Политическое и правовое учения Баруха Спинозы

Учение Гуго Гроция о государстве и праве

Основатель доктрины естественного права западной Европы.

Основатель Европейского международного права. Более 90 работ, посвящённой этой проблематике:

«О праве войны и мира»

«О праве добычи»

«Введение в изучение права Голландии»

Исследует государство и права с позиции юриспруденции, а не политики

В юриспруденции следует различать естественную и неизменную её часть, вытекающую из природы вещей, а также то, что имеет своим источником волю человека. (Установление при помощи договора государства, формы волеустановленного права).

Естественное право – это критерий для разграничения должного и недолжного по самой своей природе. Естественное право – это право, принадлежащее человеку по природе в его общении с себе подобными.

Волеустановленное право всегда должно соответствовать естественному праву. Нарушение этой зависимости порождает несправедливость.

Естественное право вечно и незыблемо, и даже его законодатель – Бог - не в силах его изменить.

Естественное право соотносится в волеустановленным, как право и сила, тюк волеустановленное право основано на принуждении.

Государство возникает в силу общественного договора. Договор – это логический результат, а не страх возможного насилия в отношениях между людьми, как у Томаса Гоббса.

Причиной возникновения политических явлений является естественное право, а целесообразность и польза, присущие политике, всегда является лишь следствия действия естественного права. Подчёркивает первичность права, а не политики.

Под влиянием идей Аристотеля и Цицерона даёт понятие государства – государство – это союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Государство – это чисто человеческое установление, одобренное за тем Богом. Это всегда союз большинства против меньшинства, слабых против сильных, а не заговор богачей против бедных и слабых.

Договорная природа происхождения государства исключает право на восстание и лишь в исключительных случаях оно может быть реализовано.

Гроций изучал войны, международные конфликты. Попытался классифицировать войны:

1. В зависимости от участников: частные и публичные. Частные ведутся между отдельными лицами, а публичные – между государствами

2. Справедливые и несправедливые. Несправедливые – противоречащие идеям права. Справедливые – оборонительная война, а захватническая – всегда несправедливая.

Все войны ведутся ради заключения мира. Мир – конечная цель всякой войны.

«Богословско-политический трактат»

«Политический трактат
«Этика, доказанная геометрическим методом»

Законы природы, данные богом, открываются разумом человека.

Большое сходство с Гоббсом.

Право природы – законы, согласно которым всё совершается. По природе и естественному праву люди – враги друг другу. Он писал, что люди равноправны по рождению и неравноправны по возможностям. Это неравенство заложено самой природой.

Общественный договор – это итог самосохранения человеческого общества. Государство – это зло, но зло необходимое. Из двух зол надо выбрать меньшее, и он выбирает государство.

Он критикует теорию политики. Считает, что теории политики присущи идеальные представления, а не реалистичная картина мира

ВЫВОД: «НЕ надо ничего придумывать, всё и так уже создано». Не надо создавать новые модели государства.

В отличие от Гоббса писал, что люди, вступая в гражданское состояние, не теряет своих естественных прав (перекликается с Локком), к своим естественным правам они получают суверенное право государства.

Верховная государственная власть всегда священна и непогрешима. Только верховная власть получает право решать, что следует делать и что не следует делать человеку.

Целью государства является реализация свободы человека, гарантия свободы человека.

Верховная власть государства – это такая власть, которая устанавливается свободным народом, а не приобретается по праву войны.

Симпатии в пользу демократии, но реальными формами правления считает монархию и аристократию.

 

ТЕМА: Политические и правовые учения Европейского просвещения.

ППУ Аруэ Франсуа Мари Вольтера

ППУ Шарля Луи Монтескье

ППУ Жана Жака Руссо

ПП идеи Якобинцев

ПП идеология французского социализма

Естественно-правовые учения в Германии в 17-18 веках

ППУ в Италии в 18 веке