Демокрит
Гераклит
Пифагор и пифагорейцы
Семь мудрецов
Гесиод
Гомер
ППУ 9-6 вв. днэ.
Общая характеристика
Государство в Др. Греции возникло в начале 1 тыс. днэ в форме полисов.
Шла постоянная борьба за установление1 из форм правления:
· аристократии
· олигархии
· демократии
Циркуляция этих форм правления отразилась формировании ПП мысли.
3 периода этого развития:
1. Ранний (9-6 вв.). Возникают первые города-государства (полисы). Гомер, Гесиод и «7 мудрецов» (Фалес, Питтак, Периандр, Солон, Хилон, Биант, Клеобул)
2. Период расцвета ППМ. Сократ, Платон, Аристотель, софисты, Демокрит.
3. Период др/греч. государственности. Под Македонией, а потом – под Римом. Стоики, Эпикур, Полибий.
Рационализация мифологического знания.
Зевс – верховный заступник справедливости и сурово карает тех, кто творит насилие и неправый суд.
Право, выделяет 2 значения:
1. Дике – как справедливость
2. Темис – обычай
Справедливость всегда является основой обычного права.
Боги – олицетворение отдельных ПП принципов.
Брак Зевса и Фемиды породил 2 дочери-богини:
Дике – «справедливость»
Эвномия – «благозаконие».
Рассматривает вопрос возникновения и развития государства – с течением времени, когда чел. осваивал всё новые и новые орудия труда и орудия войны, отношения становились всё более и более ожесточёнными.
Всех волновала проблема организации справедливого правления в полисе. Именно закон, принимаемый в полисе, должен обеспечить справедливое правление и нормальную организацию полисной жизни. Народ должен стоять за закон, как за стены родного города.
Архип, Лизис, Филолай
За аристократию.
Особая роль уделялась числу. При помощи математики можно рассчитать всё, в т.ч. общественные процессы.
Пифагор также развивает понятие равенства – воздаяния равным за равное. В этом закладывается начало всей справедливости.
Идеал – хорошо организованный полис, основанный на справедливых законах (как и для 7 мудрецов).
Неравенство –неизбежный и правомерный результат всеобщего развития.
Все чел. законы основаны на божественном знании. Именно бог – «всеуправляющий разум», Логос.
3. ППУ 5 – 1-я половина 4 вв. до н.э.
Впервые рассмотрел чел. общество как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния людей.
Общество, полис и з-во – искусственны, а не даны по природе, однако их происхождение – естественны процесс, а не случайность.
Критерий справедливости – несправедливо всё, что противоречит природе чел., но без государства обществу не обойтись, без законов тоже – они нужны для обуздания чел. страстей. Поэтому интересы государства, которое создаёт законы, превыше всех остальных интересов.