Вопрос 20. Формирование мусульманской правовой доктрины

7-10 вв. период формирования МДП. Особенность МДП в соединении религиозно- этического и собственно правового учения Система мусульманского права (2 блока)

1. Истинные источники (предписания Корана и сунны), на базе который появляются юридически значимые предания - хадисы о поступках, высказываниях и молчании пророка Муххамеда

2. Рациональные источники, положения, возникшие на основе реальной мусульманской доктрины права. 3 вида

А) единогласное мнение - иджма

В) умозаключения по аналогии - киле

В) идждихад - толкования, возникшие на основе Корана и сунны в соответствии с определеннь)ми рациональными и логичными правилами - это свободное усмотрение судьи по вопросам, где Коран и сунны молчат.

В 632 г. умер Муххамед, и с его смертью связывается становление мусульманского права. Идждихад появляется в 8 в. Лица, обладающие правом осуществлять идждихад называются мудждахиды, которые делятся на 3 категории в зависимости от возможности осуществлять толкование (идждихад)

1. Лица, которые имели право создать толк

2. Лица, которые имели право принимать решения на базе существующего толкования

3. Лица, которые следовали существующим толкованиям,

Начало 6 - 9 вв. формируются 2 основные направления в МДП

1. Суннитское (ханифидское) - это наиболее светское направление правовой мысли и наиболее приспособлено к реально меняющимся условиям жизни.

2. Шиитское, боле каноническое, в основном базируется на Коране и сунне Развитие первого пришло в 11 в и возникает период канонизации.

Смысл канонизации в двух параметрах.

1. Отказ от абсолютного идждихада

2. Отказ от прямых предписаний Корана и сунны.

Т.е. возникает огромная система хаотично выстроившихся толкований, но значит новая норма не должна будет отменять старую, предшествующую. Посредством канонизации возникает новый метод правового регулирования - тахлид (традиция). Т.е. в этот период возникает светское направление в МДП, которое имеет 3 недостатка.

1. Множественность толкований

2 Если есть множественность, значит существуют логичные противоречия

3. Новая норма не может отменить старую

Только в 19 в. Начинает развиваться ишитское направление МДП

Вопрос 21. Проблема государства и политики в мусульманской доктрине права (Аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Ружд братья чистоты.)

Исследование государства и политики шло оп 2 направлениям

1.Религиозно-этическое (арабская политическая философия, основоположник Ибн- Сива), появилась на основе МДП

2. Философско-этическое, которое возникло не базе греческой традиции. Основоположник исследования государства и политики Аль Фараби

3 научных источника Аль Фараби: «Гражданская политика», «Афоризм государственного деятеля», «О взглядах жителей добродетельного города».

4 основные идеи Аль Фараби

1. Дает понятие политической теории, т.к. она изучает способы существования добродетельной власти.

2. Делит все формы правления (способы организации) на добродетельные и невежественные по критерию отношения к исламу.

3. Как и Платон начинает -выстраивать понятие идеального города, общества и просвещенного правителя, но в понятии мусульманства.

4. Любая организация существует для того, что бы обеспечить стремление человека к счастью.

 

Ибн-Сина. С ним связывается возникновение арабской политической философии (АПФ), которая исследовала 3 основных объекта

1. Способы существования власти

2. Способы руководства и организации обычных дел

3. изучение причин возвышения, падения и преобразования государственности.

Он всегда отмечал, что АПФ это прежде всего нравственное учение, нежели собственно теория политики.

 

Иби Рудк. 3 позиции учения

1. Возможность отстранения (недопущения) духовенства и богословов к осуществлению государственной власти.

2. Религия является высшим политически искусством (снодна с Гоальтером)

3. Организация общественной жизни должна основываться на знании.

 

Братья чистоты (шиитское направление). Главное достижение развернутая классификация понятия «политика» 5 видов политики

1. Пророческая (религиозная миссия пророка Муххамеда)

2. Политика Правителей( халифов, имамов)

3. политика управления отдельными городами, регионами и ведомствами (сегодня это административная политика)

4. частная политика (каждодневное устройство человеческой жизни)

5. Персональная политика - управление индивидуальной психологией и моралью

В их учении идет перенос акцента с нравственности на религиозность, Общие положения мусульманской доктрины права. 3 свойства характеристики государства и политики

1. Отсутствие понятия государства

2. Отсутствие принципа вертикали организации власти

3. Политические представления в большей степени будет утопия, нежели теория государства и политики.

Исходя из этого политические режимы и формы правления ассоциировались с 2 понятиями:

1, Халифат

2. Имамат

Халифат — это специфическая форма организации мусульманского общества идеология которого строится на следствии силлогизма « Аллах – поручает общине - община избирает халифа! Это суннитское направление, отражает в большой степени принцип совещательное. Обязанности и права халифа

Обязанности:

1. Отправление религиозных культов

2. реализация норм мусульманского права

3. разрешение всех споров

4. Недопущение беспорядков в государственной и общественной жизни, т.е. анархии

Права:

1. Наличие неотчуждаемых, прав (например разрешение споров)

2. Его власть не была абсолютной, тк. Имелись договорные отношения между халифом и мудждахидами

3. Халиф мог быть мудждакидом

Но мог и не быть в зависимости от статуса в обществе, значит мог обладать и не обладать правом законодательства, халифат в основном равен понятию исполнительной власти.

Имамат

Имам - наместник пророка на земле «Аллах - суверен, который называет имама, община не участвует» Это в большой степени не правовой институт, а правление веры

Статус имама:

1. Власть его абсолютна и почти божественна

2. Личность его священна и не погрешима

3. В вопросах, по которым молчат Коран и сунны мнение имама - закон.

Шариат появился после 11 в. Соединение 2-х норм (специфика шариата)

1. Истинной (Коран, сунна)

2 . Реальной (мудждахиды)