Вопрос 19. Средневековая юридическая мысль.

Вопрос 18. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.

В.17. Средневековые ереси.

Господство церкви в средневековье вызвало отрицательные эмоции, из этого следует, что в 5-11 вв. появляются еретические движения как оппозиция религии, католической церкви в Европе. В 11-12 вв. еретические движения усиливаются, В Италии, Франции, Германии и др. странная появляются еретические школы. В 14-15 вв. еретические направления оформляются в 2 крупных направления:

1. плебейско-крестьянские

2. бюргерские ереси

В 10-13 вв. на территории Болгарии появляется богомитство как протест против закрепощения, национальной угнетенности болгарских народов и Византии. Основные взгляды: критика церковных организаций за пышность, боготство, порочность священников, нарушение библии, отрицали государственность. Манихейство весь мир порождение дьявола, а церковь и государство не имеет божественного характера.

Бюргерские ереси: Джон Уйклиф - один из представителей. Английская церковь должна быть отделена от римской курьи, церковь вообще должна быть отделена от государства. Оспариваются принципы непогрешимости церковного сословия и частная собственность от бога. значит критикует взгляды крестьянско-плебейского еретического движения об уравнении в правах и наделении землей неимущих.Ян Гус (ученик) жил на территории Чехии, взгляды те же.

Крестьянско-плебейские ереси: 2 направления:

1. лолларды (нищенствующие священники в Англии) Основная идеология: против крепостничества, за свободу, необходимость аскетического образа жизни.:

2. табориты (в Чехии) антифеодальное движение, основным принципом которого можно развивать государство - это республиканская форма правления, выступали за отмену феодальных привилегий.

 

Марсипий Падуанский (1275-1334 гг.) Основные работы: «Защитник мира»

Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Источник всякой власти - народ, от которого исходит законодательная власть, он носитель суверенитета и верховный законодатель. Народ это лишь лучшая часть людей. 2 группы людей:

1. Высшие (правители, чиновники, воины), которые стремятся к общественному благу

2. Низшие (торговцы, земледельцы) собственные интересы.

Государственная власть должна действовать только через закон.. Нужно разделить законодательную и исполнительную власть. В государстве должностные лица должны быть выборные и сменяемые. В т.ч. монарх должен быть выборным.

 

Юриспруденция зародилась в Древнем Риме, появилась и в Европе. Появление ее связано с Ирнерием, который является одним из основателей школы глоссаторов (толкователей римского права) Они выступали за чистоту основ римского права, т.е. исключение.из практики применения толкований, новшеств. 3 ветви права разделяются в средневековой Европе

1. римское право

2. каноническое право

3. обычное право

Римское. Основоположники в Европе глоссаторы, затем школа логистов, которые пытались применить эти нормы к потребностям европейских государств. Обычное, выступает против абсолютизма, считает, что власть государя должна быть ограничена законом. Закон - это выражение коллективной формы. Идеальная форма правления - сословно-представительная монархия.

Каноническое. Фиксирует различные обряды, церковные вероучения. Монах Грацкан кодекс Грациана, в котором основные церковные нормы. Считает, что церковь законно обладает правом судить и вершить дела как религиозного, так и светского характера. Вся средневековая юридическая мысль - это попытка вернуться к идеалам античности тенденции;

1. множество юристов обращается к проблемам естественного права.

2. Интерес к позитивному праву, т.е. закону, созданному государством и его органами

Мысли, заимствованные средневековьем из античности переходят в новое время, например, концепция естественного права развита Г.Грацием

 

Политико-правовая мысль арабского востока

1. Формирование мусульманской правовой доктрины

2. Проблема государства и политики в мусульманской доктрине права (Аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Ружд братья чистоты.)

3. Политическое учение Ибн Халдуна

4. Исторические судьбы мусульманской доктрины права (МДП)