Вопрос. 28.ППИ эпохи реформации: М. Лютер, Томас Мюнцер, Жан Каловин, тираноборцы, Этьен Лябуэсси.

Вопрос 27. Правовое Учение Николо Макиавелли.

Николо Макиавелли (1469-1527). Величайший ученый в теории и практике политической деятельности, особенность: тактические приемы в политике.. Основные произведения: «Государь (итал. Принцепс) «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». Основные позиции

1. Соотношение политики и религии - жесткое противопоставление. Всегда формулировал идею

- жесткой религиозной индифференции, объективный характер происхождения и изменения политической жизни государства и обществ происходит не по божественной воле, не по прихоти людей, а по действительному ходу вещей (совокупность обстоятельств).

- не божественное есть главньй авторитет, а опыт истории,

- хорошая власть - это хороший закон и хорошее войско.

2. Соотношение политики и морали:

- Власть есть изначальное явление внеморального плана, т. е жесткое разграничение политики и морали,

- формулирует совокупность приемов ведения политической деятельности. Эти правила относятся к государю.

1. Не во всем следует идеалу добра

2. имеет возможность выступать против собственного слова

3. Использует порока людей для закрепления собственной власти,

4. Прославляй и обожествляй власть, создавай культ власти.

5. Цель оправдывает средства, средство является целью.

 

Гунплович «Двое сильных всегда побеждают сильнейшего» Государствоведение - он дает понятие стато (итальянское государство) - это есть аппарат управления подданными, а также народами, входящими в его состав, отсюда 3 признака в понятии государства

1. Это аппарат управления

2. Это аппарат управления подданными

3. народы, вводящие в состав

- народ, с его точки зрения, в политической жизни это серая масса, для народа важнее наличие имущественных прав, нежели отсутствие политических (т.е. кусок хлеба дороже права голоса).

- характеристика государя: государь должен быть добродетелем, он должен опекать, но не обирать свой народ, должен боятся 2к вещей: презрения и смеха, должен знать, что существует два метода управления, любовь и страх, народ относится к государю лучше, когда ожидает от него зло, а получает добро, абсолютизм и полная концепция власти в одних руках.

 

Общая характеристика реформации (антирелигиозное движение)

1. Признание единственного религиозного источника - священное писание (библия) и отрицание католических священных преданий.

2. Демократизация и управление церковной жизни и церковных обрядов

3. Отрицание зависимости от религиозной курии

4 . Стремление к хорошей жизни, к богатству

5. Значение профессионального труда

Два направления ППУ реформации

1. Бюргерское: М.Лютер

2. Плебейско-крестьянское: Т.Мюнцер

Мартин Лютер (1483-1546 гг) протестант. Основные идеи:

1. Спасение человека в религиозной вере

2. Каждый человек сам себе священник

3. Отрицание деления на клир (князья церкви) и мирян (паства), т.е. между нами и богом не должно быть посредников. Вывод;: Нарушается главный канон католицизма - нет посредников межцу человеком и богом

4. Естественное право как основа государственной и общественной жизни

5. Естественное право регулируют лишь внешние поступки человека, внутреннее состояние человека всегда свободно

6. Христианский правитель - это слуга, А не господин для своего народа

7. Укрепление светской власти , независимость от папства, укрепление княжеского абсолютизма.

8 . Монарх - глава национальной церкви

 

Т. Мюнцер ( 1490-1525 гг)

1524-1526 - крестьянская война в Германии. Источники: «12 статей», «Статейное письмо», В «12 статьях» обшие представления о социальной жизни»

1. Ликвидации крепостного права

2. Сменяемость и выборность духовенства религиозной общиной

3. Собственная экономическая позиция: снижение оброков, барщины, подати.

4. Преодоление произвола в судах и административном управлении.

«Статейное письмо» носит более радикальный характер

1. Впервые начинает формулировать возможность насильственного изменения государственного и общественного строя

2. Народ как единственный носитель власти

Формулирует два понятия государства:

1. государство как форма национального единства различных социальных слоев

2. государство как форма священного союза и братства простых людей, т.е. церковь и ряд слоев населения исключается из понятия государства.

 

Жав Кальвин (1509-1564 гг). Во многом с ним отождествляется понятие протестантизма. Произведения: богословский трактат «Наставления в христианской вере». Основные идеи:

1. Социальное общество делится на 2 группы: одна часть направлена на спасение и сохранение, другая - на погибель

2. Человек может догадываться о своей участи, но исправить ее не в состоянии

3. Критика расточительности и прославление частного добросовестного и профессионального труда.

4. Реформация-церковного устройства. Сформулировал 3 института:

1. Пресвитер - церковный старшина, избранный из наиболее уважаемых и богатых мирян

2. Проповедник - лицо, не имеющее духовного 'сана, назначаемое общиной для исполнения религиозный обязанностей как служебных

3. Консистория - это собрание первого и второго

5. Власть священника, но при этом есть

- право на оппозицию имеет 2 института: органы государственной власти и прежде всего представит. Органы и церковь;

- право на восстание против тирана, если все легальные формы сопротивления исчерпаны

6. В отношении форм правления считал, что алигархия - лучшая, демократия худшая форма правления.

7. Преследование ереси.

 

Тираноборцы

Готмая (человек божий), Бьюкинсн. Три черты:

1. приоритет суверенитета народа по отношению к суверенитету государя

2. Право народа на восстание против тирана

3. между сувереном и подданными есть договор

4. Т.к. этот договор нарушается и есть первое, то народ обладает правом на восстание.

Этьен Ли Вуэсси. «Рассуждения о добровольном рабстве»

1. процесс политической жизни - это понятие приобретения человеком добровольного рабства. На первой стадии это обман и насилие, на второй – это приобретение привычки и стереотипа, на третьем - благоговение перед властью

2. Монархия - есть антиобщественный, антигуманный строй

3. Вертикальный принцип организации власти как наиболее 'эффективный принцип управления