Герберт Спенсер.
Учение Джона Остина о праве
Основатель юридического позитивизма. Курс лекций «Определение предмета юриспруденции».
Развивает идеи Бентама о том, что право – повеление суверена. Но развивает её гораздо шире. Бентам считал, что право – это совокупность понятий, изданных или одобренных сувереном. Остин считает, что суверена можно представить не только как отдельное лицо, но и как учреждение. Источник права – не суверен (монарх), а в целом суверенная власть.
Право – это приказ суверенной государственной власти, выраженный в письменном официальном источнике. Это и есть позитивное право. Предметом юриспруденции д.б. изучение именно его. Моральные начала юриспруденцию не интересуют. Легитимным считал правотворчество любой власти. Кому подчиняются – тот и суверен. Норма приобретает юр. характер только при условии принуждения. Среди законов, установленных людьми, не всё можно отнести к праву: кроме законов государства существуют правила общественного мнения, законы этикета, моды – это всё он называет «позитивная мораль».
Легитимным он считал правотворчество любой власти, кому люди подчиняются, от и является суверенным.
Норма приобретает юридический характер только при условии того, что она имеет обязательную силу принуждения
Работы: «принципы социологии»
Общество и государство – это живые организмы, на которые распространяются законы развития органической природы
Метод Спенсера: метода аналогии. Сравнивает развитие законы развития природы и общества и государства.
В органической природе есть два закона, которые могут применятся и для общества и для государства:
· Закон перехода от простого к сложному (закон интеграции)
· Закон перехода однородного к разнородному (закон дифференциации)
Феномен: социальная дифференциация. Вся дифференциация в обществе начинает возникать из семьи.
Первичная власть в семье! Позже – военное рабство. Итог: в дальнейшем возникает политическая дифференциация, когда появилась правящая аристократия.
Разрабатывает теорию структуры общества: низшим звеном является человек (социальная единица). Второй элемент: социальный агрегат. (например, сословие людей), третий элемент: социальный институт(институт семьи, брака, собственности).
· Первые общества по своей структуре были патриархальными
· Далее общества трансформировались в военные.
· Современное общество – индустриальное: основано на экономической конкуренции, частной собственности, на упразднении сословий, представительном характере власти и т.д.
· Приоритет общественных интересов над личными, которой преобладает в индустриальном обществе потребует расширения принудительной активности государства, роста государственной бюрократии и расширения её властных полномочий.
· Социализм , если он и появится, станет только государственным бюрократическим социализмом и никаким другим. Социализм обречён.