Вопрос 6. Общая характеристика

Вопрос 5. ППМ Др.Китая.

Основные направления

1. Даосизм

2. Конфуцианство

1. Основоположник лао-цзы (учитель) 6 в.до н.э. основное произведение «да де дзин» (книга 'о Дао и де)

Основополагающая идея:

1.Учение о Дао имеет две составляющие а)теологическое, где дао веление небес б) Дао как светская политико-пр. мысль. Все неравенство, беды результат несоответствия дао

2. Дао определяет законы неба, природы, общества

3. Дао бывает небесное (отнимает у богатых и отдает бедным) и земное (отнимает у бедных и отдает богатым)

4. Все лучшее позади, все худшее впереди. Призыв - отказ от нового, прогрессивного

5. Идея подчинения (старшему, главному, высшему и т.д.)

 

2. 551-479 гг до н.э. Основное произведение «Лунь-юй» (беседы и высказывания) «Здоровье это не все, но без здоровья все ничто» «для того что бы быть впереди народа нужно следовать за народом».

Главная, основная идея конфуцианства

1. Принцип организации общества и управления по принципу семьи (патриархально- патанолистическая теория, отец знает как лучше жить своему сыну) Если человека берут на работу, то его берут надолго и навсегда, могут переводить, мало платить, но не оставят, требование повышения зарплаты - аморально. Сам принцип организации семьи закладывает экономические и внеэкономические стимулы поведения.

2. Ненасилие и подчинение.

3. Правление осуществляется аристократией ума, образования, а не родоплеменной.

4. Мир нужно завоевывать образованием, моралью, но не силой, отсюда выводы:

-отказ от войн

- значение образования и наук

- значение морали

5. Преодоление крайних полюсов (состояний) развития (богатство - бедность, сила - слабость), преодоление это важнейшая функция государств

6. Противопоставление добродетели деспотизму. Наказание - страх, стремление избежать его. Ритуал - это стыд, стремление исполнить его ( 2 формулы силлогизма)

Во 2 в. До н.э. конфуцианство стало государственной религией Китая

 

ППМ Политико-правовая мысль в Др. Греции.

1. Общая характеристика

2. Ранний период (9-6 вв. до н.э.)

3. Политико-правовая мысль эпохи рассвета (5-1 .пол 4 в до н.э.)

4. Политико-правовая мысль в др.Греции эпоха эллинизма (2половина 4 в - 2 в до н.э.)

 

В первое понятие полиса как определенной формы организации общества появились в 1. в до н.э. и в основном ассоциировались с понятием городов и многообразием форм правления.

1. Аристократический как власть знати (Спарта)

2 Олигархия как власть знати и богатства (Фивы) имущие слои населения.

3. Демократия как власть свободного взрослого населения (Афины)

4. Власть одного (Сиракузы 5 в до н.э.)

Три периода развития ППМ

1. Ранний 9 в до н.э. Своеобразие в 2х направлениях. 1. Рационализация политико- правовых представлений (Гомер, Геслот, 7 мудрецов) 2, Формирование философии государства и права (Пифагор, пифагорейцы, Гераклит)

2. Период расцвета ( 5 в. 1 половина 4 в. До н.э.) Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

3. 2 половина 4 в. - 2 в . до н.э. Эпоха эллинизма, распад греческой государственности, завоевание Македонии Римом (Эпикур, стоики, Полибий)

Выводы: Главной идеей всех трех периодов является идея свободы, кроме рабов. Удел правления - работы свободных, физический труд удел рабов. Только в эпоху эллинизма появляются 2 тенденции

1- Эпикур начинает говорит о преодолении неравенства в обществе.

2. Стоики начинают утверждать принцип равноправия граждан.

Этапы преобразования политико-правовых знаний в научные знания

1. Мифологический (Гомер, Гесиот)

2. Философский (7 мудрецов)

3. Рационалистический (софисты)

4. Логико-понятийный (Сократ, Платон)

5. Научно-эмпирический (Аристотель)

6. Историко-политический (Полибий)

Борьба богов за власть предопределяет смену принципов правления, отсюда начало полисности, закон справедливости имеет божественное происхождение. Главная идея выводится понятийный ряд, в котором был начат отражать явления добра и зла, другие социальные явления(Зевс - верховный заступник справедливости, такие обычаи, вечные права Дике - основа справедливости. Зевс-Фемида- вечный порядок отправление правосудия). В.7. Ранний период (9-6 вв. до н.э.)

Гесиод (7 в до н.э.) - теогония [впервые осмысляется миф) «Труды и дни» - он впервые пытается сформировать этапы развития человеческого общества.

1. Золотой век (Боги любят нас, мы богов)

2. Серебряный век (появляются непокорные люди, но они уничтожаются богами)

3. Медный век [взаимное уничтожение людей)

4. Век полубогов-героев (смерть Геракла)

5. Железный век (Падение нравственности, порча нравов)

Развитие политике правовой мысли "7 мудрецами. 7 мудрецов: Беант, Креабул, Хилон, Салон, Периандр, Фалас, Питак (6-7 вв до н.э.)

Беант - «наличие закона есть условие существования полиса, человек должен боятся закона как тирана.»

Хилон - «Слушайся закона, а не оратора»

Салон - (594 г. до н.э. 7 архант\правитель Афин) отменил все частные и государственные долги за прошлое, т. Е. впервые применил реформу, впервые разделил общество на 4 класса.

1. Пентакосиолидимны

2. Всадники

3. Зевгиты

4. феты

 

3 идеи Салона: .

1. Главная цель полиса - поиск компромисса.

2. Закон и порядок наибольшее блага полиса

3. Закон и сила закона должны иметь соответствие права и силы

 

Пифагор (580-500 гг до н.э.)

1.«Учение о числе» С числом он связывает мистическое начало мира. Число – это порядок существования мира.

2.Критика демократии, торжество аристократии (лучшей, нравственной)

3. Одним из первых дал представление права. Право это равная мера справедливость, воздаяние равного за равное..

 

Гиподам своеобразное отношение к институту собственности - стремление уравнять людей в праве к земельной собственности. Вся земля делится на три группы:

1. Священная земля (доходы на осуществление религиозных культов)

2. Общественная земля (доходы служивым людям)

3. Частная земля [Доход землевладельцу

 

Гераклит (530-470 гг до н.э.)

1. Обосновал естественные причины неравенства людей (появление человека божественно, а положение в обществе определяется трудом)

2. Война есть всего отец и всего царь, т.е. война есть естественный механизм развития.

3. Божественный закон есть источник всеобщего человеческого закона (логоса), значит сила закона не в принятии и обсуждении всеми, а в соответствии всеобщему человеческому логосу, следовательно лучше поймет один, но лучше, чем многие, но на порядок ниже. Законы не нужны правителям, мудрецам, они нужны толпе.

И Пифагор и Гераклит на первый план выдвигают идею духовной аристократии, т.е. миром должны управлять умные и образованные люди.

 

Вопрос 8 . Политико-правовая мысль эпохи рассвета (5-1 .пол 4 в до н.э.)

Денокрит (470-360 гг до н.э.)

1. Впервые стал рассматривать человеческий род и человека в качестве составной части мирового процесса развития.

2. Впервые стал рассматривать общество как результат длительного эволюционного развития, преобразующего исходное состояние человека.

3. Понятия общества, полис, закон, носят искусственный характер, а не дан по природе, но вместе с тем эти явления возникают естественно, а не случайно.

4. Понимание характера взаимосвязи искусственного и естественного есть критерий справедливости в этике, политике.

5. Все, что естественно, то справедливо

6. Высшим искусством человеческого разума является искусство управления.

1. Впервые пытается применить принцип комбинации оптимальных форм правления (оптимальная форма правление сочетание лучших черт'демократии и' аристократии)

8. Мудрецы и философы в законе не нуждаются, т.е. он необходим для всех остальных.

 

Учение софистов (5 в. До н.э.)

Первоначально это была группа людей, которая оказывала платные услуги по обучению философии. Затем их стали считать отъявленными спорщиками.

Второе поколение софистов

1. Старшие - Протагор, Горий, Гиппий, антифонт.

2. Младшие Фрасимах, Калликл. Ликофрон.

Протагор «Человек есть мера всех веяний» «Государств - то явление, которое необходимо для организации человеческой деятельности, человек – идеальная фигура, которая является основой не только государства, но и всего. Выступает за равенство всех людей, значит демократическая философия правления - идеальная.

Горий «Писаный закон или закон полиса - это искусственное изобретение людей. Выше всех законов является божественная справедливость, которая является всеобщим законом и основой формирования законов полиса.

Гиппий Законы полиса имеют искусственное происхождение, противопоставляет человеческую природу и полисный закон. «Люди родственны по природе, а не по закону, т.к. закон принуждает людей ко многому, что противно природе.

Антифонт «По природе все люди равны, но не равны только по законам полиса, значит законы полиса противоречат человеческой природе»

Фрасиках «Политика - это сфера человеческой деятельности, а не божественной» таким образом он снимает с политики характер религиозности «Политика основывается . на праве сильного» «Справедливость - это то, что угодно сильнейшему» «Каждая власть объявив свое господство, объявляет саои законы справедливости»

Калликл «Законы полиса устанавливают слабые люди ради собственной выгоды, по природе же сильный всегда повелевает слабым и стоит выше него».

Ликофрон «Личные права это естественные права, присущие человеку от природы. Впервые закладывает договорную теорию «люди образуют государство в целях обеспечения личных прав»

 

Сократ и его политико-правовые идеи (469-399 г до н.э.)

Выступает как критик софистов за злоупотребление формально-логичными мыслями. Не может быть естественное право человека и полисный закон различны. Оба относятся к единому разумному началу. Полисный закон - это творение человека, естественный - божественное. Не проводит различия между правом и законом. Эти понятия совпадают, т.к. оба всегда выражают требования справедливости и разума.

2 крупные школы:

1. Идеалистического мировоззрения (Платон)

2. Материалистического мировоззрения (Аристотель)

Сократ представитель идеализма. Править в государстве должны знающие, т. е. наиболее опытные и мудрые люди. В государстве нужно избегать крайностей. Это основа для справедливого государства. Государство как и законы имеют идеальный характер и основаны на естественных процессах и полисном законе, а значит имеет нравственно- разумную сущность.

Платон и его политико-правовое учение (427-347 гг до н.э.)

Основные работы: «Государство» «Политик» «Софист» «Закон»

Так же как и Сократ, т.к. он его ученик, развивает концепцию идеального справедливого правления. Всех людей в зависимости от трех начал человеческой души разделил на три группы:

1. Присуще яростное направление человеческой души - воины

2. Разумное - правители

3. Вожделеющие - производители (землевладельцы, ремесленники)

Понятие справедливости заключается в том, что каждый человек должен заниматься своим делом и не вмешиваться в дела других. В полисе все сословия подчинены друг другу, т.к. «к одним людям при рождении более примешано золото (правители), к другим - серебро (воины), к третьим медь и железо (производители)» Выступает против крайностей бедности и богатства в государстве «Идеальное государство - это правление философов и действие справедливых законов», значит Платон сторонник аристократического правления - правления лучших и знающих. Он одним из первых разработал циклические смены форм правления: появление новых форм правления, все более жестких, связано с прогрессирующей порчей государственности.

1 форма. Аристократия (наиболее идеальная) т.к. это власть лучших и немногих, то в процессе развития такой власти выделился человек, являющийся наибольшим лидером, который подавляет остальных.

Отсюда следует 2 форма – темократия (власть одного), это государство, которое постоянно находится в войне;

3 форма - олигархия. Война при второй форме не является бесконечной и сопровождается обогащение определенных людей - это правление богатых, эта форма сопровождается появлением огромных богатств у одних и бедностью у других, осуществляется государственный переворот,

отсюда следует 4 форма – демократия правление всех. Это не идеальная форма, т.к. не может обеспечить упорядоченного и единого управления. Бедняки получают свободу и в результате пресыщения ею происходит закабаление, рабство,

отсюда 5 форма - тирания, которая приводит к 1 форме.

Платон подразделяет все формы правления на:

1. Законные

2. Незаконные

Законные - монархия (власть одного) - это царская власть. Незаконные – тирания

Законная власть немногих - аристократия, незаконная - олигархия.

Демократия (власть всех) может быть законной и незаконной.

Аристотель и его политико-правовое учение (384-322 гг. до н.э.)

Основные работы «Этика» «Политика» «Афинская полития»

Самостоятельно разрабатывает науку о политике. Этика как учение о прекрасном - основа политики. В основе этики 2 вида справедливости

1. Уравнивающая, которая присутствует - при заключении гражданско-правовых сделок и договоров

2. Распределяющая, которая присуща государству, в котором происходит деление общественных благ по достоинству и вкладу каждому в их создание.

Государство - это продукт естественного развития человека, это высшая форма человеческого общения. Человек и общение между людьми всегда имеет политический характер. В государстве завершается генезис политической природы человека. «Политика это учение о справедливости и равенстве в человеческом и государственном общении». Он критикует Платона за его учение о трех началах. Выступает с защитой частной собственности, семьи и прав индивидов. Считает, что основа частной собственности находится в природе человека, в естественной природе человека к самому себе. Рассматривает государство и его признаки через понятие гражданин. Гражданин это тот кто имеет право участвовать в законосовещании и судебной власти данного государства. Для каждой формы правления и государства присуще сбое понятие гражданина в зависимости от той суммы прав, которая предоставляется в данном государстве.

Формы правления подразделяют на

1. Правильные

2. Неправильные

Правильные всегда направлены на достижение общественного блага, а второе в качестве цели • ставит личное благо отдельного человека или группы лиц. 1.Монархия, аристократия, полития , 2 Тирания, олигархия, демократия. Идеаль ная форма правления - полития. В его понимании это смешанная форма правления, в которой сочетаются признаки олигархии и демократии. «Полития это правление большинства в интересах общей пользы» Выступает с критикой войны, т.к. считает, что сам принцип войны можно считать противным идеи права, справедливости. В целом поддерживает идею Сократа и Платона о равенстве справедливости и законности, т.о. не проводит различия между правом и законом, считая что они существуют только когда, соответствуют принципам справедливости.

Право он называет политическим правом. Право имеет политический характер исходя из политической природы человека. Делит право на два направления

1. Естественное (заложено природой)

2. Волеустановленное (Обычай)

Полисный закон должен соответствовать первому. Считает, что политическое правление, это всегда правление закона, а не людей. В основе государства власть закона , а не людей.

Это период кризиса древнегреческой законности. Полисы древней Греции в этот период попадают под власть Македонии, а затем Рима. Происходит закат аристократическо- демократического правления.

В.9. Политико-правовая мысль в др.Греции эпоха эллинизма (2половина 4 в - 2 в до н.э.)

Эпикур (341-270 гг до н.э.)

Считает, что природа развивается по собственным законам без вмешательства богов. Т.е. это идея прогрессивного развития человека и природы. Он исключает из природы божественный смысл. Считает, что человек всегда должен стремиться к спокойствию и безмятежному состоянию духа. Цель и задачи государства обеспечить мир и безопасность людей. Государство и закон это результат договора между людьми в целях достижения общей пользы и взаимной безопасности. Свобода - это ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Выводит понятие изменяющейся справедливости в зависимости от температуры, места, общества, государства, считая что в основе справедливости всегда согласие людей и всеобщей пользе. До него понятие справедливости в теории естественного права рассматривалось как нечто не изменяющееся. В 19в когда начинается кризис естественного права идея Эпикура была поддержана Р. Йерингом в концепции естественного права с исторически изменяющейся справедливостью: понятие справедливости изменяется в историческом плане. Как сторонник индивидуализма, Эпикур выступает против демократии как правления, которое препятствует власти мудрых и знающих.

 

Стоики

В истории стоицизма выделяют 3 периода

1. Древняя стоя.(3-2 вв до н.э.; Зенон основоположник, Клеянф, Крисипп.

2.Средняя стоя (2-1 вв до н.э.) Понетий, Посидоний.

3. Новая (Римская) стоя (1-2 вв н.э.) Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Основные идеи стоиков: Считают что управляющим началом мироздания является судьба, как закон всего сущего. Судьба - это естественный закон, имеющий божественное происхождение. Все во вселенной развивается по законам судьбы. В основе государства естественное стремление людей к взаимному общению и жизни друг с другом. Государство это не искусственное изобретение людей, а естественно возникшая организация человеческого общения. Все люди во вселенной - это граждане единого мирового государства. Каждый гражданин - человек вселенной: «идея коснополиса» Выступает против семьи, брака, судов, школ, полисных законов, т.к. все эти искусственные изобретения не нужны человеку., т.к. его жизнь и жизнь государства естественный процесс, подчиняется закону судьбы. Царская власть должна быть неограниченной и она может быть устойчивой только когда представлена мудрецом. В государстве могут быть полноценно свободными только мудрецы и цари. Лучший государственный строй - это сочетание демократии, царской власти и аристократии.

 

Полибий

Основная работа «История в 40 книгах» Судьба - это историческая судьба, внутренняя закономерность единого исторического процесса. Государство возникает и развивается по циклу. Возникновение государства это естественный процесс, сопровождаемый сменой форм правления.

1 форма: царская власть, которая может выпожцаться в тиранию (2 форма) в случае пренебрежения законами, 3 форма - аристократия, форма - олигархия, 5 форма - демократия, 6 форма - охлократия (власть толпы).

 

Политические и правовые учения в др.Риме.

1. Общая характеристика политичее ко-правовых учений в древнем Риме.

2. Учение римских юристов о праве,

3. Учение Цицирона о государственности и праве.

4.Политически-правовыевзглядыАвгустина. В.10.Общая характеристика политичее ко-правовых учений в древнем Риме.

Три периода истории др. Рима

1. Царский (754-510 гг до н.э.)

2. Республиканский (509 - 28 гг до н.э.)

3. Императорский ( 27 г до н.э. - 176 г н.э.)

Политико-правовые взгляды мыслителей др.Рима складывались в условиях жестокой борьбы между патрициями и плебеями. Плебеи стремились к уравнению в правах, что привело к реформе Серфия Тулия. Плебеи получили права участвовать в народных собраниях и были включены в состав римского народа. Тиберий и Гай Гракхи выступали за ограничение крупного землевладения, за конфискацию излишков земли и раздачу их безземельным гражданам.. Значит, влияние на ППМ оказала ППМ др.Греции (Сократ, Платон, Полибий, стоики) Др.греческие законы Салоны оказали влияние на формирование закона 12 таблиц. В др.Риме впервые создается и разрастается юриспруденция как самостоятельная наука и получает свое развитие. Основой являются цивилизованные нормы, гражданско-правовые институты, государственное право, административное право, международное право. В пределах Римской империи возникает раннее христианство.

 

Вопрос 13 . Учение римских юристов о праве,

Занятие правом в др.Риме первоначально было делом одной из коллегии жрецов, которые называли себя понтификами Около 300 г до н.э. юриспруденция освобождается от них и появляются первые учения римских юристов. Гней Флавий похитил и опубликовал первый юридический сборник юридических формул и эта публикация получила название «Цивильное письмо Флавия»

253 г до н.э. Тиберий Корункарий Начинает публиковать обучение юриспруденции, разбирал в присутствии учеников различные юридические вопросы и высказывал свое мнение.

2 в до н.э. Секст Экил Пет дополняет сборник Флавия новыми юридическими формулами и объединяет законы в 12 таблиц с первыми комментариями юристов.

Деятельность юристов в древнем Риме включала в себя следующие направления:

1. Они давали ответы на различные.юридические вопросы.

2. Осуществляли помощь при заключении сделок

3. Сообщали соответствующие формулы для ведения дел в суде '

Юриспруденция получает наибольшее свое развитие в период республики. Даже императоры постараются подчинить ее себе. Со времени императора Августа видные юристы получают право от имени императора давать ответы на отдельные юридические вопросы, которые пользовались наибольшей юридической силой. Гай, Папеньян, Модестин, Ульпиан их решениям была придана официальная законная сила. Сочинения юристов были также основой для кодификации Юстиниана, которая включала в себя институты римского права - дигесты (отрывки из сочинений римских юристов), кодекс Юстиниана, включавший в себя собрания из других конституций.