Социально-экономическое развитие России

В первой половине XIX в. население Российской империи увеличилось вдвое и составляло более 70 млн человек. Оно делилось на две группы сословий.

1. Привилегированные сословия: дворянство, духовенство, купечество.

Дворяне имели право на владение родовым гербом, пользовались монопольным правом (с 1746 г.) на владение землями и крепостными крестьянами; освобождены от телесных наказаний, рекрутчины, от уплаты подушной подати (с 1722 г.). Юридически оформление дворянства как сословия было завершено в XVIII в.

Духовенство разделялось на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из монахов назначались высшие священнослужители. Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов и псаломщиков).

Купечество было разделено на 3 гильдии. Оно освобождалось от телесных наказаний, рекрутчины и некоторых податей.

2. Податные сословия: мещане, крестьяне, казачество.

Мещане − ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники − платили высокую подать, поставляли рекрутов в армию и не освобождались от телесных наказаний.

Крестьянство (90 % населения) разделялось на три группы: помещичьи, удельные, государственные крестьяне.

Казачество составляло 1,5 млн человек. К середине XIX в. в России существовало 9 казачьих войск (для охраны границ).

Основой экономики России в первой половине XIX в. оставалось сельское хозяйство. Россия в это время стала «житницей Европы».
С 1801 по 1860 г. вывоз пшеницы из России вырос в 4 раза. Однако российский хлеб в конкуренции с хлебом свободного американского фермера сдавал позиции. В 30-е гг. XIX в. объем вывоза российского хлеба в Европу был на 186% больше объема североамериканского, а в 40-е – только на 48%. Для большинства помещичьих хозяйств экстенсивный путь расширения производства зерна был исчерпан. В случае расширения помещиком своей запашки за счет крестьянских наделов хозяйства крепостных крестьян разорялись, и помещик лишался работников. Это и было главной причиной сдерживания развития помещичьего хозяйства по экстенсивному пути. Интенсификации сельскохозяйственного производства, повышению производительности труда мешала система принудительного труда крепостных крестьян. Использовать вольнонаемный труд было не выгодно, так как у помещиков не было для этого средств. Долг помещиков государству равнялся нескольким годовым бюджетам России. К 1855 г. было заложено 65% крепостных крестьян страны.

Александр I и Николай I осознавали необходимость отмены крепостного права, но понимали, что большинство дворян против освобождения крестьян. Александр I неоднократно заявлял о необходимости улучшения бедственного положения крепостных крестьян. Им были сделаны некоторые шаги в этом направлении.

1. Запрещена раздача и продажа государственных крестьян в частные руки (1801). Таким образом, было приостановлено увеличение числа крепостного населения. Однако это не означало, что государственные крестьяне были гарантированы от перевода их в положение крепостных. В 1810 − 1817 гг. в связи с тяжелым финансовым положением империи в частные руки все же было продано десять тысяч душ мужского пола, в Белоруссии и на Правобережной Украине широко практиковалась сдача государственных крестьян в аренду частным лицам. К концу царствования Александра I в аренде числилось 350 тысяч казенных крестьян.

2. Ограничена продажа крестьян: запрещено публиковать объявления о продаже дворовых (Указ 1801 г.); продавать крестьян на ярмарках «в розницу», то есть без семьи, без земли (Указ 1808 г.); ссылать крестьян в Сибирь за незначительные проступки (Указ 1809 г.). Однако указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права, носили паллиативный характер.

3. Указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию с помещиком. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину.

Реальные результаты Указа 1803 г. были незначительными. За время царствования Александра I заключено 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тыс. душ мужского пола крестьян, то есть менее 0,5 %. Всего же за время действия этого указа (до 1858 г.) выкупились 152 тыс. душ – 1,5 %. Это объяснялось следующими причинами: нежеланием многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп и тяжелыми финансовыми условиями выкупа. Цена выкупа одной души составляла 100 руб. серебром, то есть 15-20 годовых оброков.

4. В 1804−1805 гг. был проведен первый этап крестьянской реформы в Остзейском крае – в Латвии и Эстонии. Отмена крепостного права распространялась на крестьян – «дворохозяев» (необщинников). Они получали полную свободу, но без земли. Крестьяне – «дворохозяева» объявлялись держателями земельных наделов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли барщину или платить оброк. «Положение о лифляндских крестьянах» (1804), распространенное и на Эстонию (1805), ограничивало власть помещика над крестьянами.

5. Второй этап проведения крестьянской реформы начался в
1816 г. «Положение об эстляндских крестьянах» предоставляло крестьянам личную свободу и право владения земельными наделами на условиях аренды. В перспективе они получали возможность приобрести их в собственность посредством выкупа у помещика. Это нашли для себя выгодным дворяне в Курляндии и Лифляндии, где крепостное право было отменено соответственно в 1817 и 1819 гг.

Считая необходимым распространить «либеральные начала» на всю империю, Александр I в 1818 году поручил двенадцати сановникам разработать проект отмены крепостного права для русских губерний. Проекты решения крестьянского вопроса П.Д. Киселева, Н.С. Мордвинова, В.Н. Каразина, П.А. Вяземского, Н.Г. Репнина объединял принцип постепенного освобождения крестьян и соблюдения экономических интересов помещиков. Проект А.А. Аракчеева предусматривал поэтапный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землей (лишь 2 десятины на ревизскую душу), но на условиях ее аренды. В 1819 г. Специальный секретный комитет под руководством министра финансов Д. Гурьева предложил допустить существование в России «разных родов собственности». Проекты А. Аракчеева и Д. Гурьева были одобрены Александром I, но оставались совершенно секретными. Нерешительность императора в реализации подготовленных проектов объяснялась отсутствием поддержки в дворянских кругах.

Таким образом, в России сохранялось крепостное право, господство корпоративности (община, уравнительные принципы). С введением военных поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение государственных крестьян. Фактически к 1825 году 374 тыс. крестьян и украинских казаков потеряли личную свободу. Военные поселения превратились в вид крепостной неволи. В особо тяжелом положении была помещичья деревня.

Реакционный политический курс, проводимый царским правительством после 1820 года, привел к отмене утвержденных в первые годы царствования Александра I законодательных актов, которые сдерживали произвол помещиков по отношению к своим крепостным крестьянам (указы 1822−1823 гг.). Вновь подтверждалось право помещиков ссылать крестьян «за предерзостные поступки», крестьянам запрещалось жаловаться на жестокость своих господ, возбуждать «иски о воле».

Николай I, пришедший к власти через сопротивление мятежных декабристов на Сенатской площади, стремился опереться на силы традиционализма. Установив бдительный контроль государства над обществом, он в то же время понимал необходимость перемен в стране, осознавал несовместимость крепостничества и ускоренного развития России.

Само крестьянство постоянно «напоминало» о себе разраставшимися с каждым десятилетием бунтами.

Николай I считал крепостное право социально опасным, но указывал на несвоевременность его отмены. Поэтому осуществляемые меры по решению крестьянского вопроса носили паллиативный характер. Было издано более 100 законодательных актов.

1. Запрещено продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян (Указ 1827); отдавать крестьян на заводы (Указ 1827 ); продавать крестьян с публичного торга «с раздроблением семейств»; переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы (Указ 1833); покупать крестьян без земли дворянам, не имевшим имений (1841). Указы были направлены против обезземеливания крестьян.

2. Определены меры, направленные на смягчение крепостного права: ограничение права помещиков ссылать крестьян в Сибирь (Указ 1828); предоставление помещикам права отпускать дворовых на волю (Указ 1844). Однако эти указы находили ограниченное применение.

3. Указ 1829 года объявил крестьян Молдавии и Валахии лично свободными. Были точно определены повинности крестьян в отношении помещиков.

В период царствования Николая I секретные комитеты возникали и исчезали. Определенное значение в выработке подходов к решению крестьянского вопроса из числа секретных комитетов имели два – комитеты 1835 и 1839 гг., в которых ведущую роль играл П.Д. Киселев (главный советник императора в крестьянских делах). Планировалось проведение двуединой реформы: во-первых, в отношении крестьян государственных и, во-вторых, в отношении помещичьих.

Для выработки основ реформы государственной деревни было создано V отделение Собственной е.и.в. канцелярии, а затем на его основе Министерство государственных имуществ.

4. В 1837−1841 гг. проведена реформа государственной деревни. Крестьяне получили юридические права, увеличились их наделы. Было реорганизовано административное управление деревни. Реформа не внесла серьезных изменений в положение крестьян.

5. Указ 1842 г. об обязанных крестьянах был призван «исправить вредное начало» Указа 1803 г. о вольных хлебопашцах, касающегося отчуждения части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли) в пользу крестьян. Указ предусматривал выкуп на свободу через договоры помещиков и крестьян без предоставления последним земельных участков. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса указ не имел.

6. Указ 1847 г. предоставлял крестьянам право выкупать себя с публичных торгов. Выкупленная земля являлась собственностью всей общины, а не отдельного крестьянского двора. Выкупившиеся на волю крестьяне поступали в разряд государственных.

7. Предоставление помещичьим крестьянам права покупать землю (до этого они покупали ее на имя своего помещика – Закон 1848 г.). Однако крестьянин мог купить землю только с согласия помещика. Но и приобретенная таким путем крестьянином земля законом не была защищена.

Николай I считал, что у России есть время для подготовки к преобразованиям. Отсутствие решительных действий со стороны правительства объяснялось боязнью недовольства со стороны дворянства, надеждой, что российские помещики со временем выступят с инициативой проведения реформы.

Промышленное развитие России в I половине XIX в. отличалось широким распространением мелкой промышленности. Рост крупной промышленности происходил за счет распространения капиталистической мануфактуры и последующего перехода от мануфактуры к фабрике. Промышленность, базирующаяся на крепостном труде, переживала кризис. Постепенно увеличивалось применение вольнонаемного труда на мануфактурах.

В 30−40-х гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70−80-е гг. XIX века.

Техническая сторона промышленного переворота – переход от ручного труда к технике, от мануфактуры − к фабрике.

Социальная сторона промышленного переворота – формирование новых социальных слоев – буржуазии и пролетариата.

Появление предпосылок промышленного переворота было обусловлено:

− во-первых, научно-техническим прогрессом: созданием новых механизмов, позволяющих углубить разделение труда и облегчить процесс производства;

− во-вторых, зарождением капиталистического уклада в хозяйстве: накоплением капиталов и постепенным формированием рынка вольнонаемной рабочей силы.

Особенность развития России состояла в том, что получило распространение не капиталистическое распространение машин. Массовый переход к машинному производству начался лишь во второй половине 50-х годов. Крепостной строй России сдерживал темпы технического и социального обновления промышленности.

Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. Число городов в период с начала до конца XIX в. выросло в 2 раза.

Транспорт и система путей сообщения в России были слабо развиты, к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой – санный. В 1937 году была проложена первая железная дорога (Петербург – Царское Село).

С XIX в. начинается рост постоянной магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок. В середине XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок. Широкое распространение получила торговля вразнос. Во внешней торговле главным партнером оставалась Англия; 9/10 торговли приходилось на европейские страны; из восточных стран главным партнером был Китай. Государство проводило протекционистскую политику. В экспорте большую роль играл хлеб; снижался ввоз промышленных товаров.

Таким образом, для экономического развития России характерна противоречивость. С одной стороны, сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другойстороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности и формирование социальной структуры общества.