Методология исторической науки

Стр. 6 (презентация)

Стр. 4 (презентация)

Предмет истории и функции исторического знания

Стр. 3 (презентация)

Отечественная историография

Источники исторического исследования

Методология исторической науки

Предмет истории и функции исторического знания

Теория и методология исторической науки.

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах и пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

Предметом отечественной истории включает в себя закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества..

В отличие от других гуманитарных дисциплин (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

Существуют различные формы исторического знания, которые различаются по их качественным ступеням:

1. обыденный уровень исторического знания выражается в общих представлениях о прошлом.

2. общий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности.

3. научный уровень исторического знания складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить закономерности развития истории.

История выполняет несколько социально значимых функций:

1. познавательная функция заключается в том, что история позволяет выявлять закономерности исторического развития.

2. практически-политическая функция состоит в том, что история помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

3. мировоззренческая функция заключается в том, что научное осмысление исторических фактов вырабатывает взгляд на мир, общество и законы его развития.

4. воспитательная функция означает то, что изучение истории воспитывает у народа нравственность, патриотизм, помогает осмыслить такие категории, как честь, долг перед обществом.

5. функция социальной памяти заключается в том, что изучение истории позволяет передавать социально значимую информацию из поколения в поколение, формирует историческое сознание общества.

6. прогностическая функция состоит в том, что изучение истории позволяет выявлять перспективы развития общества.

Метод научного исследования – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

Существуют специально-исторические методы исследования, к которым можно отнести:

1. Хронологический метод предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности

2. Синхронный метод предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе.

3. Дихронный метод – метод периодизации.

4. статистический метод

Можно выделить несколько принципов изучения истории:

Ø Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Ø Принцип объективности предполагает изучение исторических явлений во всей их многогранности и противоречивости в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

Ø Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических явлений с учетом социальных интересов различных слоев общества.

Ø Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного явления или процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.