Вячеслав Иванов

Младшие символисты

1866г.- 1949г. Олицетворял младо-символистов, был легендарной фигурой, его называли «великолепный», Блок его называл «царем самодержавным», Волошин – «поэт – иерофант, ведающий тайнами». Родился в Москве, мать была очень религиозна, внучка священника, было очень богатое воображение. Считала, что текст святого писания воздействовать на ребенка. Затем Иванов в дневниках писал, о том как он будучи маленьким целый вечер простаивал во время молитвы на коленях, засыпал в таком состоянии, но это делал по своей воле. Был необычном ребенком, мать этому потакала. Она показывала ему портрет Пушкина. Говорила о том, что поэт это псалмопевец. Когда Иванов пошел в Московскую гимназию, сам выучил греческий, занимался латынью, ему хотелось быть первым, особенно в изучении древности. Так все происходило до убийства Александра II, это событие повлияло на Иванова. Тогда цареубийство было просто не допустимо. Это событие повлияло на его религиозность, он превратился в один момент в атеиста. Он на тот момент считал, что это не преступники. После поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет, и опять оказался в числе лучших студентов. После 2го курса его отправили на учебу в Германию. В то время известный исследователь римского права был Теодор Момсен, преподавала в Берлинском университете, был блестящим стилистом. К нему приезжали студенты, кто интересовался археологией и римской историей. Иванов написал под его руководством диссертацию о налоговых обществах римского народа на латыни. Благодаря прочтению статьи Нитше, Иванов сложился, как поэт и очень своеобразный теоретик символизма. После себя оставил очень много теоретических работ о символизме. Работа Нише – статья написана в 1872г. Главный объект изучения – это античная трагедия, обращает внимание на то, что античная трагедия является мощным источником радости жизни. Нитше своеобразно прочитывает греческую культуру, обращается к более раннему периоду, к «до сократикам» - 4 век до н.э. – это период настоящей Греции. Прелесть этого периода в том что он назвал «Дионезийским духом», во главу угла поставил миф о Дионисе, этот дух – единство с природой и творческая энергия. Привлекало то, что Дионис погружается в пучину смерти, затем воскрешает – эта линия о умирающем боге, а затем воскрешенным станет главным в трудах Иванова. Так же важно противостояние Диониса с Аполлоном, Дионис отвечает за музыкальную стихию, а Аполлон представляет пластические искусства. Работу Нитше посвятил Рихарду Вагнеру, в нем он видел прототип трагического художника нового времени, которому и предназначено обновить культуру. Иванов после статьи заинтересовался, как в римской культуре взаимосвязаны языческие и христианские образы. Тогда вышла книга Фрезера «Золотая ветвь», в ней взаимосвязь ритуалов с мифами, рассматривалась античная культура, Фрезер рассматривал миф существующий во всех народов, об умирающем и воскрешающем боге. Иванов дальше продолжил эту мысль, о том что и поэт должен следовать этому пути, для того что бы затем вернувшись к жизни, дать своим творчеством возрождение культура. В 1903г. Иванов в Париже читает курс лекций о древней эллинской религии Диониса. Однажды на его лекцию приходит Брюсов. Иванов пока ни с кем из символистов не знаком, пришел к творчеству к младшим символистом. Иванов после входит в круг символистов, начинает переписку с Мережковским, затем 1904г. Приезжает в Москву, знакомится с Бальмонтом. Созревал он обособленно, так как получилось, что в Европе он пробыл около 20ти лет. Главным мотивом поэзии Вячеслава Иванова является мотив восхождения-нисхождения и снова восхождения, через переживания смерти, опять к жизни. Иванов посвятил выражению своих идей несколько статей: «Нише и Дионис» написана в 1904, «Нисхождение» написана в 1905г. Статья в «Нише и Дионис» Иванов восхваляет Нитше за то, что он возвратил современному миру Диониса, тем самым он возвратил трагического бога, который может дать жизнь обновленной культуре в современную эпоху. Иванов в этой статье описывает Деонисийский экстаз, который состоит в упоении гибелью, страданьем, благодаря этому разрушается и погружению в смерть разрушается личное, эгоистичное, при возрождении к жизни происходит единение со всем миром. Отсюда ликующий возврат к жизни. Иванов полагает, что в этом культе Диониса – жертва и жрец объединяются как единое целое, он подразумевал позицию себя самого как поэта, поэт должен пожертвовать свои эго, он получается сам жертвует собой, но поступает и как жрец, распоряжаясь собственным эго. Человеческая душа по Иванову, может стать Дионисийской только при условии выхода из собственного Я, нужно прийти к вселенскому единению.

Трактат «Заветы символизма» написан 1910году Вячеславом Ивановым. Он понимает символизм – символизм в новой поэзии это воспоминание о священном языке жрецов и волхвов. Когда-то по его мысли жрецы были пастырями народов, то есть отвечали за сохранность народов. Но это было потому что жрецы обладали языком богов, поэтому называя слово они тем самым повелевали миром. Затем язык богов который оставался во владении жрецов, был утерян, в бытовой речи не найти языка жрецов, поэтому человек разучился знать истинные названия вещей в мире. Язык же символов может помочь вспомнить знания языка богов. Далее Иванов пишет о том, что жрецы знали соответствия между миром сокровенного (известного только богам) и опытом общедоступным. Иванов говорит, что для древних лира означала мир, пещера - рождение, умереть – родиться, родиться – умереть. Интересные замечания Иванова о древних языках, по своему интерпретирует почему в древних языках постоянно встречается глагол «быть», сейчас это воспринимается как грамматическая форма и все, а с его точки зрения глагол быть имел священный смысл, именно бытия, поэтому мудрецы и жрецы тогда в древности ввели в язык этот символ, символ бытия, ввели в каждое предложение, что бы, говорит Иванов: «Всякое будущее познание было освещено смыслом». Новое осознание поэзии самими поэтами символизма было воспоминанием о языке богов. Так же в книге важно как он описывает слово поэзии, слово служит буквами (общепонятным начертанием) внешнего, иероглифами внутреннего опыта. То есть слово одновременно имеет 2 стороны. Второй важный вопрос для Иванова «поэт и чернь», должна ли поэзия быть понятной? На кого она должна быть рассчитана? Тут есть мысль Иванова о том, что нужно низводить поэзию до уровня прозы. С его точки зрения поэт должен в одиночку отправиться на поиск этого забытого обще-человеческого прошлого. В этой идеи Иванов не был одинок, еще в начале 19века сложилось направление в изучении мифологии, которое сравнивало изучение мифов с изучением древних языков, появилась мысль о том, что наверное у всех индоевропейских есть единый праязык. При сопоставлении корней разных языков, можно добраться до этого праязыка. В начале 19века получила развитие наука этимология, в ней была воплощена идея обнаружить этот праязык. Аналогичная идея родилась и у исследователей мифологии, так как считалось, что до нас дошли лишь фрагменты одного главного мифа объединяющего культуры, народы. Была одна из идей, ее выдвинул Георг Крейце исследователь, о том что, мы читаем мифы которые остались для плебса, а за мифами кроется тайное знание, он разбирал миф о Диметрии и Персифоне, с его точки зрения - это лишь аллегория, тайный язык, с важными зашифрованными вещам. Поэт не должен нисходить к толпе у Иванова родился афоризм «не нужно обменивать жреческий посох на метлу которую подметают в храме».

Следующая статья Иванова 1908г. «Две стихии в современном символизме». Здесь больше конкретики. Символ для него – это иероглиф многозначный, многосмысленный в этой статье, то, что он означает не есть определенная идея. Например, символ змеи Иванов трактовал по разному, адресует это к разным культурам, для него это разные сферы сознание, не просто разные культуры. Для одних змея – это символ соблазна, для другой символ излечения и т.д. Иванов говорит: «Символ в каждой сфере сознания имеет свое значение, то что связывает всю символику змеи, все значения этого символа, есть великий космогонический (миф о рождении мира) миф». Мысль Иванова о том. что настоящее символическое искусство прикасается именно к области религиозного, но под религией Иванов понимает: «религия есть прежде всего чувствование связи всего сущего и смысла всяческой жизни». Завершает эту работу мысль о том, что поэт символист должен быть теургом то есть жрецом. Теург не только жрец, но и творец, поэтому поэт своим творчеством должен способствовать вселенскому преображению. В стихотворениях использует много славянизмом, полагая, что они помогают звучать вне времени.

Летом 93года Иванов познакомился в Риме с Лидией Зиновьевой-Аннибал, была она необычной дамой, как персонаж достоевского из романа «идиот», была очень сложным человеком, познакомившись с нею он понял, что это встреча важная в его духовном пути. К этому времени у него2ое детей, у нее 3ое детей, но они решили соединиться в браке, но на тот момент развод был очень сложным делом, он затянулся до 99 года, брак среди символистов предполагал исключительно духовные отношения, благодаря влиянию Оскара Уайльда сложилось впечатление. Что биологическое составляющее отнимает от человека половину духовного. В той среде символистов гомосексуализм понимался как отход от телесности, так как не предполагали продления рода и биологической функции человека. Между Ивановым и Лидией – это тип отношений в которых старались отойти от всего, что связано с плотским, перенося на уровень духовный. Многие не понимали их, когда они получили разрешение на брак, они не могли венчаться в церкви, но для Иванова это было очень вадно, они решили венчаться в Италии в Греческой церкви. Впечатление Иванова от обряда – на головы им возложили венки из виноградных лоз обвитые шкурой ягненка. Параллельно у него оставалась супруга в Москве, она очень почитала его стихи, она показала его стихи Соловьеву, так он узнал о его существовании. С этого момента началась переписка Иванова и Соловьева. Иванов очень почитал Соловьева. После венчания они решили поехать в Киево – Печерскую лавру на причастие, отправились не сказав Соловьеву, от туда ему сообщили 99год, конец июля. Им ответ приходит о том, что в этот день Соловьем умер.

1905г. – Иванов вернулся в Россию, в Петербург приехал, жил на Таврической улице в доме 25 на последнем этаже, там стало существовать своего рода салон, самый знаменитый в те годы в городе «Башня Вячеслава Иванова». Они занимал целый этаж, устраивались среды, на которых присутствовали Бердяев, театральные деятели, поэты из Москвы, Андрей Белый был, проходили заседания религиозно-философского общества, заседания ревнителей русского стиха. Была особая атмосфера. Иванов затем одно время в 13году жил в Москве потом в 20ые годы преподавал как филолог в Баку, потом по исследовательской командировки поехал в Рим. Там находится архив.

 

Борис Бугаев (Андрей Белый)

Мать его любила появляться в свете, с отцом они составляли странную пару. Отец имел не выразительную внешность. В семье были постоянные страстные споры. Мать прекрасно играла на фортепиано. Он считал. Что его путь к творчеству лежал через исполнение музыки матери. Сам он полагал, что его путь к символизму идут с самого детства, для него символ был через его первые детские впечатления. Мать читала ему в слух ее любимых авторов: Гетте и Андерсон. Андрей Белый говорит в статье «Почему я стал символистом….» , он вспоминает свою игру в испуг еще в 3-4 года, он взял крышку от картонки, спрятал его в тень, что бы не видеть предметности, а видеть только цвет (пунцовый), у него было впечатление. Что он видит что-то багровое, это и стало для него символом. Дальше Андрей вспоминает, что он стал утаивать от родителей открытия, а гувернантка что-то подозревала, она потребовала, что бы он произносил в слух. Его защитная реакция была: он стал болтать в слух всякую чепуху, что бы отвлечь всех от его открытий и переживаний. Открытие в те годы: ему не нравится общаться с другими детьми и не умел. Это утаивание внутренней жизни затем приобрело привычку. Символ для него – это пересечение, соединение, связь этого и того, внутреннего и внешнего. Он очень подробно описывает свое детство. Он перенимал на себя тех персонажей книг, которые он читал. Дальше он был ребенком все таки продвинутым, думал, как ему совместить всех «я» в себе. Дальше возникла «людификации», то есть его самого в разных ролях. Тогда он сложил легенду о неком мальчике, он представлял его как «он», в нем он представлял, что совмещаются все эти многочисленные «я» роли, когда новое происходило. Он говорит, что это была воля к преодолению маски. Среду его детских и подростковыми играми были не безопасные игры. Когда был он в 5ом классе, ему нравилось полностью отдаваться музыке, но при этом, слушая музыку он положил зеркало, а потом понюхал нашатырного спирта, но вошли его родители.

С 5го класса гимназии (ему 15-16лет), заинтересовался философией, тогда самый передовой журнал «Вопросы философии и психологии», там интересные публикации о индуизме, зачитался о буддизме, конфуцианству.. Важная встреча- знакомство с семьей Сергея Соловьева, они были одного возраста. Отец Сергея Соловьева был братом философа Владимира Соловьева, оказало, что Бугаевы и Соловьевы были соседями, жили на Арбате в Москве. Но если у себя дома он был один, когда он стал бывать у Соловьевых, оказалось, что то что он делал нормально, открыто обсуждается, причем взрослыми людьми. Он обнаружил, что есть люди которые погружены в настоящие знания. Благодаря этому знакомству Андрей Белый узнал, что ему еще нужно прочесть, он говорит, что буквально перетрудился с чтением в этот период. В этот же период он открыл для себя музыку Грига, это важно, так как по принципу композиционному произведения Грига, Белый решил написать новый тип художественного текста, находящийся поэзией и прозой и назвал «симфониями» и посвятил их именно Григу. После окончания гимназии поступил на естественное отделение московского университета, занялся математикой, зоологией. Самую интересную симфонию написал он 1902году, подзаголовок «симфония 2ая драматическая». Это ритмизованная проза. Необычно – Белый дает в качестве эпиграфом, музыкальные обозначения к тому, как должен быть исполнен этот текст. Его интересует понятие контрапункта как совмещение разных мотивов и тем. Он по своему это понятие реализует. Симфонии у него становятся многоуровневым произведениям, каждый из этих уровней что-то подразумевает. Выявляются 3 главных уровня: музыкальный, идейно-символический, сатирический. Сатирический уровень осмеивает уровни другие. Взаимодействие мистического и сатирического заявляется прямо в предисловии симфонии, причем музыкальный уровень должен привести их в состояние гармонии. Когда Блок познакомился с Белым в этот период, он написал, что в Белом странное соединение юности и дряхлости. В 1900г. Андрей Белый с Сергеем Соловьевым начинают навещать могилу Владимира Соловьева в Новодевичий монастырь, с этого начинается новый период бесед и поиска у Андрея Белого. 1903 году создается группа «аргонавты», дело в том, чтов январе этого года у Соловьевых умер отец, а мать застрелилась после этого. Сергей остался один, родители были похоронены тоже в Новодевичьем монастыре. Осмысление ухода родителей, должно начаться нечто новое, что они не просто ушли, это лишь знамение великих перемен, это накладывалось на идеи Владимира Соловьева. Рождается идея своего узкого кружка, которому дается название связанное с греческим мифом о плавании на корабле Арго за золотым руном. Себя поэты (Белый, Соловьев и поэт под псевдонимом Эллис , настоящее его имя Лев Кобылинский, несколько друзей художников). Они себя ассоциируют с аргонавтами которые отправились за золотым руном, это воспринимается как мистическое путешествие что бы достич нового преображенного мира. Стихотворения Белого этого периода насыщены символикой солнца в цветовом ракурсе – это золото, лазурь, те цвета которые будут и у Блока, затем заря – символ пожара. На одной строке могло оказаться не предложение, а даже только одно слово, этот прием был связан с его исследованиями по теориям стиха. Изучение ритма для него становится своеобразным коньком, он смотрит на ритм как на индивидуальный подчерк каждого поэта. В ритме дело не сколько ударений, а сколько безударных слогов, от этого и складывается индивидуальный ритм. Он стал располагать строчки то так, то этак.

 

Александр Блок1880г.-1921г.

 

После 1900 года только включал свои стихотворения в сборники, хотя писать стал намного раньше. Сначала учился на юридическом факультете потом на историко-филологическом. Друг Александра Блока Соловьем говорил, когда прочитал юношеские стихи Блока – это было подражание Фету. Обнаруживается влияние так же Полонского и Толстого. Блок пробует все поэтические манеры. Говорил, что его поэтическим учителем в юношестве был Жуковский. Впервые противопоставления мира живого и небесного появилось у Блока через чтение Жуковского. Юношеское увлечение – интерес к античной поэзии, мифологией, в тех стихах встречаются и античные сюжеты и мифология, но он не заходит так далеко как Иванов, находится это на поверхности. Скоро этот интерес у него угас. Влияние поэзии символистов – в 90ые году, Блок пробует писать в духе Бальмонта. Юношеская поэзия связана с обной стороны с традициями Жуковского и Фета, а с другой с декадентством. Мотивы разочарования, образы холодной мглы, ненастья, жажды смерти, мотивы отравления души миром. Переворот в юношеской поэзии происходит в 1900 году благодаря подарку на день рождения от матери – сборник стихов Владимира Соловьева. Блок увлекается Соловьевым, что буквально повторяет некоторые мотивы. Произведение Соловьева «Три свидания», которая вдохновила Блока. Поэта эта писалась Соловьевым несколько лет 1862г. -1876г. – первая часть, а 1897 году закончил вторую часть, уже перед смертью. Соловьев проникается идеей женственности.

После прочтение этих стихов Блоком, он решил познакомиться и с философией Соловьева, отдельно рассматривал он статья «Смысл любви», тезисы из этой статья:

· Когда человек утверждает себя в не всего другого, человек тем самым лишает смысла свое собственное существование, превращает свою индивидуальность в пустую форму.

· Эгоизм никак не есть самосознание и самоутверждение индивидуальности, а напротив это самоотрицание и гибель.

· Существует лишь один естественный путь к перенесению центра тяжести с себя на другого, это путь любви.

Постепенно у Блока складывается его собственная идея о женственности, но сначала он как поэт стал известен в кругу аргонавтов. Соловьев – троюродный брат Блока, конечно они находились в постоянном контакте. Мать Блока и послала первые стихи сына Соловьеву. В этом кругу сложился образ Блока. И Белый и Соловьев восприняли, что Блок является воплощением идей Владимира Соловьева. Еще не видя Блока, у них сложился определенное увлечение поэзией Блока. Первая встреча Блока, Белого и Соловьева в 1904г, после выхода первого сборника Блока. После их встречи они отправляются в Москву, где знакомятся с остальными аргонавтами. Там они создали тайный кружок «Братство Рыцарей Прекрасной Дамой». К 1904 году Блок только женился, и конечно это событие прочитывалось в символическом ключе. Любовь Дмитриевна Менделеевна-Блок – жена Блока воспринималась его друзьями именно как жена облаченная в солнце. Этот образ имел разные подтексты – один образ грядущего мира, второй – это изображение Софии (соотносился с образом Девы Марии, София по агиографии мученица которая погибла за веру во втором веке, считается матерью 3ех добродетелей – Веры, Надежды, Любви), так же образ Софии пришел из немецкого мистицизма в котором София понималась как гармоничное соединение духовного и телесного, так же была и 3яя традиция связанная с гностическими идеями, по их представлению творение мира просисходило как нисхождение от некого источника (света), они называли это эонами, одним из этих эонов и была София, она возжелала стать сама как божество, но была поглощена земной материей, а по другим представлениям София была частицей света которое было вначале всего, она сделала себе тело из вод, земной субстанции, но была из-за этого плененной материальным миром, для этого и пришел Эон (воспринимается как Иисус), который спас ее.

Сборник «Стихи о прекрасной даме», был отчасти вдохновлен идеями о Софии. Предыстория: впервые 10 стихотворений из этого цикла были опубликованы в альманахе «Северные цветы», который редактировал Валерий Брюсов, напечатаны они были в 1903го., годом раньше когда Брюсова спросили. Знаете ли вы такого Блок, он ответил, что да, он из мира Соловьевых, но он не поэт. В 1902г. они познакомились, после они и отправил Брюсову свои стихи «Стихи о прекрасной даме», заглавие попросил дать такое «О вечно женственном» - в сущности это и есть тема всех стихов Блока. Брюсов опубликовал их, но дал другое название – «Стихи о прекрасной даме». Отдельной книгой этот цикл вышел в 1904г., первая критика на эту книгу была отрицательная, ругали за то, что он не владеет формой стиха, они очень слабые. Были так же вопросы о названии, почему именно дама, а не дева например. 1st исследователи прочитывали в образе автора лирического героя, отсылку к Пушкину, что он продолжает его традицию, что его лирический герой ближе всего к князю Мышкину. Сам Блок, записывает в дневнике: «Я вкладывал в это название метафизический смысл, ч наметил для себя программу исследования эгоистического к себе, я ставлю перед собой задачу установить в чем именно мой дух. Началом своим могу назвать только одно – женственное».

Исследования этого цикла распадаются на 2 типа:

· Прочитывается Соловьевская традиция в понимании Софии.

· Перед нами поэзия скорее пейзажно-любовная, в ней не стоит вычитывать мистику, этого подхода придерживался Гумилев.

Были исследователи, которые обратили внимание, что уже в первом стихотворении встречаются образы которые не укладываются в идею о Софии. Дальше стали обращать внимания на другие стихотворения, в которых так же не укладывались мотивы София. Обобщая, есть образы говорящие о том что героиня появляется в вечерней заре, что она источник света, она таинственная. В этом цикле важны так же мотивы двойничества, двуликости, колдовства. Первый кто отметил, что дева в этом цикле оказывается связана с мифологическим символом луны был Белый. В сборнике 3 части: «Неподвижность», «Перекрестки», «Ущерб». Структура этого сборника потом повторила структуру собрания сочинения Блока. Блок после издания этого сборника постоянно публикуется. В основном в журналах «Вопросы жизни». «Весы», «Золотое руно», так же газетах «Слово», «Речь». Так же завязываются контакты в литературной среде, начинает бывать у Мережковских, так же посещает среды на баше Иванова. В салоне театре Комиссаржевской знакомится с Натальей Николаевной Волоховой – артисткой этого театра, она становится его бурным увлечением, посвящает ей много стихов «Песня судьбы» и т.д.

1906г. Блок пишет трилогию лирических драм «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка». Так же пробует писать и сказки. Написал сказку «сказка о той которая не поймет ее» в 1907г., в этом же году пробует себя в литературной критике, становится ведущим критиком журнала «Золотое руно», он занимается этим в течении 2ух лет, среди важных статей – статья о реалистах в 1907г., статья о лирике в этом же году, статье о театре в 1908г. 1907г. – знаковый для Блока, в этом году он пишет сборник «Нечаянная радость» - который все его друзья воспринимают в штыки, считают, что он пародирует сам себя, что он осмеивает образ прекрасной дамы, что предает идеалы их круга. Основными мотивами этого сборника – мотивы греха, измены идеалу, мотивы духовного опустошения. Лирический герой ощущает себя именно предателем своего идеала. Важно название этого цикла – оно связано с придании о иконе под тем же названием, это придание говорит о том что страшный разбойник. Который много натворил зла, в конце своей жизни он обратился к Божьей матери, случилось чудо, он был прощен, нечаянная радость связана с мотивом прощения и заступничества. Так же важный момент – это статья Соловьева «Тайна прогресса», Блок хорошо ее знал, в ней он приводит рассказ об охотнике окторый перенес через бурный поток старуху, на другом берегу она превратилась в красавицу. Этот рассказ Соловьев приводил в качестве иллюстрации – отношение человечества к прогрессу, а именно, что человечество не должно забывать своих корней, он писал, что задача человечество в том что бы пронести придание через поток истории. Блок писав этот цикл изучал русский фольклор, в этом же году работает на д статьей «поэзия заговоров и заклинаний» и «Девушка розой калитки и муравьиный царь». Благодаря фольклору появляются нехарактерные «твари весенний, колдуны, русалки, чертенята». Есть в сборнике 2 типа женских персонаже, одни п=близки к Софийному типу, а вторые – это стихийные героини.

С 1904-1911 издал 5 стихотворных сборников

1. «Стихи о прекрасной даме» 1904г.

2. «Нечаянная радость» 1907г.

3. «Снежная маска» 1907г.

4. «Земля в снегу» 1908г.

5. «Ночные часы» 1911г.

Блок воспринимал свое творчество как единый сюжет. В 1911году решил издать свое собрание сочинений которое бы состояло из 3ех томов и представляло единый сюжет. В 1911г. Оно выходит. Первые 2 книги сохраняют прежние названия Стихи о прекрасной даме», «Нечаянная радость», название 3ей книги «Снежная ночь». Блок не перестает работать над логикой выстраивание стихотворений. В 1916г. Выходит 2ое собрание сочинений в 3ех томах, в нем сборники утрачивают названия. Циклы стихов Блок расформировывает и перестраивает заного. Это собрание не совсем опять ему нравится, до смерти работает на 3им собранием. В 1918г., выходит 3 тома 3его собрания сочинения, а 3ий том в 21г. Он решил создать роамн в стихах, все 3 тома собраний сочинений он сам предложил рассматривать как единый сюжет и произведение. Он назвал тему своего романа « Трилогия вочеловечевания» сюжет своего романа, тоже сам описал. Блок определил сюжет, говорит: «от мгновения слишком яркого света – через необходимы болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, возмездию – к рождению художника мужественно глядящего в лицо миру». Именно так сейчас и рассматривают блоковеды. Получается, что перед нами роман пути, объектом пути является душа, наблюдение за ней. Слово вочеловечевание – понятие из богословского словаря, в христианской традиции оно обозначает явление Христа людям, воплощение бога в человеческом естестве. Этот сюжет не предполагает событийности, он лирический. 1ый том – это мгновение света, мотивы философские, 2ой том – отказ от Соловъевства, 3ий том – стремление примерить дух и тело.

Символы постоянно встречаются в 1ом томе: ожидание - основная тема, ожидание любви именно по Соловьевски, ожидание выхода из собственного я. Пейзаж прочитывается отвлеченно, как условный фон. Лирический герой презирает все земное, рвется к ней, есть устойчивые образы цвета, она в золоте, лазури. Она изображается ка царица. Языковой уровень – повтор прилагательных «неведомые тени, непостижимая тишина». Мотив недовольства самим собой. Появляется образ двойничества. 1ый том логически можно назвать тезой.

2ой том мотив дьявольства, разочарование героя в своем идеале. Оказалось, что его идеал не воплотим. Логически можно его назвать антитезой.

3ий том можно назвать синтез, примирение духовного и телесного. Вошли циклы: страшный мир, ямбы, возмездие. Важны мотивы омертвления мира, образ города как не живого пространства. Важен потив отдалённости миром быта, плотским миром, появляется сердце – крашеный мертвец. Завершает 3ий том, циклы итальянский стиль, арфы и скрипки, Россия. Перед этим циклом он помещает поэму «Соловьиный сад», ситуация распутья повторяется, 2 пути: путь повседневного труда на скалистом берегу, томительный, однообразный, а другой путь – путь музыки, счастья, искусства. Герой в этой поэме бродит между этими 2мя мирами. С каменистого пути он сворачивает в сад, а в саду он слышит шум вол и возвращается на берег, в результате герой делает выбор, но делает его в пользу самоотречения.