Филиппе Брунеллески. Воспитательный Дом во Флоренции. Первая ренессансная постройка города. Начало 20 годов. Гуманист Леонардо Бруни предложил построить Детский дом.

Лекция 3,1

 

15 век. Раннее возрождение. 1 половина 15 века.

 

Время когда закладывается фундамент ренессансной культуры в архитектуре, скульптуре и в живописи.

Филиппе Брунеллески – архитектор 1377-1446гг. готика

Донатто Донателло – скульптор 1386-1466гг готика

Томазо Мазаччо – живописец 1401-1428гг. в 15 веке родился.

Подобны 3 китам на котором стоит искусство эпохи возрождения. Говорить первая половина 15 века.

Жили и работали в первую очередь во Флоренции.

Флоренция колыбель искусства эпохи возрождения. В средние века отменили крепостное право. Независимость. Семья Медичи семья ростовщиков (банкиров) Они привлекали людей творческих. Война с Миланом. (несостоявшаяся)

 

3 момента

На путь нового реалистического ренессансного искусства вступает рано или поздно вступают большинство мастеров. Даже старики.

Все открытия совершаются не интуитивно, а на научной основе. Прямая перспектива и так далее, тело человека, пропорции.

Старое средневековое постепенно уходит.

 

Здание Брунеллески занимает лишь 1 сторону площади, две другие постройки появились позже, но их архитектура ориентирована на фасад воспитательного дома, так что в результате получился городской ансамбль.

 

 

 

Как узнать работу Брунеллески – есть медальоны Андрэа Делла Роббиа выполнена.в технике майолике. Эти медальоны говорят о назначении постройки. Первоначально не было их. Видимость что все делал Брунеллески, но на самом деле только детский дом.

 

 

Постройка не рвется в высь, соразмерна с ростом, доминирует не вертикальное членение а горизонтальное. Постройка связанна с землей. В постройке 2 этажа. 1 этаж аркада а ля антик. 2 этаж – стена прорезана небольшими окнами прямоугольной форма. Не узкие стрельчатые. Над каждым окном треугольный сандрик (выступ) похожий на античный фронтон.

Сдержанное по цвету здание.

 

В отличие от готики, когда постройка словно отгородилась от мира постройка Брунеллески распахнута к городу.

 

Распахнутость как получилась: фишка Брунеллески лёгкие вспарушенный свод, колонны тонкие, а интерколумнии (расстояние между колоннами) широкие. Еще он любил свободную, чистую ничем не загроможденную поверхность стены. Он ограничился только консолью. Это фирменный прием Брунеллески.

 

Флорентийская церковь Сан Лоренцо. Постройка Старое Сакристия (старая Ризница). Это усыпальница Рода Медичи. Это первая Ренессансная центрическая купольная постройка. Сан Лоренцо – базилика. Левый угол там старое сакристии. Прорисованный вид.


  1. Использование ордера в интерьере не только снаружи, но и внутри. Не колонны и пилястры. Зачем нужен ордер? Подчеркивание появление плоти. Несущие элементы. Работающие. Появилась стена. Она теперь элемент несущий. Ордер пропорционирован в соответствии с человеческим ростом. Человеку в этом интерьере очень комфортно.
  2. Горизонталь держат пилястры, ничто не висит. Все логично. Не одна форма не зависла. Герб рода Медичи – пилюли на щите.
  3. Центральная зона сакристия занята надгробьем. Восприятие в движении. Как в готике.

АРХИТЕКТУРА ПЕВАЯ ПОЛОВИНА 15 ВЕКА, где то 30-40 годы. Еще старое присутствует.

Пилястры и антаблемент темные, а стена светлая. ЕЕ много и она как будто растворяется, и все это напоминает готическую каркасную систему. Купол как будто нервюры. Купол форма ренессансная. Но ребра и цвет ребер аналогия с готикой.

 

Готическая роза. Она зависла, но у Брунеллески не зависла. Но эффект нервюрности есть.

 

Церковь Санта Кроче. Рядом Капелла Паццы. Г. Флоренция. Купольное сооружение. Вход в капеллу напоминает римскую триумфальную арку. Зонтичные купола – фишка Брунеллески.

 

Купол у собора Санта Мария Дэль Фьёре. Собор был заложен в конце 13 века. Задуман как базилика с куполом огромных размеров. Баптистель –крещальны Сан Джовани святыня города. И они в этом куполе решили увековечить актогон (многоугольник на которм покоится купол) баптистели. За 100 с небольшим лет собор был возведен. Компаниллу начал возводить Джотто. В 15 веке осталось возвести только купол. Никто не знал как возвести купол. Барабан слишком тонок. Брунеллески был приглашен в качестве эксперта и сказал что можно закончить и предложил как это сделать. Купол должен был быть легким и прочным одновременно. Предложил возвести купол из двух оболочек соединенных между собой ребрами по вертикали и горизонтали. Под коричневой плиткой тоже идут ребра. И есть горизонтальные ребра. Внутри купол практически полый. Там как соты. Он легкий. Между 2 оболочками почти 10 метров. Чем выше тем тоньше пустоты.

Внутренная оболочка имеет стрельчатую форму а внешняя более пологая. Прикрывает стрелу внутренней. Внутри готический шатер – снаружи ренесансный купол. Внешняя оболочка прикрывает внутреннюю от протечек. Толщина оболочек разная. Внутренная боле толстая. Брунелесски изобрел даже кладку. Пространсво собора гигантское. Внутренняя оболочка купола все равно шатер. Ракета уносящаяся ввысь. Купол внутри был расписан в 16 веке. Автор Джорджио Вазари (тот кто сказал что мы живем в эпоху риношименто)

Купол был закончен в 30 годы 15 века. Фанарика изначально не было. Он был возведен после смерти брунелески в 60 годы. По рисункам мастера. Фонарик как замок конструкции. Он придумал и конструкции на которых работали рабочии. Поэтажно.

Настилы которые висели в воздухе. Были вглубь кладки.

Микелянджело во второй половине 16 века. Купол для сравнения