Вопрос.23. Исторические судьбы мусульманской доктрины права (МДП).

Вопрос 22 . Политическое учение Ибн Халдуна

По научности его учения может соответствовать ученикам Аристотеля 14 в.

Халифат - исполнительная власть, в центре которой халиф, дистанцирован, он изучал данный вопрос.

«Мукаддим» - ведение основной источник. 4 основные позиции его исследования (его вклад)

1. Выявил основные черты теории государства

2. Впервые в мусульманском праве дал периодизацию государственности и стадии ее развития

3. Обосновал тенденции преобразования халифата в монархию

4. Дал характеристику форм правления в системе мусульманской государственности.

1. а) пытался выявить естественные законы возникновения, развития и падения мусульманского государства.

Б) «Исследовать нужно реально существующее мусульманское государство, а не идеальное»

В)впервые стал рассматривать государство как фактор сдерживания и ограничения человеческой агрессии и допустимость взаимного уничтожения,

Г) появление мусульманского государства свидетельствует о критерии цивилизованности мусульманского общества

Д) выделяет внутренние и внешние функции государства. Внутренние организация, порядок, армия, налоги и т.д., внешние - неподчинение никому.

2. Считает, что любое государство переживает 3 поколения и в своем развитии проходит 5 стадий:

1. Оформление новой принудительной силы взамен прежней

2. концентрация власти в руках одного человека, т.е. создание режима личной власти.

3. Расправа над ближайшими помощниками и сподвижниками

4. расцвет государства и появление насилия, как инструмента подавления оппозиции

5. Гибель и упадок государства,

3. Направления преобразования;

1. Полный и чистый халифат праведные калифов.

2. постепенный перевод к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата.

3. Сущность монархии - вера заменяется силой

4 Распад мусульманского государства, захват его чужими народами, исчезновение самого понятия «Халифат»

Выделяет 3 формы правления:

1. Естественная монархия - это деспотический режим личной власти на основе собственного интереса

2. политическая монархия, основывается на рациональной справедливости, вне религиозных представлений

3. Халифат - это сочетание религиозных и земных ценностей

Для него халифат - это высшее состояние государственности, в котором сочетаются религиозные и земные ценности, но в то же время халифат ведет к монархии.

 

Основоположник шиитского направления Аль Афгани 80-е годы 19 в. Общие идеологические позиции:

1 Отрицание атеизма (в то время как в Европе развивается марксизм, атеизм)

2. Освобождение основ ислама от новшеств, исказивших его сущность

3. реставрация исламских институтов в каждом мусульманском государстве.

4. Любые политические организации и партии должны быть преобразованы в духовные

5 . Утверждение вместо деспотизма и режима местной власти принципов коранического правления, основополагающим из которых является принцип аш мура (принцип совещатель ного правления). Выступает за гармоничное, единичное правление и конституции, парламента.

6. Принцип участия народа в управлении, возвращение к идждихаду и строгому следованию Корану и сунне.

7. Исполнение верность шариату - это главное требование к любой форме организации общества..

Его учеником и сподвижником был Муххамед Абдо. Реформа ислама посредством возвращения к первоначальным истокам, канонам. Считал, что любая власть справедлива, когда в ее основании есть 3 начала:

1. Свобода - это п. нести обязанности, без этого состояния государства нет

2. Принцип исламской совещательности - принцип аш-мура - , особенность его в том, что он не имеет определенной формы осуществления, он строится по принципу традиции, человеческого восприятия

3. Наличие правового закона, выражающего общее мнение народа и является критерием цивилизованности, прогресса и свободы.

Правовая мысль может действовать только в условиях политической свободы. С его точки зрения реформа ислама в следующем:

1. Отказ от таклида

2. Десокрализация мусульманского права (очеловечивание)

3. Приоритет идждихада, который должен быть в условиях конкуренции с Кораном и сунной, т.е. происходит приспособление истинных источников веры к реальным условиям жизни.

Мухаммед Рашид Рида «Халифат или великий имамат» Можно выделить 2 его позиции:

1. Власть . халифа должна быть ограничена и распределяться только на исполнительную власть

2. Халиф не при каких обстоятельствах не имеет права толковать шариат.

Дли Абэдель Раэек «Ислам и основа власти»

1. Показывает, что в процессе развития цивилизованности не только ислам является основой МДП

2. Халифат как общественно политический строй в мусульманском мире является наиболее приемлемой формой организации.

3. то же время, понятие халифата, его суть, характеристика не предусмотрены Кораном и сунной.

2-е и 3-е доказывают 1-е

 

Русская политико-правовая мысль 11-14 вв.

1. Политико-правовые идеи митрополита Иллариона 11 в.

2. Политическая программа Владимира Мономаха.

3. Политические воззрения Михаила Заточника