Битва при Сан Романо

Паоло Учелло

Портрет

Процесс формирования жанровой системы в живописи.

Гуманизм и гуманисты.

Гуманисты это не те, кто любят людей и животных, а те, кто занимается гуманитарными дисциплинами. Гуманитарные науки обращены к человеческой душе, и позволяют приблизиться к миру ангельскому.

Существуют несколько поколений гуманистов:

Из 14 века – Дантэ Олигьери (Божественная комедия)

Из 15 века – Пико делла Мирандола. «Трактат о достоинстве человека»

«Человек! Бог создал тебя ради тебя, человек!»

«Человек! Бог дал тебе возможность измерить небо и землю».

Гуманист создает идеологию Ренессанса, именно они ведут за собой творцов.

Гуманисты 14 века возделывают садик собственной души, а гуманисты 15 века делятся своим богатством с окружающими.

Главный герой эпохи – человек. Центр вселенной – человек.

Это отражается в жанре портрета. Всегда пейзажный фон, т.к. человек царит над миром. Голова всегда изображена на фоне неба. В Ренессансном портрете нет ничего случайного.

На смену низкому надгробью средневековья приходит надгробье высокое. В эпоху возрождения человеку начинают ставить памятники. Другое отношение к человеку.

 

 

(холст, краски, дерево)

В средние века мастера писали только алтарные образы и переход от мира небесного к миру земному отметился именно в жанре живописи.

Из новых, неизвестных средневековью жанров первым появился портрет.

Прообраз портерта – образы средневековых дораторов (дарителей).

Ренессансные портреты 15 века профильные и только к концу века появляются трехчетвертные изображения. Подражают античным профильным портретам на медалях и монетах.

Портреты в анфас встречаются очень редко и только в 16 веке. Дело в том, что в анфас изображается только Бог.

В 15 веке появляется жанр автопортрета. Так же появляются подписи. Немного, но они есть.

В середине 15 века появляются исторические (батальная картина).

 

 

Во второй половине 15 века художники начинают обращаться к мифологическим сюжетам.