Киевская Русь

Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение славянских племен и их земель. Следует обратить внимание, что укрепление древнерусской государственности было неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими кочевыми племенами. Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских».

Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?).При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья.Тогда же была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В памяти народной он остался под именем «вещего Олега». Князь Игорь (912-945),считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично. Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен.

После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945-964).Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани, - уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест сбора и хранения товаров. Ольга одной из первых на Руси приняла христианство. Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью. Ее сын Святослав (964-972)известен, прежде всего, как князь- воин. Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города. Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах.

После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015).При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства.

В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство.

История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

 

Глоссарий:

Генезис– (от греч. ген – род) - зарождение

Этногенез– (греч. этнос – народ, ген - рождение) - рождение народа «Мир»- северорусское название общины. Впоследствии «миром» называли на Руси и городские общины.

«Вервь»- преимущественно южнорусское название земледельческой общины. Некоторые исследователи считают, что вервь первоначально обозначало семейную общину. Термин «вервь» происходит от веревки, которой отмерялся участок земли, занимавшийся членами этой общины. «Полигамия»– (букв.) многоженство

«Экзогамия»- запрет брать жену в своем роду

«Эндогамия»- запрет брать жену в чужом роду

«Ассимиляция»- (букв.) поглощение, растворение

Вече– высший орган власти у славян. Собрание мужчин племени

Полюдье– сбор дани в Киевской Руси

Погосты– первоначально торговые центры и места сбора и хранения дани. От слова «гость». Этим термином обозначали всякого иноземца, который по поверью славян приходил «с того света». Поэтому не случайно, что термин «погост» закрепился и за местом, где происходило захоронение умерших.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Какие факторы определили процесс славянской колонизации в период становления древнерусского государства?

2. Как складывались отношения славян, пришедших на территории Восточно-Европейской равнины, с аборигенными племенами?

3. Кто был создателем «норманской теории» и в чем ее суть?

4. Какими причинами можно объяснить процесс объединения восточных славян в единое государство.

5. Подумайте, какие обстоятельства заставили князя Владимира пойти на замену религии предков и принятие им христианства.

6. Что приобретала Русь с принятием новой веры?