Софисты

Софист – «учитель мудрости». Старшие софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Младшие софисты: Фрасимах, Калликл, Ликофрон.

Софисты:

· Старшие

· Младшие

Самые образованные люди своего времени. Заядлые спорщики.

Старшие. Основатель течения Протагор, «человек есть мера всех вещей». Люди в отношениях между собой всегда равны. – естественный принцип равенства, главный в развитие общества и государства.

Горгий: «все писанные законы – искусственное изобретение людей», выше всех законов всегда находится божественная справедливость – всеобщий закон для окружающего мира. – Продолжает позицию Гераклита.

Гипий: Также исследует природу полисных законов, противопоставляет человеческую природу и законы. Считал «люди всегда родственны по природе, анне по закону», т.к. закон принуждает их ко многому, что противоречит природе человека.

Младшие софисты. Фрасимах. Волнует проблема политики, сфера исключительно человеческой деятельности, а не божественной. «Право и справедливость – это что угодно сильнейшему», право сильного. «Каждая власть установив свои законы объявляет их справедливыми». Многие мысли будет развивать Николо Макиавелли.

Калликл. Развивает сходные идеи: «Законы устанавливают сильные ради собственной выгоды. По природе сильный человек повелевает слабым и стоит над ним».

Ликофрон. «По природе все люди равны. Всегда стремятся защитить свои личные естественные права, именно с этой целью люди заключают между собой соглашения о создании государства». Создание государства необходимо для гарантии защиты личных прав человека. – 17 век концепция «общественного договора»

Сократ.– Платон – Аристотель – Цицерон.Выступил с критикой софистов, обвинил в лженаучности, злоупотребляли общественным мнением. Различает в своих трудах естественное право и полисный закон. И то и другое восходит к единому разумному божественному началу, => не делает резких различий между правом и законом, справедливое и законное. Считал, что в государстве должно быть правление знающих людей, образованных. В государстве нужно избегать крайностей: бедности и богатства; добра и зла. В основе правления должна быть умеренность в получении личных благ. Государство по своей природе имеет нравственную сущность, это не орудие сильных людей, а именно разумная организация человеческой жизни необходимая людям.

Платон.Основные работы: «Государство», «Законы», «Политик», «Софисты». В своих работах развивает концепцию идеального справедливого правления (государства). В основе теории государства Платона лежит учение о трех началах человеческой души. Платон считал всем людям в той или иной мере принадлежит разумное начало, яростное начало, вожделеющее. В государстве каждому началу принадлежит определенная группа людей: разумное присуще правителям, яростное – воинам, вожделеющее – всем производительным классам. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало в государстве занималось своим делом и не вмешивалось в дела своих начал. Все сословия в государстве находятся в подчиненности друг другу: правители – воины - вожделеющее. К одним людям при рождении примешано золото, к другим серебро, к третьим медь и железо. В основе идеального государства Платона лежит также идея о правлении философов и действии справедливых законов в полисе. Только философы могут избежать интриг, заговоров, + справедливые законы. Считает, что лучшим государством является аристократия – правление знающих и образованных людей (философов), толпа править не может. Вслед за Сократом выступает против крайности бедности и богатства в государстве, нужно стремиться к умеренности в получении личных благ.

Идеальное государство Платона. Ориентировочное число жителей 5400. У воинов может быть общность жен. У воинов должна быть общая собственность. Один из первых начал рассматривать процессы смены форм правления в государстве, считают что формы правления сменяются циклически: аристократия => тимократия (государство войны) => олигархия (есть богатые и очень много бедных) => демократия (наихудшая форма правления – толпа править не может) => тирания (толпа править не может, подвергается противоречиям, появляется тиран, происходит это из-за чрезмерной свободы) => аристократия. В результате развития государства по этому циклу можно наблюдать прогрессивную порчу государственности.

Аристотель. Ученик Платона. Работы: «Этика», «Политика», «Афинская полития». В отличие от Платона считал нужно изучать не идеальное государство, которое не возможно установить, а конкретно взятое государство с его проблемами и предлагать реальные способы решения этих проблем.

Именно с творчеством Платона и Аристотеля можно связывать появление 2 направлений мировой философии: материализма и идеализма.

Аристотель разрабатывает науку о политике во взаимосвязи с этикой учением о красоте окружающего мира. Выделяет 2 вида справедливости: уравнивающая справедливость (характерна для гражданско-правовых сделок) и распределяющая (характерна для государства, где именно государство производит деление общественных благ по достоинству). – приближается к проблеме деления права на частное и публичное.

Государство – продукт общественного развития, высшая форма человеческого общения. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис его политической природы. Критикует проекты Платоновского государства с позиции семьи и частной собственности. Из семьи образуется государство. Природа частной собственности заложена в естественной любви человека к самому себе.

Государство определяет через понятие «гражданин» - лицо которое может участвовать в законосовещательной и судебной деятельности государства. Все формы правления делит на правильные и неправильные, в зависимости от того какую цель они преследуют (общее благо или личное благо отдельных лиц). Правильные: монархия, аристократия, полития. Неправильные формы правления: тирания, олигархия, демократия. Считал, что у правильных и не у правильных есть достоинства и недостатки – идеальное государство - полития (смешение признаков олигархии и демократии – правит большинство в интересах общей пользы). Выступает против войн, война противоречит идеи права. В связи с тем что имеет политическую природу право он называет политическим правом и делит его на 2 категории: естественное и волеустановленное право. ???????

Вопрос 4.

В этот период наступает упадок Древнегреческой государственности, завоевывается сначала Македонией затем Римом.

Эпикур. «Природа развивается по собственным законам без вмешательства Богов. Целью человеческой жизни является достижение безмятежности духа и безопасности, Безопасность в отношениях между людьми гарантировать может только государство». «Государство и законы – результат договора между людьми об их общей пользе об их взаимной безопасности»

Рассматривает понятие «свобода» - это не только возможность действовать по своему усмотрению, но и ответственность и ответственность за выбор своего поведения. Впервые стал рассматривать «справедливость», как историческое явление. Справедливость изменяется исторически в зависимости от времени места и обстоятельств, в основе лежит соглашение между людьми об их всеобщей пользе. Затем будет развиваться в 20ом веке в рамках возрожденного естественного права.

Стоики. Зенон – основатель учения. В истории этого учения выделяется три периода:

  • Древняя Стоя: 3-2 век до н.э, Зенон, Клеанф, Хрисипп.
  • Средняя Стоя : со 2 по 1 век до н.э. , Панетий, Посидоний
  • Новая (римская) Стоя с 1го по второй век нашей эры. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Общие взгляды Стои: Вводят понятие «судьба» как управляющее начало мироздания, как закон всего сущего. Судьба – это естественный закон, имеющиеся божественный смысл. В основе государства лежит естественное стремление людей жить друг с другом. Считали что все люди это граждане не только отдельных государств, но и граждане единого мирового государства (космополиса), каждый гражданин – часть вселенной и гражданин вселенной. В связи с тем, что человечество не может изменить судьбу Стоики предлагали отказаться от судов, школ, храмов, денег и других изобретений человека в целях того, чтобы человек был свободен и созерцал то, как разворачивается его судьба. Действительно свободными в обществе могут мудрецы и цари. Выступают за неограниченность царской власти, которая может быть устойчива только среди мудрецов.

Полибий. «История в сорока книгах». Понятие «судьба» отожествляет с историческим процессом. Историческая судьба государства – это внутренняя закономерность единого исторического процесса (Задается этим вопросом при исследовании РиМа). Возникновение государства – это естественный процесс, сопровождающейся следующим циклом форм правления: монархия => тирания => аристократия => Олигархия => демократия => охлократия (власть необразованной толпы) => монархия.

Тема: Политические и правовые учения в древнем Риме.