Лекция 9. СССР в 20-30-е гг - Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия.

На рубеже XIX- ХX вв. происходят существенные изменения в международных отношениях. 1. Складывается система крупных колониальных империй, 2. Формируются новые колониальные державы ( США,Германия, Япония), 3. Столкновения их интересов приводят к обострению международной обстановки.

В этой ситуации основными направлениями и задачами внешней политики России были: Балканское и Ближневосточное направления. Главными задачами было укрепление Россией влияния на Балканах, окончательное решение проблемы Черноморских проливов. Здесь интересы России сталкивались с интересами Австрии за влияние на Балканах, а также с Германией, Англией, Францией и Италией за экономическое влияние в Турции ( например по вопросу о концессиях на строительство железной дороги до Багдада).

Средний Восток. Главные задачи России: расширение экономического влияния в Афганистане и Иране. Здесь главный соперник – Англия. России удалось добиться преобладания своего капитала в Иране в ущерб английским компаниям. Дальневосточное направление. Задачи: укрепление позиций в Восточной Сибири, завоевание ёмкого рынка сбыта в Китае и укрепление Тихоокеанского флота, который в отличие от Балтийского и Черноморского имел выход в мировой океан. Здесь интересы России сталкивались вновь с Англией и Японией, которая вынашивала планы колонизации Китая.

Обострение противоречий между колониальными державами грозило перерасти в крупномасштабную войну. Поэтому правительства крупных европейских держав стремились создать такую систему международных отношений, которая, позволяла бы успешно предотвращать военные конфликты и разрешать противоречия мирным путем. Инициатива в этом процессе принадлежала России. По предложению НиколаяII в мае-июне 1899 года в Гааге состоялась международная конференция, на которой решался вопрос ограничения роста вооружений. Согласия достичь не удалось, но была заключена конвенция об обычаях и законах войны и учрежден международный арбитражный суд.

На второй конференции в Гааге в 1907 году эта конвенция получила юридическое оформление. Достигнуты договоренности о смягчении характера предстоящих войн через неупотребление оружия массового поражения (пулемет) и особо опасного для здоровья оружия – сплющивающихся пуль, удушающих газов. Оговорен режим содержания пленных. Были попытки принять соглашения о сокращении вооружений, но их саботировала Германия.

Осложнение международной обстановки на Дальнем Востоке было вызвано японско-китайской войной, которая закончилась победой Японии в 1894 г. Под давлением России и европейских держав, условия мирного договора были смягчены. Перед лицом нового соперника (Японии) Россия должна была укреплять свои позиции на Дальнем Востоке. В русском правительстве не было единого мнения по вопросу о способах решения этой задачи. Витте был сторонником мирной экономической экспансии в Китае, а военный министр Куропаткин А.Н. и командующий флотом, великий князь Алексей Александрович выступали за более жесткую политику, опирающуюся на военную силу. Первоначально сложился компромисс между обеими точками зрения. В 1896 году между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе (на котором настаивали военные), но одним из условий договора было строительство КВЖД с предоставлением прилегающих к ней территорий в управление Российской администрации (на чем настаивал Витте). К 1903 г. строительство КВЖД было закончено, что укрепило торгово-экономические связи между центральной Россией и Дальним Востоком, а также облегчило переброску войск в этот регион.

В 1898 году Россия навязала Китаю договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с крепостью Порт-Артур, расположенной на берегу незамерзающей гавани. Она стала базой русского Тихоокеанского флота. Но ценой этого договора стали уступки со стороны России Японии (признание ее экономических интересов в Корее) и Великобритании (уступала право предоставления Китаю займа и соглашалась на занятие англичанами одного из китайских портов).

В 1899 в Китае началось антиимпериалистическое и антиправительственное восстание в подавлении которого участвовали войска восьми иностранных держав, в том числе Японии и России. После разгрома восстания в 1901 году встал вопрос об иностранном военном присутствии в Китае, что вызвало обострение отношений Японии и России. По условиям договора Россия должна была вывести войска из северо-восточного Китая (Манчжурии). Однако российское правительство, находящееся под влиянием сторонников жесткой военнной экспансии в Китае («безобразовская клика»), всячески затягивало вывод войск. Сторонник мирной политики С.Ю. Витте в 1903 г. был отправлен в отставку. В 1903 году по инициативе Японии начались переговоры о разделе сфер влияния в северо-восточном Китае и Корее, которые зашли в тупик и в январе 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией.

27 января1904 года японский флот атаковал русскую эскадру возле Порт-Артура.

Это стало началом русско-японской войны 1904-05 гг.

Ход военных действий можно разделить на 3 этапа. Первый этап связан с военными действиями русского и японского флотов в районе Порт-Артура. Все попытки русской эскадры прорвать японскую блокаду и выйти из гавани Порт-Артура закончились неудачно. Во время военных действий погиб командующий эскадрой адмирал Макаров. Победа у Порт-Артура обеспечила японскому флоту господство на море и позволила беспрепятственно перебрасывать подкрепления в район военных действий на суше.

Второй этап связан с военными действиями на суше. В апреле 1904 г. один японский корпус перешел корейско-китайскую границу, а другой - высадился десантом в районе Порт-Артура, начав его осаду. Наиболее крупные сражения происходили под городом Ляоян в июне-августе 1904, на реке Шахэ ( сент 1904) и под Мукденом ( ян-фев 1905). Опасаясь того, что японская армия захватит КВЖД и отрежет русскую армию от канала снабжения, командующий русской армией генерал Куропаткин не мог предпринимать решительных действий. Поэтому военные действия принимали затяжной характер, а русская армия предпочитала оборонительную тактику наступательной, отступая при малейшей угрозе окружения. Таким образом русской армии удалось избежать крупного поражения, но она не достигла и серьезных успехов.

Героическая оборона Порт-Артура продолжалась с августа по декабрь 1904 г. Неудачи русской армии не позволили оказать помощь осажденной крепости и в декабре она капитулировала.

Третий этап связан с военными действиями на море. Еще в октябре 1904 г. на помощь Тихоокеанской эскадре вышли корабли Балтийского флота. Совершив беспрецедентный переход по северным морям к весне 1905 года русский флот оказался в японском море. Однако в мае 1905 он потерпел сокрушительное поражение у острова Цусима. Разгром флота заставил русское правительство приступить к мирным переговорам в Портсмуте в США.

Причины поражения:

Главная причина – слабая подготовка армии, которая использовала старые тактические приемы (атаки плотно сомкнутыми цепями и даже колоннами), что стало причиной неоправданно больших потерь. Цвет мундира русских войск не давал возможности цветомаскировки. Низкий моральный дух войск, укомплектованных резервистами, сражавшимися вдалеке от Родины. Оторванность армии от баз и слабая инфраструктура ( недостаточная пропускная способность КВЖД). Важнейшей причиной поражения стали антивоенные настроения в самой России.

С самого начала война не была популярной в российском обществе. Призванные на неё резервисты не хотели воевать на чужбине непонятно за чьи интересы. Сообщения о каждом поражении, приходившие с театра военных действий, встречали бурю негодования у общественности. Известие о разгроме русского флота в Цусимском проливе не только ударило по национальному достоинству, но впервые высветила проблему политического режима, людей реально управлявших страной и поставивших великую державу на грань национальной катастрофы. Унизительным казалось уже то, что поражение страна потерпела не от коалиции развитых европейских государств, как в Крымской войне, а от небольшого государства Азии. Правительство двумя путями пыталось решить одну задачу – успокоить общественные настроения в условиях революции 1905-07 гг.. В августе 1905 г.опубликован манифест об учреждении в России Государственной Думы, одновременно шли переговоры в Портсмуте об условиях заключения мира с Японией.

Благодаря дипломатическому искусству С.Ю.Витте, возглавлявшего делегацию, Россия не была признана страной, потерпевшей поражение и Япония не смогла добиться выплаты контрибуции. Однако по условиям Портсмутского мирного договора к Японии перешла южная часть о. Сахалин и Россия уступила Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и лишилась части КВЖД.

Война обнажила экономическую слабость страны, обострила множество политических противоречий и стала одним из решающих факторов в начале активных политических шагов русского общества, вылившихся в первую русскую революцию.

2. Первая русская революция 1905-07 гг.

Предпосылки и ход революции. Предпосылки революции сложились в основном еще в конце XIX в. Главной являлось противоречие между развитием страны, в том числе экономическим, и пережитками в политической (самодержавие), социальной (сословный строй), экономической (нерешенные аграрный и рабочий вопросы) и других сферах. Серьезной предпосылкой стал сам общенациональный социально-политический кризис во всех его проявлениях. Большую роль сыграла неудачная русско-японская война. Первая революционная волна пришлась на январь-март 1905 г. 9 января 140-тысячное шествие рабочих с хоругвями было остановлено на подступах к Зимнему дворцу, в ряде мест растянувшиеся колонны демонстрантов были обстреляны и атакованы казаками. В январе-марте в них приняли участие 810 тыс. промышленных рабочих. Рабочих поддержали студенты и служащие, интеллигенция, земства. Впервые политический процесс включилась небольшая часть представителей крупной буржуазии. Предприниматели провели совещание в Москве и обратились к правительству с перечнем необходимых преобразований, включая введение народного представительства. На этом этапе Николай II ограничился рескриптом на имя нового министра внутренних дел А.Г. Булыгина о подготовке проекта законосовещательной Думы. Вторая революционная волна приходится на апрель-август 1905 г., когда в стачках участвовало 740 тыс. чел. 12 мая - 26 июля состоялась стачке текстильщиков Иваново– Вознесенска. Весной - летом стали массовыми крестьянские восстания, которые охватили каждый пятый уезд Европейской части страны. Главным достижением были изданные 6 августа документы о выборах в законосовещательную Государственную думу с очень узким слоем избирателей. Единодушный протест всех направлений освободительного движения, бойкотировавших выборы, заставил правительство отказаться от ее создания. С августа началась организация продажи казенной земли крестьянам в рассрочку через Крестьянский банк. Третья революционная волна приходится на сентябрь-декабрь1905 г. - март 1906 г. Самым крупным событием этого периода является Всероссийская октябрьская политическая стачка. В забастовке приняли участие 2 млн. человек. Участники требовали 8-час. рабочего дня, демократических свобод, Учредительного собрания. Развернулось создание рабочих органов власти - Советов, осенью их возникло более 50. В ходе Декабрьского вооруженного восстания в Москве рабочие проявили наибольшую активность в 1905 г. Стачка 100 тыс. рабочих, организованная Московским Советом, 10 декабря стихийно вылилась в вооруженную борьбу 6 тыс. дружинников. Восстание, последним оплотом которого стала Пресня, было жестоко подавлено гвардией и казаками к 19 декабря. Под влиянием Октябрьской стачки и борьбы крестьян произошли 89 волнений и восстаний в армии. Самым крупным выступлением военных стало восстание в Севастополе под руководством лейтенанта П.П. Шмидта (ноябрь). Под давлением Октябрьской стачки и других осенних выступлений в Манифесте от 17 октября Николай II “даровал” свободу слова, печати, собраний, союзов и, главное, законодательную Думу. 3 ноября отменили выкупные платежи. Политических партии в революции. С августа 1905 г. расширились возможности легальной деятельности в России. В октябре 1905 г. либералы активно поддержали Всероссийскую стачку, а после публикации Манифеста 17 октября организационно оформились либеральные партии. Самыми крупными явились Конституционно-демократическая партия (П.Н. Милюков, П.Д. Долгоруков и др.), имевшая леволиберальную направленность, и праволиберальный “Союз 17 октября” (А.И. Гучков, Д.Н. Шипов). Обе партии ставили своей целью установление буржуазного общественного строя и парламентской монархии. По аграрному вопросу признавалась необходимость разрушения общины и частичной конфискации помещичьей земли. В отношении рабочих предлагалось признание профессиональных рабочих союзов, экономических стачек. Весной 1905 г. возникла Русская монархическая партия во главе с В.А. Грингмутом. Самой крупной правонационалистических организацией являлся Союз русского народа, образованный в ноябре 1905 г. и возглавлявшийся А.И. Дубровиными В.М. Пуришкевичем. Крайний национализм черносотенцев сочетался с резким антисемитизмом. На 1906 - июнь 1907 гг. приходится спад революции. В 1907 г. выступления почти прекратились. В 1906 - начале 1907 гг. усилилось влияние Союза русского народа. Правые требовали распустить Думу и восстановить самодержавие. Одновременно они расширили применение террора в борьбе с революцией. Деятельность Государственной думы. Избирательный закон 1906 г. значительно расширил круг избирателей по сравнению с “булыгинским” проектом, но охватывал лишь небольшую часть жителей России. При этом выборы были неравными и многоступенчатыми. В противовес Думе Государственный совет был превращен в верхнюю палату российского парламента. Половина Госсовета назначалась императором, половина избиралась от Академии наук, духовенства, дворянства, земств, предпринимательских организаций. В 1-й Государственной думе (апрель-июль 1906), выборы в которую бойкотировали социал-демократы, эсеры, руководящая роль принадлежала кадетам. Главным в 1-й Думе явился аграрный вопрос. Предложенные кадетами и трудовиками проекты предлагали (на разных условиях) принудительное отчуждение помещичьей земли. 2-я Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) была избрана в условиях затухавшего, но непрекратившегося революционного движения. Принявшие участие в выборах неонародники и социал-демократы получили 43% мест. Кадеты, октябристы и другие либералы - 45%. Среди депутатов появились черносотенцы (4%). Дума осталась оппозиционной, а основным вопросом - аграрный. 3 июня 1906 г. 2-я Дума была распущена. Правительство совмещало жесткие меры (введение военно-полевых судов, репрессии) с вырванными революционным движением уступками в области изменений государственного строя, по крестьянскому и рабочему вопросам. Аграрную проблему власти попытались решить началом реформы (ноябрь 1906), разрушавшей общину и превращавшей крестьянина в частного землевладельца. Кроме того, крестьяне были уравнены в правах с другими сословиями, ограничен произвол земских начальников. В конце 1905 г. разрешены были профсоюзы и, формально, рабочие собрания и экономические забастовки. Но когда нажим революции несколько ослаб, самодержавие совершило государственный переворот. В ночь на 3 июня 1907 г. начались массовые аресты. Указом об изменении избирательного закона от 3 июля были нарушены Основные законы. Революция закончилась. Возникла Третьеиюньская монархия. Итоги революции. Революция, в целом, потерпела поражение, но революционные массы добились значительных результатов. Революция носила буржуазно-демократический характер, она представляла собой движение широких народных масс, боровшихся в том числе за установление демократических порядков. Но главные вопросы революции не были решены так, как этого требовали народные массы. Общественный строй и государственное устройство не были радикально изменены. Классы и группировки, правившие раньше, остались у власти. Как показал опыт революции, уступок от самодержавия можно было добиться лишь путем широкого революционного движения, в том числе с массовым применением насильственных методов.

3. Третьеиюньская монархия – попытка модернизации системы. В 1907 - 1914 ГГ. зменения в характере политической власти. Новый закон от 3 июня 1907 г. сократил представительство от крестьян в 2 раза, от рабочих - в 3 раза, от Польши и Кавказа - в 3 раза. Теперь помещики (0,2% избирателей) избирали 1/2 выборщиков, а крестьяне (90% избирателей) - 1/5. Не имели избирательного права “инородцы” Зауральских регионов, военнослужащие, студенты, молодежь до 25 лет, женщины и другие. В число избирателей входило лишь 13% населения страны. Император назначал половину членов Госсовета, имел право законодательной инициативы и утверждал все законы перед их вступлением в действие. Монарх мог распустить Думу или приостановить ее деятельность. Исполнительная власть полностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, независящего от парламента. Непосредственно руководил правительством премьер-министр. Судебная власть осуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган - Сенат. Крестьянские волостные суды, окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели - на определенный срок на основании имущественного ценза. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции, действовали Временные правила о союзах, допускались экономические стачки, отменена была цензура. Но фактически свободы ограничивались инструкциями, циркулярами и др. подзаконными актами правительства. Кроме того, положение о чрезвычайной охране в 1907 г. действовало на 75% территории Европейской России. Внутриполитический курс П.А. Столыпина. Модернизация страны, проведение социально-экономических и политических реформ для решения аграрного, рабочего и др. вопросов осознавалось правительством как необходимые меры, без которых усилия по успокоению страны оставались тщетными. При этом государство допускало только те преобразования, которые считались неизбежными. Речь шла о сложном лавировании между интересами различных классов и групп, но главным ориентиром оставалось сохранение “твердых монархических устоев” самодержавно- бюрократического государства. Премьер-министр П.А. Столыпин (1862-1911), занимавший, кроме того, пост министра внутренних дел выступал главным проводником такой политики правительства. После назначения премьером он стал одним из инициаторов создания военно-полевых судов. Являясь сторонником сильной государственной власти, новый премьер министр понимал необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить новый государственный строй. На первом этапе столыпинской аграрной реформы (1906-1910) произошел некоторый подъем крестьянского движения (1908 г. - 855, 1910 г. - свыше 1000). На втором этапе реформы (1911-1914 гг.), после прекращения принуждения, переориентации правительства на землеустройство с целью создания широкого слоя крепких сельских хозяев, а также под воздействием первых экономических успехов крестьянское движение резко снизило свою активность. Приступив к подготовке “рабочих” законов, правительство продолжало политику “успокоения” в отношении рабочего движения. Половину всех арестованных, осужденных и сосланных составляли рабочие. Предписывалось закрывать культурно- просветительские общества и профсоюзы, замеченные в “политической пропаганде”, разгонялись профсоюзы. В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции, тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, осуществлению жесткого контроля над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников. Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания много раз выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н. Коковцев также обращал особое внимание на вопрос о рабочем законодательстве. Однако правое большинство III Думы в течение 1908-1911 гг. фактически саботировало обсуждение внесенных правительством законопроектов. Не были реализованы и планы введения принципа непрерывного образования, с преемственностью различных ступеней. Местное самоуправление по замыслу Столыпина реорганизовать не удалось. Классы и партии в 1907 — 1914 гг. В избранной по новому закону 3-ей Думе (ноябрь 1907-июнь 1912), правые либералы - октябристы получили 30%, право - ационалистические группы вместе - 32%, кадеты и прогрессисты - 21%, левые (социал-демократы и трудовики) - 7%. При отсутствии твердого политического большинства голосование зависело от самой большой фракции - октябристов, которые склонялись то с правыми, то с либералами центристского и левого крыла. 4-я Государственная дума, несмотря на дискриминационный закон, оказалась более левой, чем III-я, хотя социал-демократы и трудовики уменьшили свое представительство. Кадеты и прогрессисты получили 25% мест, но октябристы (22%), в силу своего политического положения, сохранили решающую роль. В условиях общего сдвига “влево” правые либералы все чаще блокировались с более радикальными либеральными фракциями прогрессистов и кадетов. Правительство в этой ситуации все шире использовало возможности принятия законодательных актов без участия Думы. В 1912-1914 г. социальная база третьеиюньской монархии существенно сократилась. В 1911-1914 гг. в усиливавшейся оппозиции к самодержавию оказались все политические течения, за исключением черносотенцев. Правящие круги оказались неспособными встать на путь действенных преобразований. Непоследовательная правительственная политика лавирования не разрешила основных проблем России. С одной стороны она оттолкнула поместное дворянство, во многом способствовавшее падению Столыпина, а с другой - разрушила союз с правыми либералами и вызвала новый подъем освободительного движения.

Столыпинская аграрная реформа 1906 - 1917 гг. Цели и ход реформы. Цели столыпинской аграрной реформы заключались в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращение новых аграрных выступлений. При этом реформаторы не стремились разрушить социально-административную организацию общины. Речь шла лишь о ликвидации ее экономического землераспределительного механизма. Конечной целью провозглашался общий подъем сельского хозяйства страны. Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение их в полноправных владельцев своих наделов предполагалось прежде всего путем укрепления наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911 г. разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без укрепления, после чего крестьяне также становились землевладельцами. В то же время продавать надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности в условиях крестьянской чересполосицы (2/3 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос в различных местах общинного поля) и дальноземелья (40% крестьян Центра должны были проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст), планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок - отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, на него переносилась усадьба, образовывался хутор. Переселенческая политика. Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в Центральных регионах активизировалась переселенческая политика, прежде всего в Сибирь, и выдачи ссуд на благоустройство. Продажа крестьянам земли в рассрочку через Крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Превращение крестьян в землевладельцев на первом этапе (1907-1910 гг.) в соответствии с Указом 9 ноября шло несколькими путями: Укрепление чересполосных участков в собственность (было укреплено 2 млн. наделов). Всего в 1907-1915 гг. "укрепленцами" стали 2,5 млн. чел. - 26% крестьян - общинников Европейской России (без Западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата. Землеустройство на втором этапе (1911-1916 гг.) по законам 1910 и 1911 гг. давало возможность получения надела в собственность автоматически после создания отрубов и хуторов. Таким путем стали землевладельцами 1,6 млн. чел. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало землю в частную собственность крестьян. Всего к 1916 г. 1,6 млн. единоличных хозяйств (хутора и отруба) были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли. Получив ссуду от правительства, на новые земли за Урал двинулось 3,3 млн. чел. 0,5 млн. вернулись. Это направление реформы оказалось наименее эффективным при ориентации на переселение бедняков. Значительные размеры приобрела покупка земли крестьянами с помощью Крестьянского банка (было продано 15 млн. казенной и помещичьей земли, из нее 90% купили в рассрочку крестьяне). Большими темпами развивалось кооперативное движение: с 1905-1915 гг. число кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс.

Итоги реформы. За годы реформы значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства, в значительной степени за счет хуторов и отрубов. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. От трети до половины единоличников участвовали в кредитных товариществах, что давало им средства для модернизации. В целом же переворот в агроэкономике не произошел, но при оценке экономических результатов важно учитывать, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет лишь успела уточнить направление и набрать темпы. В социально-политическом отношении реформа имела относительный успех. Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Число общин сократилось со 135 тыс. до 110 тыс. В то же время в центральных районах распад общины почти не наблюдался. В Центре общинные традиции были наиболее сильными, а сельское хозяйство наиболее отсталым в социально-экономическом отношении. Основной причиной относительной неудачи реформы явилась социально-политическая половинчатость преобразований, проявившаяся в сохранении помещичьих земель в неприкосновенности.

4. Первая мировая война и Россия.

В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ, начал возрождаться флот, Возросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища.

В итоге российская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Военные расходы выросли за этот период в 3,7 раза, достигнув 40% бюджета страны. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено. Россия отставала по объему военного бюджета, в артиллерии, по пропускной способности железных дорог от Германии, завершившей свою военную программу к 1914 г. Германский генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией. Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.

Участие России в первой мировой войне. После убийства наследник австрийского императора эрцгерцога Франц-Фердинанд в Сараеве австрийская артиллерия бомбардировала столицу Сербии - Белград. 30 (17) июля 1914 г Россия объявила всеобщую мобилизацию. 19 июля (1 августа) Германия объявила войну России, 3 августа - Франции и начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа вступила в войну Англия, 6 августа - Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу, а позже значительную часть мира. После поражения франко-английских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу,

Россия еще до завершения мобилизации по просьбе Франции начала одновременно наступление в Восточной Пруссии и в Галиции. В Восточной Пруссии наступавшие с востока - 1-я (П.К. Ренненкампф) и с юга - 2-я (А.В. Самсонов) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и резервных частей Германия разгромила 2-ю армию генерала Самсонова и заставила отступить 1-ю армию. В Галиции наступление в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-я армия (А.А. Брусилов) взяла Львов, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км. от границы за реку Сан.

Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успех на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу. В кровопролитных и широкомасштабных Варшавско-Ивангородской и Лодзинской операциях в октябре-ноябре обе стороны понесли большие потери (2 млн. чел. - Россия, 950 тыс. - ее противники), но не выполнили своих задач. При этом Россия остановила австро-германское наступление, но не смогла предпринять поход на Берлин и отступила вглубь Польши. На фронте началась позиционная война. Одновременно на юге развернулась война с Турцией (29 октября). Кавказская армия, перейдя в контрнаступление, нанесла поражение превосходящим турецким силам, оттеснив их в декабре к Эрзруму, что облегчило действия союзников на Месопотамском фронте.

Итоги военных действий 1914 г. заключались

- в срыве планов быстрой победы Германии и Австо - Венгрии.

- Наступления русских в Восточной Пруссии и Галиции дали возможность союзникам одержать в сентябре победу на Марне и стабилизировать фронт во Франции.

-В результате Германия, несмотря на некоторые успехи, была вынуждена вести затяжную войну на два фронта.

В ходе кампании 1915 г. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную, топливную и сельскохозяйственную базу. В то же время увеличилось германское превосходство в артиллерии. В августе Николай II взял на себя командование войсками, назначив опытного стратега М.В. Алексеева начальником Генштаба. В 1916 г. германское командование перенесло основные военные усилия с Восточного на Западный фронт. Началась битва за крепость Верден, преграждавшую путь на Париж. Российская армия вынуждена была изменить сроки и направление главного удара.

В мае 8-я армия генерала Брусилова осуществила прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км. Наступление Западного фронта было приостановлено для усиления войск Брусилова, но германские подкрепления позволили австро-венгерской армии стабилизировать линию фронта в Галиции и Буковине. Англия и Франция в этих условиях в 1915-1916 гг. заключили соглашения с Россией о ее послевоенных территориальных приобретениях в Прибалтике и будущей передаче ей контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, а также Константинополем.

 

Экономика России в годы войны. В годы войны объем промышленного производства вырос на 22 %. К 1916 г. промышленность полностью перестроилась, была выполнена довоенная программа по вооружению. При некотором сокращении легкой промышленности тяжелая индустрия производила продукции в 3 раза, а по военным заказам в 10 раз больше, чем до войны. Начался выпуск автомобилей, броневиков, самолетов. Были созданы отечественная электротехника и радиопромышленность.

Россия в 1916 г. с учетом поставок союзников полностью обеспечивала все потребности армии. Для распределения заказов и сырья в 1915 г. на базе представительных организаций крупной буржуазии возникли Военно-промышленные комитеты. Координацию всей деятельности по обеспечению обороны осуществляло правительство через руководимые им Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам, куда входили представители министерств, предпринимателей и политических деятелей.

В связи с мобилизацией и оккупацией части российской территории посевные площади сократились на 10%, сбор зерна - на 20 %, производство мяса - на 70 %. В то же время, благодаря прекращению зернового экспорта, принятию "сухого закона" и введению в 1916 г. в ряде губерний продразверстки, хлеба и в целом продовольствия в стране было достаточно. Нехватка продуктов в прифронтовых городах, в том числе в столице, вызывалась транспортными проблемами.

Государственный долг увеличился в 4 раза по сравнению с довоенным, быстро росла инфляция. В 1914-1916 гг. цены выросли в 4-5 раз.

 

Углубление социально-политического кризиса. В 1914 г. все слои общества поддержали правительство. Политические партии, в том числе либералы, выступили за войну до победного конца и проголосовали в Думе за предоставление военных кредитов. Воздержались лишь трудовики и социал-демократы.

В 1915 г. политическая ситуация изменилась. Поражения русской армии вызвали недовольство правительством. Возобновилось рабочее забастовочное движение (600 тыс. стачечников). Начались крестьянские волнения, хотя их число было невелико (177). Кадеты, октябристы и умеренные правые обвинили правительство в военных поражениях. Земства и города потребовали созыва Думы. Николай II пошел на некоторые уступки, созвав в июле Думу и уволив ряд министров.

В августе в Думе впервые образовалось оппозиционное большинство - Прогрессивный блок, объединявший либералов и умеренных правых, возглавленный умеренным В.В. Шульгиным и кадетом П.Н. Милюковым. Коалиция потребовала формирования правительства "общественного доверия", т.е. из политических деятелей, рекомендованных блоком, проведения политических реформ.

В 1916 г. антиправительственные настроения усилились. Начались выступления в армии. Развернулись массовые рабочие забастовки (1 млн. стачечников), многие из которых выдвигали политические и антивоенные лозунги (30 % забастовщиков). В октябре произошел резкий подъем стачечного движения, в декабре активность пролетариата, агитируемого не только левыми, но и либералами. Серьезно возросло число крестьянских выступлений (294). Думский Прогрессивный блок, поддержанный Земгором, в ноябре 1916 г. выдвинул более радикальное требование создания "ответственного министерства" подотчетного парламенту. Прогрессисты, вышедшие из Блока, предлагали обратиться с воззванием к народу и армии. Николай II не желал уступить требованию общества, лишь перетасовывая состав правительства, что Пуришкевич назвал “министерской чехардой”. Крайне правые попытались поднять авторитет монарха, убрав влиявшего на царя Григория Распутина - символ разложения самодержавия. 16 декабря он был убит группой великосветских заговорщиков, вслед за чем последовали репрессии. В результате столкновение режима и широких слоев общества стало неизбежным.

5. Февральская революция в России

Предпосылки революции. К 1917 году в России не были решены задачи капиталистической модернизации. В стране существовали очень ограниченные условия для свободного развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.

В деревне по-прежнему господствующими оставались раннекапиталистические полуфеодальные производственные отношения. Самодержавие оставалось препятствием на пути серьезных преобразований государственного и общественного строя. Зачатки российского парламентаризма характеризовались крайне низкой эффективностью, сохранялась незрелость политического движения, партий и общественных организаций. Привилегированным сословием оставалось дворянство. Буржуазия, в том числе финансовая и монополистическая, не имела полноты политических прав и практически не допускалась царизмом к участию в управлении государством. Революция была вызвана также нерешенностью социально-экономических проблем, связанных непосредственно с первой мировой войной.

Хотя общего экономического кризиса в стране не произошло (промышленное производство увеличивалось, сельское хозяйство обеспечивало город и армию всем необходимым), однако разрушение железнодорожного транспорта обострило проблему обеспечения городов сырьем, фронта - оружием и боеприпасами. В результате хозяйственные трудности и поражения на фронте привели к углублению кризиса власти. Война, экономические проблемы и политический кризис еще более усилили социальное недовольство низов.

Ход революции. Революция началась с мощного подъема стачечного движения в Петрограде

- Массовая стачка Путиловского завода и последовавший локаут резко обострил положение в столице.

- 23 февраля (8 марта по новому стилю) работницы Петрограда вышли на демонстрацию с требованиями хлеба и прекращения войны.

- 24 февраля 1917 г. в столице бастовало 214 тыс. человек. 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек.

- 26 февраля начался переход войск на сторону революции (70 тыс. солдат запасных батальонов и резервных полков). В результате всеобщая политическая стачка переросла в стихийное вооруженное восстание.

- К 1 марта весь петроградский гарнизон (почти 250 тыс. человек) оказался на стороне восставших, которые захватили вокзалы, мосты, главный арсенал, важные правительственные учреждения. Вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.

- 25 февраля царь издал указ о роспуске Государственной думы, чем ликвидировал последнюю возможность выхода из кризиса реформистским путем.

- В ночь с 2 на 3 марта Николай II отрекся от престола.

Итоги революции. Вторая в истории России буржуазно-демократическая революция завершилась падением института монархии и приходом к руководству страной новых политических сил.

- В стране были провозглашены политические права и свобода; всеобщее и равное избирательное право; были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлена политическая амнистия. Своеобразие революции заключалось в возникновении в стране феномена “двоевластия“: Совета рабочих депутатов и Временного правительства. Председателем Петросовета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, товарищами председателя - трудовик (позднее эсер) А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев.

2 марта было сформировано Временное правительство во главе с министром-председателем и министром внутренних дел - князем Г.Е. Львовым ( бывшим председателем Земгора). 5 марта 1917 г. специальным указом власть на местах передавалась губернским и уездным комиссарам Временного правительства. Должность губернатора упразднялась. Сложившаяся политическая ситуация в стране не консолидировала, а еще более расколола российское общество. В результате и сам вопрос о власти не получил законченного решения. Определение формы государственного строя было отложено до Учредительного собрания, сроки созыва которого не назывались. Все это привело к углублению революционного процесса в послефевральский период.

6. Россия в период двоевластия.

После падения самодержавия в период Февральской революции 1917 г. России сформировались новые институты власти: Временное правительство, созданное по инициативе депутатов распущенной IV Государственной думы и Советы разных уровней, создаваемые по инициативе партий левой политической ориентации (эсеров, меньшевиков, большевиков, анархистов).

По соглашению 2 марта между Временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов Временное правительство становилось исполнительным органом власти, обладающим особыми полномочиями вплоть до созыва Учредительного собрания. Однако Петроградский Совет, осознавая себя своеобразным законодательным органом власти, постоянно контролировал работу Правительства и нередко вмешивался в процесс принятия политических решений.

С момента формирования ВП и вплоть до его ареста большевиками сменилось три его состава. Поводом для смены первого состава стал апрельский кризис, а поводом для смены второго - июльский.

В состав первого правительства вошли:

председатель - князь Львов (лидер земского движения),

военный министр - А.И. Гучков (лидер октябристов),

министр иностранных дел - П.Н. Милюков (лидер кадетов),

министр юстиции - Керенский (лидер трудовиков) и др.

Перед Временным правительством стояли проблемы, унаследованные от прежнего царского правительства:

вопрос о власти - формирование таких органов власти, которые преодолели бы возникший в стране политический кризис, пользуясь доверием общества и обеспечили бы стабилизацию экономического и социального положения в воюющей стране;

рабочий вопрос - создание механизмов разрешения противоречий между рабочими и работодателями - промышленной буржуазией,

вопрос о земле - разрешение проблемы малоземелья за счет перераспределения земли, не ущемив при этом ни интересов крестьян, ни интересов помещиков,

вопрос о войне - решить проблему падения популярности войны в обществе либо посредством выхода из нее, либо посредством активизации успешных боевых действий (при этом необходимо было учитывать и мнение союзников),

национальный вопрос - решение проблемы национальной автономии для Польши, Финляндии, Украины и др. национальных окраин или анклавов бывшей Российской империи.

Временное правительство предприняло следующие шаги для решения этих вопросов:

решение вопроса о власти по общей договоренности ВП и Совета передавалось Учредительному собранию; перед ВП стояла задача сохранить в стране порядок вплоть до созыва Учредительного собрания; кроме того стали формироваться параллельные структуры власти: с одной стороны, Советы, а с другой - органы исполнительной власти, подчиняющиеся Временному правительству: комиссары Временного правительства - бывшие председатели губернских земских управ (институты губернаторов и земских начальников были упразднены);

рабочий вопрос на первых порах был решен в обход ВП, по инициативе Петроградского общества фабрикантов и заводчиков, которое заключило с Петроградским Советом соглашение о введении 8-часового р/д на предприятиях Петроградского экономического региона, эта практика вскоре распространилась на всю Россию;

решение вопроса о земле ВП отложило до созыва Учредительного собрания, призвав сельских тружеников воздерживаться от противоправных, самовольных действий;

в вопросе о войне - члены ВП склонялись к тому, что во избежание катастрофы необходимо продолжать войну “до победного конца” (это соответствовало также и международным обязательствам России), однако нужно было обосновать этот непопулярный шаг - помог манифест Советов “К народам мира”, где говорилось о “защите революции”, этот лозунг был подхвачен и ВП (война приобретала характер революционной обороны);

решение национального вопроса ВП предложило оставить Учредительному собранию при условии проведения референдумов о национальной автономии.

Причиной первого правительственного кризиса (апрельского) стал вопрос о войне:

Правительства стран-союзников России, обеспокоенное принятым ВП “Воззванием ко всем народам мира”, где звучал призыв прекратить войну и склонить правительства к заключению мира “без аннексий и контрибуций”, потребовало от ВП подтверждения союзнических обязательств. Милюков - министр иностранных дел ВП - направил 18 апреля союзным государствам ноту, в которой подтверждал верность России союзническим обязательствам вести войну “до победного конца”. В ноте не говорилось о мире “без аннексий и контрибуций», что вызвало протест социалистов в Совете и во ВП (Керенский пригрозил уйти в отставку), а на Совете зазвучало требование отставки Милюкова, начались демонстрации, организованные большевиками и анархистами под лозунгами “Долой ВП!”, “Вся власть Советам!”. В результате Гучков и Милюков ушли в отставку, а для предотвращения назревшего политического кризиса ВП и Совет решили создать коалиционное правительство, куда вошли социалисты Церетели, Чернов (министр сельского хозяйства) и Керенский (военный министр). Львов сохранил пост председателя, а министром иностранных дел стал Терещенко.

Второму составу ВП пришлось заново решать те же вопросы, что стояли и перед первым составом, но в более жестких условиях.

После апрельского кризиса основным стал вопрос о войне. Терещенко по настоянию Церетели прозондировал позицию союзников по поводу возможности прекращения войны - союзники ответили категорическим отказом. Тогда ВП решило снизить антивоенные настроения проведя успешную операцию на фронте под лозунгами революционного оборончества - Керенский совершил небезуспешную пропагандистскую поездку по фронтам. 18 июня началось наступление, которое захлебнулось из-за нехватки боеприпасов и снаряжения, к концу июня немецкие войска перешли в контрнаступление.

Обострился и рабочий вопрос. Заводские комитеты, создаваемые в массовом порядке в первые дни революции, потребовали доступа к бухгалтерским документам, чтобы убедиться, что зарплата в действительности не выплачивается по причине отсутствия средств. Начались забастовки, в ответ - локауты. Правительство выдвинуло социальную программу, предусматривавшую: (1) процедуру арбитража, (2) государственный контроль над производством и распределением. Однако предприниматели всячески препятствовали реализации этой программы. По мере левения позиции правительства падало доверие буржуазии к нему (отказ подписаться на “заем свободы”, саботаж решений правительства под предлогом некомпетентности министров). Действия завкомов принимали все более крайние формы: участились попытки введения самоуправления на заводах. В них росло влияние большевиков.

Усилились противоречия между помещиками и крестьянами в вопросе о земле. Новый министр с/х эсер Чернов продолжал политику первого состава ВП, направленную на поддержание законности в земельном вопросе: он призывал крестьян воздержаться от несанкционированных захватов земель и инвентаря. Одновременно, решая проблему снабжения продовольствием города и армии, ВП ввело комитеты по снабжению, получившие право распределять зерно. Но крестьяне, не доверяя правительственным органам власти, создавали собственные комитеты, нередко приступавшие к насильственному захвату земель, имений и инвентаря, пересмотру арендных договоров и т.п. Участились воровство, грабеж. Крупные землевладельцы потребовали от ВП навести порядок, пригрозив в противном случае сократить посевы. - Правительство применило войска. ВП начало подготовку к аграрной реформе (начали работать т.н. аграрные комитеты, проводившие перепись земли а 9 мая созван Главный земельный комитет). Однако в обществе не было согласия по поводу содержания реформы: кадеты выступали за перераспределение земли с компенсацией собственникам, эсеры - без компенсации, анархисты и большевики призывали крестьян к немедленному захвату земель.

И ВП и Совет стремились отложить решение национального вопроса до Учредительного собрания, однако активность национальных движений в Польше, в Финляндии и Литве, на Украине, в Татарии возрастала. Керенскому пришлось подписать протокол с Украинской Центральной Радой.

Очередной политический кризис разгорелся в начале июля (3 –5 июля) и связан он был снова с вопросом о войне. 2 июля, когда стало известно о провале июньского наступления и контрнаступлении немцев, солдаты столичного гарнизона, опасаясь отправки на фронт, начали готовить восстание с целью убрать ВП и создать вместо него Временный революционный комитет под руководством большевиков и анархистов. Уже 2 июля начались митинги солдат. Большевики не имели единого мнения по вопросу о вооруженном восстании: их военная организация выступала в поддержку солдатского восстания, но руководящие органы партии считали, что восстание преждевременно. 4 июля ситуация обострилась. Министр юстиции Переверзев обвинил большевиков в сотрудничестве с немцами (по его мнению, солдатские выступления в Петрограде были специально приурочены к контрнаступлению немецкой армии). Произошли столкновения между демонстрантами и солдатами, верными Совету. Начались аресты большевиков, закрыта газета “Правда”, Ленин бежал в Финляндию (что сочли косвенным подтверждением его виновности).

Начались переговоры о формировании нового правительства. Активизировались силы, выступавшие за наведение порядка в стране. Кадеты требовали восстановления дисциплины в армии, продолжения войны, прекращения анархии на заводах и в деревне. Керенский, которому Львов поручил реорганизацию правительства решил заручиться поддержкой консервативных сил и постепенно (!) нейтрализовать Советы. В Москве (подальше от Петрограда!), по его предложению, было созвано Государственное совещание, призванное ускорить формирование государственных. институтов власти. В нем либеральные и консервативные делегаты доминировали над радикалами из Советов. Петроградский Совет протестовал против такого пренебрежительного отношения со стороны Керенского к советским органам власти. Но Керенский не встретил поддержки. у делегатов совещания, которые отдали предпочтение твердой руке республиканца генерала Корнилова, назначенного к тому времени главнокомандующим.

Генерал Корнилов, заручившись поддержкой Госсовещания и кадетов в особенности, изложил свою программу вывода страны из кризиса и начал готовиться к решительным мерам по наведению порядка. После взятия германскими войсками Риги Корнилов потребовал подчинения ему столичного гарнизона, а также дополнительных полномочий военным трибуналам. Керенский отклонил это требование и сместил генерала с поста главнокомандующего. Корнилов отказался подчиниться Керенскому и начал стягивать к столице войска (конец августа). Тогда Керенский вынужден был обратиться к помощи Совета. Советы, при участии тут же выпущенных из тюрьмы большевиков, организовали сопротивление Корнилову (создан Комитет народной обороны против контрреволюции). Революционным агитаторам удалось распропагандировать части Корнилова и выступление было ликвидировано, Корнилов арестован. Кадеты ушли в отставку.

После ликвидации «корниловщины», для того, чтобы восстановить авторитет власти Временное правительство, возглавляемое Керенским, 1 сентября провозгласило Россию республикой и созвало 14-22 сентября Демократическое совещание для решения вопроса о формировании нового состава коалиционного правительства, которое будет действовать до II съезда Советов. В нем приняли участие 1,5 тысячи делегатов от Советов, профсоюзов, армии (но без кадетов). Принято решение об организации “предпарламента” - Временного Совета республики. Этими акциями Керенский стремился создать демократические органы власти, альтернативные Совету, в котором набирали силу большевики: в начале сентября председателем Совета стал большевик Троцкий.

6 октября открылась сессия Временного Совета республики, на которой Керенский заявил об ответственности ВП перед этим органом власти. Большевистская фракция во главе с Троцким в знак протеста на следующий день покинула заседание. Большевики начали подготовку к вооруженному восстанию.

7. Октябрьское вооруженное восстание и первые мероприятия советской власти.

Вооруженное восстание в Петрограде. За восемь месяцев правления буржуазного правительства военное положение страны ухудшилось, ослабли ее международные позиции. Россия оказалась в состоянии системного кризиса, обостренного продолжавшейся войной. Правительство не решило важнейших вопросов, стоявших перед страной, не осуществило радикальных преобразований в деревне, не сумело стабилизировать положение на национальных окраинах. Обострились противоречия между партиями, находившимися у власти. В сентябре в письмах в ЦК (“Большевики должны взять власть”, “Марксизм и восстание”) В.И. Ленин поставил перед РСДРП(б) задачу взятия власти вооруженным путем и предложил технический план осуществления восстания.

12 октября при Исполкоме Петросовета был создан штаб вооруженного восстания - Военно-революционный комитет (ПВРК) под председательством левого эсера П.Е. Лазимира.

21 октября на стороне ВРК оказался весь Петроградский гарнизон, отряды красногвардейцев, моряки Балтфлота.

В ночь на 25 октября под предлогом обороны и защиты революции силами красногвардейцев и частей гарнизона были заняты почтамт, главная городская электростанция, центральный телеграф, Главная контора Госбанка.

Утром 25 октября (еще до открытия II съезда Советов) было обнародовано воззвание “К гражданам России!”, в котором Временное правительство объявлялось низложенным и провозглашался переход власти в руки ВРК, передавшим ее съезду Советов. В ночь с 25 на 26 октября в ходе почти бескровного штурма Зимнего дворца, начавшегося с боевых выстрелов крейсера “Аврора”, Временное правительство было арестовано.

Второй Всероссийский съезд Советов. В открытии II съезда Советов вечером 25 октября участвовали 739 делегатов, в том числе 338 большевиков, 211 правых и левых эсеров, 69 меньшевиков. В конце первого заседания после ухода правых эсеров, меньшевиков, бундовцев, приезда опоздавших, на съезде осталось 625 представителей от 402 (из 974) Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство делегатов от партии меньшевиков, правых эсеров и бундовцев не признали итогов восстания и покинули съезд. Выработке реалистической позиции мешало отсутствие единства в партийных рядах умеренных социалистов, личные амбиции лидеров и недооценка большевиков.

II съезд Советов утвердил итоги восстания в Петрограде, провозгласил победу революции и установление власти Советов. Съезд принял Декрет о мире (одобренный единогласно) с предложением к воюющим народам и их правительствам о заключении справедливого демократического мира - без аннексий и контрибуций, а также Декрет о земле с требованиями отмены собственности на землю (социализация земли), запрещения купли-продажи земли, уравнительного землепользования, недопущения наемного труда и т.д., что соответствовало эсеровской аграрной программе. Кроме того, съезд объявил необходимость скорейшего созыва Учредительного собрания. На съезде была создана новая структура государственной власти.

Высшим законодательным органом провозглашался Всероссийский съезд Советов.

Законодательные, распорядительные и контролирующие функции получал избранный съездом многопартийный ВЦИК.

Съезд сформировал Временное (до созыва Учредительного собрания) революционное правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком или СНК) во главе с В.И. Лениным, которое состояло из одних большевиков. Установление Советской власти по всей стране. В Москве вооруженное восстание началось одновременно с Петроградом.

Столкновение Московского ВРК и Комитета общественной безопасности, созданного городской думой, носило длительный, кровопролитный характер. В регионах с наиболее густой сетью Советов (центрально-промышленные губернии, Донбасс, Поволжье, Баку) происходила относительно быстрая смена власти. В Сибири и на Дальнем Востоке советская власть была установлена лишь в крупных центрах и на территории вдоль железных дорог. Быстро распространялась советская власть в сельской местности Центральной России.

Сложнее всего для большевиков складывались дела в тех национальных районах, где у власти еще до октябрьских событий находились национальные правительства, отстаивавшие идею самостоятельных буржуазных национальных государственных образований - Центральная рада на Украине, Белорусская рада, Кокандская автономия в Туркестане, Оренбургская автономия (на базе казахской партии Алаш). С помощью вооруженных отрядов Красной гвардии к весне 1918 г. советская власть победила в Эстонии, Латвии, Белоруссии, на Украине, Северном Кавказе, юго-востоке страны. В Закавказье Мусульманская демократическая партия - Мусават (Азербайджан), Дашнакцутюн (Армения) и грузинские социал-демократы создали при поддержке стран Антанты объединенное правительство - Закавказский комиссариат, а затем - независимые республики (май 1918). Мирный путь установления советской власти преобладал, но в ряде районов и городов антибольшевистские силы оказывали вооруженное сопротивление, как это было в Петрограде, Москве и еще в 13 из 83 крупнейших городов страны.

8. Формирование советской государственно-политической системы.

2 ноября 1917 г. была принята “Декларация прав народов России”, в которой провозглашалось равенство и суверенность всех наций и народностей, - право наций на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населявших территорию России. На этом основании в декабре 1917 г. советская власть признала право на независимое существование Польши и Финляндии. 10 января 1918 г.

III съезд Советов, на котором произошло объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советом крестьянских депутатов, Россия была объявлена Советской Федеративной Социалистической республикой (РСФСР).

V съезд Советов В июле 1918 г. утвердил Конституцию РСФСР. В основу Конституции были положены “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа” и решения III съезда Советов.

Основными идеями Конституции стали: общественная собственность на средства производства; диктатура пролетариата; федеративное устройство государства. Право избирать и быть избранными предоставлялось “всем добывающим средства к жизни производительным и общим полезным трудом”, а также солдатам и всем нетрудоспособным. Лишались этого права лица, “прибегающие к наемному труду, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, священнослужители” и многие др. (всего 10% населения). Выборы в Советы были многостепенные, непрямые и открытые. Конституция давала преимущества рабочим в нормах представительства (один голос рабочего равнялся пяти голосам крестьян). 2

2 ноября 1917 г. был принят Декрет о суде (известный как Декрет №1). Упразднялась старая судебная система, провозглашался революционный правопорядок и “революционная законность”. 7 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), представлявшая в одном лице судебные и репрессивные органы.

15 января 1918 г. был принят декрет “Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии” как постоянной, 29 января - декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Одним из организаторов Красной Армии стал Л.Д. Троцкий, назначенный 13 марта 1918 г. народным комиссаром по военным делам, а позже - председателем Реввоенсовета республики.

27 октября по инициативе В.И. Ленина был принят декрет о печати, наложивший запрет на оппозиционную печать, сначала буржуазную, затем и социалистическую (в первые 2 месяца было закрыто около 150 газет).

28 ноября был принят декрет СНК, объявивший кадетов “партией врагов народа” и потребовавший ареста их лидеров как “вождей гражданской войны”. После бурной дискуссии в ЦК партии 3 марта 1918 г. представителями Советов, Центральной Рады, Германии и ее союзников был подписан Брест-Литовский мирный договор на очень тяжелых для России условиях: территориальные потери площадью в 780 тыс. кв. км, выплата Германии 3-х миллионной контрибуции, полная демобилизация вооруженных сил. К лету 1918 г. Германия и Австро-Венгрия оккупировали Прибалтику, Украину, ряд губерний Белоруссии и России общей площадью 1 млн. кв. км. В мае-июне германские войска вторглись в Закавказье.

 

9. Первые преобразования Советской власти в сфере экономики.

В конце 1917 - начале 1918 г. осуществляли политику, именуемую “красногвардейской атакой на капитал”. На основании декрета от 14 декабря 1917 г. “О национализации банков”. Декретом от 14 ноября 1917 г. на предприятиях вводился рабочий контроль, который рассматривался как первый шаг на пути осуществления национализации. Но к марту 1918 г., после закрытия многих предприятий, не имевших сырья, падения дисциплины на заводах и фабриках, стал очевиден неуспех “красногвардейской атаки”.

Начался процесс централизации экономики. В декабре 1917г. был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), на который возлагалось управление создававшимся госсектором экономики.

Одновременно происходила национализация. Была введена государственная монополия на внешнюю торговлю, национализирован торговый флот и железные дороги.

Весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле и закона о социализации земли (февраль 1918). Уравнительному переделу подверглись помещичьи, частнособственнические владения и крестьянские наделы. В результате уравнительного распределения земель вновь ожила и окрепла община, поглотив свыше 9/10 сельскохозяйственных угодий.

Декретом ВЦИК от 13 мая 1918 г. в стране была введена продовольственная диктатура, подтверждалась хлебная монополия и твердые цены. Для изъятия хлебных запасов у зажиточного крестьянства использовались продотряды из рабочих и солдат, которые опирались на комитеты деревенской бедноты (комбеды), образованные в июне 1918 г. Политика продовольственной диктатуры потерпела неудачу.

Итоги. Октябрьская революция представляла собой своеобразную реакцию на незавершенную модернизацию, вызревавшую в России на протяжении нескольких десятилетий. Общенациональный кризис, радикализм низов, а также энергия и воля большевиков способствовали победе леворадикальной альтернативы в России, которая в сложившихся условиях явилась одним из способов сохранения национальной государственности. В стране произошла третья русская революция, завершившаяся сменой общественно-политического строя. В дальнейшем система диктатуры пролетариата превратилась в диктатуру партии, выражавшую некоторые стратегические интересы рабочего класса и отчасти крестьянства, но осуществлявшуюся большевиков авторитарными методами.

10. Гражданская война, политика «военного коммунизма».