Вопрос. 29 . Учение о государстве Жана Ведена
Жан Бодев (1530-1596 гг). Основные произведения; «б книг о республике» ([его имя это синоним
суверенитета)
1. Особенность учения о государстве в том, что рассматривалось государство как семья. Семья - это основная социальная ячейка в обществе. Государство – это множественность семей, управляемая сувереном в соответствии с правом. Организация правления в семье является достаточно оптимальной. Оптимальная форма правления для него это королевская власть с элементами демократии и аристократии. Право и справедливость два взаимосвязанных понятия, но два других понятия: норма и приказ - Право базируется на справедливости, норма на приказе. Суверен не создает право, он создает норму, а значит приказ. Восприятие власти , т.е. государства - народ вправе передать власть от одного гражданина к другому как свое собственное имущество. Поэтому суверен один из граждан.
2. Понятие суверенитета. Суверенитет - это длительность, постоянность, неограниченность. Выражается в 5 чертах [т.е. власть суверенна, когда обладает следующими чертами):
1. Издание.законов
2. решение законов войны и мира
3. назначение должностных лиц
4. суд последней инстанции
5. право на помилование
3. Выделение трех типов государства
1. Законное государство, подданные управляются законами суверена, принимаемыми в соответствии с законами природы, с сохранением естественного права подданных, значит у них есть право убрать суверена, если его законы не соответствуют законам природы
2. Вотчинное (сеньориальное) государство, правление силой оружия по принципу силы
3. Тираническое государство - правитель отвергает синьориат, естественное право подданных и распоряжается их имуществом как своим собственным,
Для Ведена государство - цель, для Макиавелли - средство.
Вопрос 30 . ППУ раннего социализма (16-П вв.) Томас Мор, Талаза Кампанелла,
Томас Мор (1476-1535 гг). Юрист, государственный деятель, лорд канцлер Англии, хранитель печати.
1516-1571 гг опубликована книга «Утопия». Основные идеи: Последователь Платона, выписывает модели идеального управления и идеального общества по принципам;
1. Ликвидация государственной собственности
2. Обязательность труда
3. Общность имущества
4. Выборные системы правления.
1. 30 семей избирали феларха, 10 фелархов - протофеларха, собрание фелархов - пожизненного принцепса из 4-х кандидатур, предложенных городом.
2. Сенат, который избирается населением
Томаза Кампанелла (1561-1639) «Город солнца», 29 лет сидел в одиночной тюрьме, где написал книгу.
Основные идея: Взаимосвязь социального управления с определенным видом человеческой деятельности. В городе солнца 7 систем управления, военное управление - мощь, во главе которой правитель, который назначает 3-х начальников, каждый из которых назначает 3-х других. Наука - мудрость, воспроизводство - любовь и др. Во главе этого города метефизик, который будет править, пока не поятся более умный.
ППУ в России 15 - 1половины 17 вв.
1. Политическая полемика нестежателей и стежателей (иосифиян)
2. Политическая концепция митрополита Фелофея «Москва - 3 Рим»
3. Политико-правовые взгляды Федора Карпова
4. Политико-правовые воззрения Зиновия Отенского
5 . Политическая программа Ивана Пересветова
6. Политические взгляды Ивана Грозного
7. Политические воззрения Андрея Курбского (спасение жизни Грозному, потом стали врагами)
8. Политическое учение Ивана Тимофеева.
Вопрос 31. Политическая полемика нестежателей и стежателей (иосифиян)
Два общественных блока
1. Общие идеи нестяжателей
1. реформирование церковной деятельности
2. отторжение (секуляризация) собственности от церкви, прежде всего земельной
3. Невмешательство церкви в государственные и общественные дела
2. Общая идея стяжателей: сохранение церковных порядков и догматов, а также экономические основы деятельности церкви.
Нестяжатели:
Нил Сорский старец (1433-1508 гг). Основные идеи:
1. секуляризация собственности церкви
2. идеальная форма организации - монархическая община (скит)
3. естественное право есть основа монархического развития
4. главный недостаток социального развития - сребролюбие
5. нестяжательство выше подаяния
6. свобода воли
7. свобода убеждения
8. свобода мысли (6,7,8 - светские идеи, которые он впервые сформулировал в русской истории)
9. невозможность преследования инакомыслия.
Васиаи Патрикеев. Основные идеи;
1. Разграничение сфер государственной и церковной деятельности, невмешательство церкви в дела государства
2. Ликвидация монашества
3. Не преследование за убеждения
4. Защита черносошных крестьян
Максим Грек (-1556 г). (настоящее имя Михаил Тривалис, грек по национальности, в Россию приехал по приглашению Василия 3,.Джовалама Саванарола). Основные идеи
1. Сформулировал два способа приобретения власти: а)наследование; б) избрание
2. власть должна быть ограничена законом
3. правитель должен быть добродетельным, если нет - то мучитель
4. необходимость наличия совещательного органа [Дума, Дворянское собрание и т.д. )
5. Отправление правосудия по закону
6. Мирная ориентация, но хорошее войско
Феодосии Косой. Основные идеи
1. Критика не только порядка, но и догматов церкви.
2. Ликвидация церкви и государства как основы социального неравенства
3. Идеал в управлении - община
Иосиф Володский (1439-1515 гг.). Центральное .учение - учение о власти
1. Приоритет церкви над государством, что выражается в том, что правитель один из сынов церкви.
2. Сохранение экономических основ церкви и ее функций, т.к. это обеспечивает 3 функции:
1. Отправление религиозных обрядов
2. Поддержание сирых
3. Содержание братии
3. Преследование инакомыслия государством
4 . Абсолютизм верховного правителя
Вопрос.32. Политическая концепция митрополита Фелофея «Москва - 3 Рим»
Митрополит Фкпофей. Основное произведение «Москва - 3 Рим». В 1453 г. падение Византийской империи, перед этим падением та тар о-монгольское нашествие и т.д.
1. Это сложное время подтолкнуло к формированию теории: знамя православия, выпавшее из рук Константинополя должна поднять именно Россия
2. Принцип династической организации власти, которую Фелофей ведет. От Константина
3. Приоритет церкви по отношению к светской власти: правитель - сын бога.
4. Объединение русских земель вокруг Москвы
5. Победа России является моральным основанием для возложения на себя лидерства в православном мире.