Вопрос.23. Исторические судьбы мусульманской доктрины права (МДП).
Вопрос 22 . Политическое учение Ибн Халдуна
По научности его учения может соответствовать ученикам Аристотеля 14 в.
Халифат - исполнительная власть, в центре которой халиф, дистанцирован, он изучал данный вопрос.
«Мукаддим» - ведение основной источник. 4 основные позиции его исследования (его вклад)
1. Выявил основные черты теории государства
2. Впервые в мусульманском праве дал периодизацию государственности и стадии ее развития
3. Обосновал тенденции преобразования халифата в монархию
4. Дал характеристику форм правления в системе мусульманской государственности.
1. а) пытался выявить естественные законы возникновения, развития и падения мусульманского государства.
Б) «Исследовать нужно реально существующее мусульманское государство, а не идеальное»
В)впервые стал рассматривать государство как фактор сдерживания и ограничения человеческой агрессии и допустимость взаимного уничтожения,
Г) появление мусульманского государства свидетельствует о критерии цивилизованности мусульманского общества
Д) выделяет внутренние и внешние функции государства. Внутренние организация, порядок, армия, налоги и т.д., внешние - неподчинение никому.
2. Считает, что любое государство переживает 3 поколения и в своем развитии проходит 5 стадий:
1. Оформление новой принудительной силы взамен прежней
2. концентрация власти в руках одного человека, т.е. создание режима личной власти.
3. Расправа над ближайшими помощниками и сподвижниками
4. расцвет государства и появление насилия, как инструмента подавления оппозиции
5. Гибель и упадок государства,
3. Направления преобразования;
1. Полный и чистый халифат праведные калифов.
2. постепенный перевод к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата.
3. Сущность монархии - вера заменяется силой
4 Распад мусульманского государства, захват его чужими народами, исчезновение самого понятия «Халифат»
Выделяет 3 формы правления:
1. Естественная монархия - это деспотический режим личной власти на основе собственного интереса
2. политическая монархия, основывается на рациональной справедливости, вне религиозных представлений
3. Халифат - это сочетание религиозных и земных ценностей
Для него халифат - это высшее состояние государственности, в котором сочетаются религиозные и земные ценности, но в то же время халифат ведет к монархии.
Основоположник шиитского направления Аль Афгани 80-е годы 19 в. Общие идеологические позиции:
1 Отрицание атеизма (в то время как в Европе развивается марксизм, атеизм)
2. Освобождение основ ислама от новшеств, исказивших его сущность
3. реставрация исламских институтов в каждом мусульманском государстве.
4. Любые политические организации и партии должны быть преобразованы в духовные
5 . Утверждение вместо деспотизма и режима местной власти принципов коранического правления, основополагающим из которых является принцип аш мура (принцип совещатель ного правления). Выступает за гармоничное, единичное правление и конституции, парламента.
6. Принцип участия народа в управлении, возвращение к идждихаду и строгому следованию Корану и сунне.
7. Исполнение верность шариату - это главное требование к любой форме организации общества..
Его учеником и сподвижником был Муххамед Абдо. Реформа ислама посредством возвращения к первоначальным истокам, канонам. Считал, что любая власть справедлива, когда в ее основании есть 3 начала:
1. Свобода - это п. нести обязанности, без этого состояния государства нет
2. Принцип исламской совещательности - принцип аш-мура - , особенность его в том, что он не имеет определенной формы осуществления, он строится по принципу традиции, человеческого восприятия
3. Наличие правового закона, выражающего общее мнение народа и является критерием цивилизованности, прогресса и свободы.
Правовая мысль может действовать только в условиях политической свободы. С его точки зрения реформа ислама в следующем:
1. Отказ от таклида
2. Десокрализация мусульманского права (очеловечивание)
3. Приоритет идждихада, который должен быть в условиях конкуренции с Кораном и сунной, т.е. происходит приспособление истинных источников веры к реальным условиям жизни.
Мухаммед Рашид Рида «Халифат или великий имамат» Можно выделить 2 его позиции:
1. Власть . халифа должна быть ограничена и распределяться только на исполнительную власть
2. Халиф не при каких обстоятельствах не имеет права толковать шариат.
Дли Абэдель Раэек «Ислам и основа власти»
1. Показывает, что в процессе развития цивилизованности не только ислам является основой МДП
2. Халифат как общественно политический строй в мусульманском мире является наиболее приемлемой формой организации.
3. то же время, понятие халифата, его суть, характеристика не предусмотрены Кораном и сунной.
2-е и 3-е доказывают 1-е
Русская политико-правовая мысль 11-14 вв.
1. Политико-правовые идеи митрополита Иллариона 11 в.
2. Политическая программа Владимира Мономаха.
3. Политические воззрения Михаила Заточника