Методология исторической науки
Стр. 6 (презентация)
Стр. 4 (презентация)
Предмет истории и функции исторического знания
Стр. 3 (презентация)
Отечественная историография
Источники исторического исследования
Методология исторической науки
Предмет истории и функции исторического знания
Теория и методология исторической науки.
История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах и пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.
Предметом отечественной истории включает в себя закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества..
В отличие от других гуманитарных дисциплин (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.
Существуют различные формы исторического знания, которые различаются по их качественным ступеням:
1. обыденный уровень исторического знания выражается в общих представлениях о прошлом.
2. общий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности.
3. научный уровень исторического знания складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить закономерности развития истории.
История выполняет несколько социально значимых функций:
1. познавательная функция заключается в том, что история позволяет выявлять закономерности исторического развития.
2. практически-политическая функция состоит в том, что история помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
3. мировоззренческая функция заключается в том, что научное осмысление исторических фактов вырабатывает взгляд на мир, общество и законы его развития.
4. воспитательная функция означает то, что изучение истории воспитывает у народа нравственность, патриотизм, помогает осмыслить такие категории, как честь, долг перед обществом.
5. функция социальной памяти заключается в том, что изучение истории позволяет передавать социально значимую информацию из поколения в поколение, формирует историческое сознание общества.
6. прогностическая функция состоит в том, что изучение истории позволяет выявлять перспективы развития общества.
Метод научного исследования – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.
Существуют специально-исторические методы исследования, к которым можно отнести:
1. Хронологический метод предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности
2. Синхронный метод предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе.
3. Дихронный метод – метод периодизации.
4. статистический метод
Можно выделить несколько принципов изучения истории:
Ø Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Ø Принцип объективности предполагает изучение исторических явлений во всей их многогранности и противоречивости в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.
Ø Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических явлений с учетом социальных интересов различных слоев общества.
Ø Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного явления или процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.