Вопрос.26. Политические воззрения Михаила Заточника

Вопрос 25. Политическая программа Владимира Мономаха.

Вопрос 24 . Политико-правовые идеи митрополита Иллариона 11 в.

В средние века русская ППМ вырабатывалась богословами, духовенством. Основные идеи митрополита Иллариона в «Слово о законе и благодати»

1. Закон должен определять внешние поступки человека на той стадии развития, когда он не достиг совершенства, главная мысль: «Есть закон и есть благодать», благодать это состояние истины, когда человек достиг совершенства, когда человек достигает благодати он не нуждается в законе.

2. Распространение христианской морали определял как путь к совершенствованию, движение от закона (ветхий завет) к благодати (новый завет)

3. Византия не обладает гегемонией в православном мире.

4. Каждый народ равноправен, равен по жизни и в мире не может быть богоизбранных народов. Идея богоизбранности народа всегда приводит к трагедии.

5. Тщательно рассматривал позицию статуса верховной власти и ее носителя, рассматривал моральный облик правителя — ответственность перед богом как канон, законность и отношение к закону как к социальному благу.

 

Владимир Мономах внук Ярослава Мудрого. Произведения «Поучение детям» «Послание Олегу Черниговскому» «Отрывок» (его автобиография) Политическая программа

1. Осуществление государственной власти должно происходить вместе с советом дружины

2. Отправление правосудия по двум критериям: а)по правде (сегодня по понятиям), б) самим князем (в нем вся правда)

3. Отрицание кровной мести и смертной казни.

4. Мирный курс развития государства (лучше плохой мир)

5. Церковь должна иметь почетное место, но подчиненное (т.е. относится к церкви по светски, а не по восточному)

 

Даниил Заточник жил во время перед нашествием Батыя, что повлияло на его политическое воззрение. Идеи

1. Идея идеализации великого князя.

2. Идея объединения русских народов вокруг великого князя

3. Беззаконие может быть как со стороны других людей, так и со стороны бояр

4. Система противопоставления князя и бояр

5. Наличие хорошего войска

6. Власть князя должна опираться на совет думы, т.е. князь лишь опирается.

 

Политическо-правовые учения эпохи возрождения и реформации

1. Основные черты политическо-правовых учений эпохи Возрождения и Реформации

2. Правовое Учение Николо Макиавелли.

3. ППУ эпохи реформации: М. Лютер, Томас Мюнцер, Жан Каловин, тираноборцы, Этьен Лябуэсси.

4. Учение о государстве Жана Ведена

5. ППУ раннего социализма (16-П вв.) Томас Мор, Талаза Кампанелла,

 

Вопрос 1.

Два основных движения эпохи

1. Антифеодальная направленность

2. Критика католических догматов и влияния римской курьи (т.е. влияния Рима как политической церковной силы). Основные черты

1. Ломка феодальных отношений и становление раннее буржуазных производственных отношений, формирование нового качества собственности: появление свободы товара рабочей силы, декларируется отсутствие принуждения к труду

2. Усиление влияния различных буржуазных прослоек на политическую жизнь, в первую очередь городского населения.

3. Критически пересматриваются отдельные положения религиозных учений, прежде всего протестантизма.

4. Идет обращение к античности в поисках новых образцов поведений и отношений (Европу сотрясали политические и стихийные бедствия, инквизиция, чума и т.д. и у людей возникло стремление уйти в прошлое)

5. Идет обмирщание человеческого сознания, т.е. очеловечивание - язык, наука, культура приближаются к нормальному сознанию бытия, божественная прослойка в анализе человеческой жизни нивелируется.

6. Существенное падение значения происхождения

7. Идет мощный всплеск ППУ, т.е. вырвавшаяся из догматов церкви человеческая мысль находится в поиске, происходит критика порядка, институтов человечества, ценностей, морали

8. Интенсивное соединение интересов различных социальных слоев, ранее угнетаемых

9. Утопичность ППУ на фоне незрелых производственных отношений (Энгельс: «Решение общественных задач, еще скрытые неразвитых производственных отношениях, приходилось выдумывать из головы - закон социальных утопий)

10. Изменение концепции государственного строительства, на передний план выходит абсолютизм как мощная концепция власти в руках одного правителя

11. Значительное повышение влияния общественного права как основы государства, С отдельными ППУ естественное право - это доктрина вечного решения проблемы справедливости, это проблема легитимации нормы, существующей в обществе.