализму. В этом символизме есть пушкинская лёгкость, прозрачность и скульптурная пластика образа. Статья Гумилёва «Жизнь в стихах»: «Стихотворение должно являться слепком прекрасного человеческого тела». Постепенно формируется новый канон поэзии, кот.связан с неоклассицизмом. Поэты, затем назвавшие себя акмеистами, открывают для себя фр. поэзии, но не символическую, а гораздо более раньше писавших – группы «парнас». Парнас – это группа поэтов, публиковавшихся в альманахе в середине 60х годов 19 века – 66,69,76 годы публикации. Именно поэзия Парнаса определяется как неоклассическая. Основоположником принято считать живописца – Жака Луи Давида. Неоклассическая тенденция проявилась в изобразительном искусстве. Это связано с раскопками, возродился интерес к искусству античному.

 

 

Неоклассические каноны поэтов парнаса и живописцев середины 19в. Неоклассического стиля

1. Упорядоченность формы

2. Простота композиции

3. Подчинение частей целому

4. Мифологические исторические или библейские сюжеты, но без дидактических целей, просто как эстетический образец

5. Требование избегать изображения страстей

6. Антиромантическая направленность

7. Культ совершенной формы

Была важна ремесленническая работа с материалом, формой. Вне всякой общественной направленности. Во истину прекрасно лишь то, что ни на что не годится.

Трактат о научной поэзии:

«Поэзия – это совершенное искусство. Оно вбирает в себя литературные, скульптурные и музыкальные элементы»

В этом трактате выдвигалась изобразительная концепция языка.

Де Бонвиль выдвигает скульптуру и живопись в качестве образца. Это дало поэзии понимание того, как текст выглядит на странице. В тексте должно быть всё соразмерно графически.

Экрасис – любое описание произведений искусств с целью создать у читателя визуальный образ 2хмерного или 3х мерного предмета.

Г. Иванов