Виды юридических лиц

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

С 1 февраля 2009 года в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" регистрация субъектов хозяйствования (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) осуществляется по заявительному принципу. Декрет N 1 устанавливает, что государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения (подп. 2.1 п. 2), но не раскрывает значение самого термина "заявительный принцип". Вместе с тем анализ отдельных норм Положения о государственной регистрации (пункты 18, 22 - 25) позволяет сделать вывод, что заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования предполагает:

1) подачу заявления о государственной регистрации с подтверждением того, что заявителем (заявителями) соблюдены установленные законодательством требования к создаваемому (реорганизуемому) юридическому лицу (его учредителям (участникам), собственникам имущества, руководителям) и порядку его создания либо к физическому лицу, регистрирующемуся в качестве индивидуального предпринимателя;

2) презумпцию достоверности всех сведений, указанных заявителем (заявителями) в заявлении о государственной регистрации и прилагаемых к нему документах, следовательно, не допускается отказ регистрирующего органа от проверки этих сведений, а также от содержательного анализа уставов коммерческих и некоммерческих организаций (учредительных договоров - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), а также изменений и (или) дополнений в них (ч. 1 п. 22 Положения о государственной регистрации);

3) возможность неосуществления государственной регистрации субъекта хозяйствования регистрирующим органом только по формальным и исчерпывающим основаниям (непредставление всех необходимых документов; нарушение требований к оформлению заявления о государственной регистрации, установленных Положением о государственной регистрации; обращение за государственной регистрацией в ненадлежащий регистрирующий орган) (ч. 1 п. 23 Положения о государственной регистрации);

4) возложение на заявителя (заявителей) ответственности за достоверность сведений, указанных в документах, представленных в регистрирующий орган для государственной регистрации субъекта хозяйствования, включая заявление о государственной регистрации (ч. 1 п. 25 Положения о государственной регистрации);

5) возможность признания недействительной государственной регистрации субъекта хозяйствования и взыскания доходов от его деятельности в местный бюджет в случае, если государственная регистрация субъекта хозяйствования осуществлена на основании заведомо ложных сведений (ч. 2 п. 25 Положения о государственной регистрации).

Следует учитывать, что согласно примечанию <**> к подп. 2.1 п. 2 Декрета N 1 заявительный принцип не является универсальным и не применяется при государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Глава 3 Декрета N 1 РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

9. Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;

администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;

облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

П 23 Декрета. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в случае:

непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Положением;

оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке (п.1 ст.47 ГК).

 

5. Представительства и филиалы

Представительствомявляется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

Филиаломявляется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

Имущество представительства и филиала юридического лица учитывается отдельно на балансе создавшего их юридического лица.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.

 

6.1. Общие положения

Многообразие видов и организационно-правовых форм юридических лиц, созданных различным составом их учредителей, на основе всех форм собственности со своими целями, с неодинаковыми правами учредителей на имущество образованных ими организаций властно требует научной классификации юридических лиц. Результатом такой классификации является построение научно обоснованной системы юридических лиц, позволяющей не только обозреть их все, но и соответствующим образом законодательно регулировать их деятельность, осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства с целью защиты интересов всего общества и отдельных его членов, правильно разрешать различного рода споры с участием юридических лиц, а также учредителей юридических лиц с учрежденными ими юридическими лицами по различным вопросам, в частности в связи с выбытием их из состава участников и т.п.

Юридические лица делятся на виды по различным несовпадающим критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Таких критериев много. Наиболее значимыми из них являются:

а) собственность, на основе которой они образованы;

б) права учредителей (участников) юридического лица на имущество последнего;

в) цель деятельности юридических лиц;

г) состав учредителей;

д) способ образования;

е) учредительные документы (их состав);

ж) характер участия учредителей в деятельности юридического лица;

з) объем вещных прав юридического лица;

и) обязанности участников участвовать своим трудом в деятельности юридического лица;

к) особенности статуса (правового режима) юридического лица;

л) соподчиненность юридических лиц.

6.2. Деление юридических лиц на виды в зависимости от форм собственности, на основе которой они созданы

По этому критерию юридические лица делятся на:

а) созданные на основе собственности отдельного гражданина (физического лица);

б) в основе которых лежит собственность различных учредителей (физических и юридических лиц, образованных физическими лицами) в различном сочетании;

в) созданные на основе государственной собственности (собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц).

Сущность и значимость этого деления юридических лиц состоит в том, что можно определить, в чьих интересах они создаются и осуществляют свою деятельность, пределы и формы вмешательства в их деятельность органов государственной власти и органов государственного управления, обладание ими властными правомочиями.

Рассматриваемая классификация юридических лиц похожа на деление юридических лиц в законодательстве и доктрине государств с развитой рыночной экономикой на юридические лица публичного права и юридические лица частного права. К отличительным признакам юридических лиц публичного права обычно относят природу акта, необходимого для возникновения юридического лица (закон, административно-правовой акт), и публичный характер целей, для которых юридическое лицо создается, наличие у него властных правомочий.

Юридические лица частного права создаются на основании частноправового акта для достижения частных целей.

6.3. Деление юридических лиц в зависимости от прав их учредителей (участников) на имущество юридического лица

По этому критерию юридические лица делятся на три вида:

а) юридические лица, учредители (участники) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица. К ним относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения, т.е. созданные на основе собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц, и юридические лица, созданные на основе частной собственности одним физическим лицом, супругами или юридическим лицом;

б) юридические лица, учредители (участники) которых не имеют имущественных прав в отношении имущества юридического лица. К ним относятся: общественные объединения, политические партии, профсоюзы, религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц;

в) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют обязательственные права. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы (ст.44 ГК). Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

В зависимости от того, к какой из этих групп относится данное юридическое лицо, решается вопрос о правах на имущество юридического лица в случае выбытия из состава его учредителей (участников) и в случае ликвидации юридического лица.

6.4. Деление юридических лиц в зависимости от цели их деятельности

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие (п.1 ст.46 ГК).

Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления предпринимательской деятельности с получением прибыли как основного ее итога и (или) распределения полученной прибыли между ее учредителями (участниками). Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах, предусмотренных ГК (п.2 ст.46).

Некоммерческие юридические лица имеют иные цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и соответствует этим целям, и не имеют права распределять полученную прибыль между своими участниками. Для некоторых видов некоммерческих организаций законодательством могут быть установлены правила, предусматривающие их права на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования (участия в образовании) коммерческих организаций. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательством (п.3 ст.46 ГК).

6.5. Юридические лица по составу учредителей

Различают юридические лица, учреждаемые:

а) государством, административно-территориальными единицами и их органами;

б) одним физическим лицом (супругами);

в) несколькими физическими лицами;

г) одним юридическим лицом;

д) юридическими лицами и предпринимателями в различном сочетании.

6.6. Деление юридических лиц по способу их создания

Различают юридические лица, создаваемые в распорядительном, разрешительном порядке и нормативно-явочным способом.

6.7. Юридические лица по составу учредительных документов

По этому основанию юридические лица делятся на создаваемые и действующие на основании:

а) учредительного договора;

б) учредительного договора и устава;

в) только устава.

На основании только учредительного договора создаются и действуют полные и коммандитные товарищества (ст.48, 67, 82 ГК); учредительного договора и устава – общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью (ст.88, п.3 ст.94 ГК). На основании только устава образуются и действуют акционерные общества (п.3 ст.98 ГК), унитарные предприятия (ст.113 и 115 ГК), производственные и потребительские кооперативы (ст.108 и 116 ГК), общественные объединения (ст. 9 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» в редакции закона от 19 июля 2005 г., профессиональные союзы (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» в редакции закона от 14 января 2000 г., религиозные организации (ст.14 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», фонды (ст.118 ГК), учреждения; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст.112 ГК), политические партии (ст.11 Закона от 5 октября 1994г. «О политических партиях» в редакции закона от 19 июля 2005 г., кооперативы (п.1 ст.108, п.1 ст.116 ГК).

6.8. Юридические лица по характеру участия учредителей в деятельности юридического лица

Различают юридические лица, участники которых объединяют свои личные усилия для достижения предпринимательской цели: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица, участ­ники которых объединяют свои капиталы (хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью).

6.9. Деление юридических лиц по объему вещных прав

По этому основанию юридические лица делятся на:

1) юридические лица, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены (казенные предприятия и учреждения, финансируемые за счет собственника – ст.277 ГК),

2) юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения имуществом, предоставленным им собственником для осуществления предпринимательской деятельности (унитарные предприятия) – ст.276 ГК,

3) юридические лица, обладающие правом собственности на их имущество (все остальные юридические лица).