Сборник «Стихи о прекрасной даме».

БЛОК

Андрей Белый 1880 – 1934

Статья «почему я стал символистом и почему не перестал им быть во всех фазах худ.развития»

Стал от родителей утаивать открытия, кот.делал для себя. Гувернантка открыла это и он стал болтать вслух всякую чепуху, чтобы отвлечь родителей гувернантку от своих открытий. Не любил коллективное и общение с детьми. Утаивание внутренней жизни переросло в привычку. Символ это пересечение, соединение, связь этого и того – внутреннего и внешнего. Белый очень подробно описывает своё детство. Его дальнейшее приобщение было связано с детскими играми. Он перенимал на себя персонажей книг, которые читал. Он стал думать, как ему совместить всех Я в Себе. Проблема людификации – его самого в разных ролях. Тогда он сложил легенду о неком мальчике, которого он представлял как «ОН», в нём совмещались эти многочисленные роли.

 

Впевые 10 стихотворений из этого цикла были опубликованы в альманахе северные цветы, который редактировал В. Брюсов (1903г.). 1902г. – Блок познакомился с Брюсовым. Блок отправил ему на прочтение стихи о пр. д. «Посылаю вам стихи о прекрасной даме – заглавие я бы хотел дать такое – о вечно женственном - в сущности это и есть тема всех моих стихов». Брюсов опубликовал их под другим названием. Отдельной книгой вышел в 1904г. Все ругали Блока, что он не владеет формой стиха, что его стихи слабые.

«Я ставлю себе задачу – установить, в чём именно мой дух. И установить могу только одно женственное». Прочитывает всю философию на эту тему. Мотивы двойничества, ворожбы, колдовства. Дева в этом цикле связана с образом луны. Блок имеет в виду луну. Это связано с греческой мифологией. Блоковская пр. дама – софия, воплощение христа, лунная дева.

1 часть – неподвижность

2 часть – перекрёстки

3 часть – ущерб

Структура повторила собрания сочинений Блока. После издания 1ого сборника начинает активно публиковаться в журналах «Новый путь», «Вопросы жизни», Весы, золотое руно», газетах «Слово», «Речь», завязываются контакты в лит. Среде, бывает в доме Мурузи – там жили Мережковские, свой лит. Салон. Посещает субботы в театре Комиссаржевской. В салоне театра Комиссаржевской знакомится с Натальей Николаевной Волоховой (актриса) – увлекается ей. Ей посвящены книги стихов снежная маска, Фаина, Незнакомка, поэма Песня судьбы. 1906г. – пишет трилогию велических драм «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка». Блок пробует писать и сказки – 1907 г. – «Сказка о той, которая не поймёт её». 1907г – пробует себя в лит. Критике – ведущий критик журнала «Золотое руно» - здесь публикуются обозрения лит. Жизни, занимается этим в течение 2х лет. Статья о реалистах – 1907, статья о лирике – 1907, статья о театре – 1908. 1907г. – сборник «Нечаянная радость» - все его друзья воспринимают в штыки. Мотивы духовного опустошения – лирический герой ощущает себя предателем своего идеала.

«Нечаянная радость» - название иконы божьей матери.

«Ночные часы» - 1911г.

Блок воспринимал своё творчество как единый сюжет. Все 5 сборников были важны единством. 1911-1912гг – выходит первое собрание соч. Блока в 3х томах

«Трилогия вочеловечевания» - сюжет романа Блок описал и оставил для исследователей. «От мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, возмездию – к рождению художника, мужественно глядящего в лицо миру» Именно так сейчас рассматриваю блоковеды стихотворения Блока – роман в 3х частях. Роман пути! Объектом в данном случае является душа поэта, наблюдения за собственной душой. В записных книжках Б. сделал запись – «Всякое стихотворения – это покрывало, растянутое на остриях слов. Эти острия как звёзды, только с их помощью существует стихотворения».

 

 

Начал изменяться образ героини – прекрасной дамы. Прекрасная дама как бы спускается на землю – черты злой девы – земная страсть, нет стремления выйти из скоего эго и через любовь пойти к новому ощущению мира. Эстетизация зла, дьявольского. Главный мотив – разочарование героя в своём идеале. Он был готов пожертвовать собой.

«Я понял смысл твоих стремлений»

Смысл в примирении духовного и телесного. Цикл «Страшный мир», «Ямбы», «Возмездие». Мотивы омертвления мира. Образ города, как неживого пространства. «Ночь, улица, фонарь, аптека..»Городские мотивы окрашены в пессимистические цвета, подчёркивается мир быта, плотский мир. Образ «сердце – крашеный мертвец» - смерть души. Завершают 3й том циклы «Итальянские стихи», «Арфы и скрипки», цикл «Россия». На Блока оказал влияние Н. Бердяев. Отождествление себя с Россией носило подтекст – выражать не только себя, но и историю собственной страны и народа. «Соловьиный сад» - поэма ситуации распутья. Томительное однообразное существование/путь музыки, счастья, искусства – сад, завлекающий музыкой, соловьиным пением.

Каждый ныне известный представитель символистского течения имел свой путь к нему, и творчество всех символистов не всегда можно объединить какой-то одной характерной чертой. В своём творчестве символисты стремились к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Символисты определяли понятие «символ» как тот знак который соединяет две реальности, два мира — земного и небесного, и связь эта устанавливается только чувствами, интуитивно, иррационально. Брюсов называл символизм «поэзией намеков». Белый подходил к этому явлению более широко: он воспринимал символизм как modus cogitandi (образ мышления) и как modus vivendi (образ жизни), и этому посвятил ряд статей, которые впоследствии были включены в книгу "Символизм как миропонимание". Представители этого течения считали, что только искусство помогает достичь идеалов, приобщиться к царству души. Роль поэта символиста они возводили к тому, что он творец новой жизни, пророк, он помогает создать нового человека. Миссию поэта символисты считали самой высокой на земле, так как искусство для них было выше всех сфер человеческой жизни.

Речь об упадке символизма как единого течения зашла в 1910 году. Все его представители продолжали плодотворно трудиться, творить, но примерно с этого времени их пути, в том числе и творческие, начали расходиться: они стали больше ориентироваться на собственное творчество. Но это не стало смертью символизма, как предполагали многие. Символизм оказал огромное воздействие на литературу и искусство последующих поколений и заложил множество творческих традиций, которым следуют и по сей день.