Станца дела Синьятура

Фрески представляют четыре взаимозависимые области, в которых должно совершенствоваться христианину: философия – представлена фреской «Афинская школа»

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.

 

 

Богословие – фреска «Диспут». Фреска «Диспута» — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

 

 

 

Поэзия – фреска «Парнас»

«Парнас». В центре — Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

 


Правосудие – фреска «Мудрость, умеренность и сила».

«Мудрость ,мера и сила» изображение распласталось по поверхности.

 

Станца д’Элиодоро

Фреска «Изгнание Элиодора», по которой станца получила своё название

рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

 

«Освобождение святого Петра из темницы» рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

 

«Месса в Больсене» когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

И 4-ая композиция самая неудачная

«Встреча папы Льва первого с Аттилой» ( не логичная композиционно не выстроена) (смешались в кучу кони,люди)

Выбор таких сюжетов- деяния пап и церкви. Религиозная направленность. В первых станциях спокойный солнечный свет. То здесь действие погружено во тьму и используется искусственный свет. И это рождает ощущение тревоги. В первой станции спокойствие, гармония.

В ряде композиций появляется движение а в первой станце статика.

В композицию врезаются только окна. А в первой станце врезались и двери.

Рафаэль учился по творчеству других художниках и давал свою трактовку.

Он писал замечательные портреты. И в портретах ощутимо влияние Леонардо

Дама с единорогом

 

Донна Велата


Микеланджело Буонаротти (1475-1564) скульптор, живописец, архитектор,поэт. (к поэзии обратился в конце жизни). На первом месте ставил скульптуру. Было своё понимание что есть настоящая скульптура.

 

 

В сикстинской капеле. В композиции страшный суд, среди образов святых есть образ Варфоломея. Держит в руке нож а в другой руке кожу. Считается что лицо это и есть автопортрет Микеланджело.

Сделал 4 композиции- 4 оплакивания

«Пьета со святым Никодимом». Хотел чтобы эта композиция величала его надгробие. Лицо Никодима ( в капюшоне) предполагаемый портрет Микеланджело .

 

«Оплакивание христа»

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

 

 

«Пьета Ронданини» — одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Безмерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна.

 

 

«Мадонна Брюгге» (точно не знаю это четвертая пьета или нет)— мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом, высотой 128 см, выполненная Микеланджело Буонарроти в 1501-04 гг. вскоре после завершения работы над ватиканской «Пьетой». Это единственная статуя Микеланджело, которая еще при его жизни была вывезена из Италии, чтобы украсить церковь Нотр-Дам в ткаческой столице Европы — городе Брюгге.

 

 

Родился в местечке Капреза. Юность прошла во Флоренции. Он учился на живописца у художника Доменико Герландая. Понял что главное для него это скульптура. Жизнь его прошла между двумя городами: Флоренцией и Римом. После смерти разгорелась борьба за обладание его телом между Флоренцией и Римом. Умер в Риме. Похоронили его в церкви Санта Кроче(флоренция).

Автором надгробия Микеланджело стал Джорджо Вазари. Сам Джорджо Вазари покоится почти рядышком в этой церкви.

В России только одна работа Микеланджело Скорчившийся мальчик – находится в эрмитаже

 

Жизнь и творчество мастера приходится на 2 этапа ренисанса - высокое и позднее возрождение.

В Сикстинской капелле плафон- это высокое возрождение, страшный суд – позднее возрождение.

Высокое возраждение 2-е работы:

Статуя Давида

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Статуя Моисея – один из элементов папы Юлия 2-ого. Гробница находится в римской церкви святого петра в оковах. Прием контрофоста фигура закручена в спираль.

 

 

И плафон сикстинской капеллы это зона высокого в живописи.

2-е работы не вошли в окончательный замысел.

«Статуи пленников» находятся в лувре. Прием нонфенита т.е незаконченность . остается кусок камня и у одного пленника и у другого. Подчеркивает природность камня. Чтобы возникло ощущение что образ рождается из камня на наших глазах.

 

 

Гробница Медичи в церкви сан лоренцо делалась в высоком и позднем возрождении.

Во флорентийской церкви Сан-Лоренцо Микеланджело почти 15 лет проработал над так называемой Новой сакристии с саркофагами Лоренцо и Джулиано Медичи (сама сакристия была построена ранее Брунеллески) по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи.

 

 

Микеланджело производит облицовку помещения в формах, близких к его предшественнику, с введением полихромии — белого и серого мрамора. В этом интерьере он помещает саркофаги герцогов и декорирует стену, служащую им фоном. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные масштабные гробницы Медичи, не в традиционных нишах.

Обоих герцогов Микеланджело изобразил аллегорически в доспехах римских военачальников, одного мужественного, энергичного, но безучастного, другого — погруженного в глубокое раздумье.

Верхняя часть надгробий обработана в виде двух симметрично расположенных волют, на которых возлежат в напряженных позах фигуры, символизирующие Утро, День, Вечер и Ночь, впервые в надгробиях были помещены фигуры в натуральную величину, именно эти статуи вызывали особое восхищение современников мастера. Детали саркофагов и декорировка находящейся за ними стены отличаются сугубо индивидуальной манерой их автора. В их разработке наблюдаются явные нарушения правил и принятых античной архитектурой сочленений форм. Но это сделано не потому, что автор не владел в полной мере античными ордерами, а в результате преднамеренного желания придать им большую пластическую выразительность. Микеланджело, нарушая регламенты, вводит свои собственные скомпонованные мотивы, и они приобретают особое звучание и свой неповторимый характер.

 

 

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала «Великая капелла» (итал. Cappella Maggiore), в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший из около двухсот членов — кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств. Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряжённых отношениях, и от Мехмеда II, чьи войска угрожали восточным берегам Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. Капелла была освящена 15 августа 1483 года — праздник Вознесения Богоматери.

Росписи

 

После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы. Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.

 

Стены опоясывают два цикла:

История Христа

Крещение Христа (Перуджино)

Призвание первых апостолов (Гирландайо)

Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли)

Нагорная проповедь (Козимо Росселли)

Тайная вечеря (Козимо Росселли)

Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)

История Моисея

Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея (Боттичелли)

Обрезание сына Моисея Елиазара (Перуджино)

Переход через Красное море (Козимо Росселли)

Дарование заповедей и золотой телец (Козимо Росселли)

Возмущение против законов Моисея (Боттичелли)

Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли)

 

 

Собор святого Петра в Риме. Купол – это работа Микеланджело. Был автором костюмов швейцарских гвардейцев

Площадь Капитолийского холма- по проекту Микеланджело зона позднего возрождения