Тема 13.

Лекции

Государство как иерархия

 

 

 

Литература:

Аузан А.А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория.

Колосов А.В. Экономические отношения: институциональный подход

Кузьминов Я.И. Учебно методическое пособие к курсу лекций по институциональной экономике (crash-программа)

Львов Д.С., Зарнадзе А.И. Понятия и идеи..

 

Тема 1.

Истина

ИСТИНА:

- отражение объективной действительности в сознании человека, во произведение ее такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека.

- такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию, но всегда...

- истина субъективна (выражает то, во что верит конкретный человек, опираясь на знания и собственный жизненный опыт и то, что позволяет ему чувствовать себя лучше в психологической отношении).

 

Объективные условия развития в обществе: традиции, труд.

 

Время и пространство обуславливают мотивы признания выявленных закономерностей истинными.

- для физики, химии, биологии они вечные.

- для общественных, социальных, хозяйственных временные, эпохальные.

Осознаваемую активность действий человека, направленную на по знание и преобразующее отношение к окружающему миру , включая самого себя и условия своего существования называется деятельностью.

Формирование ценностного мировоззрения

 

Интересы

 

Деятельность связана с тем что. Каждый человек осмысливает свои поступки через оценку важности, полезности в замисимости от того, что он делает.

Ценности - особый вид реальности, специфицески социальные определения объектов окружающего мира, обозначаемая признание их важности, значимости.

Ценности могут быть: природного, антропогенного происхождения.

Ценности по содержанию разделяют на духовные, социально-политические, материально-вещественные, нравственные.

Два типа ценностей: общечеловеческие ценности, национальные ценности.

 

Движущие силы жизни человека:

Инстинкты - поиск источника преодоления страха вырождения,голода, пища, укрытие , защита - питание, комфорт, любовь.

Сознание - поиск решения, возможности, мышление, знания, поведение, стимулы - интересы.

 

Интересы, как исходный мотив хозяйственной деятельности - взгляды и представления о желательности событий и явлений общественной жизни, отвечающих достигнут ому уровню развития цивилизации, формирующих цели социальной значимости: получение благ, обретение полезности, обеспечение потребности.

Блага - источники ценностей, обеспечивающие жизнь человека.

Потребности - целевые формы обеспечения материальных и духовных условий жизни человека через предоставление необходимых веществ, энергии и информации, интегрированных в продуктах и услугах.

Полезность - характеристика способности служить нуждам жизнедеятельности человека, оцениваемая по результатам, последствиям, придавая им различную значимость, важность.

 

Различность интересов и неопределенность ситуаций выбора в процедурах принятия управленческих решений обуславливает конфликтность.

Выявление особенностей интересов с давних пор приобрело императивный характер,

Императив - настоятельное требование, всеобщий обязательный нравственный принцип, правило, к которому все люди независимо от происхождения, социального положения и рода деятельности должны следовать.

 

· Эпоха географических открытий: преобладали методы военного покорения народов, обуславливая их приобретении новых территорий.

· Эпоха Возрождения: политическим содержанием которой явилось формирование национальных государств, преобладали морально-философские и юридически обуславливаемые принципы естественного права.

· Эпоха товарного производства:

· Эпоха постиндустриального развития:

 

Достижение целей удовлетворения потребностей выделяются организованно оформляемые общественные конструкции: силовая, политическая, психологическо-нравственная.

 

Интересы личности (состоят в обеспечении конституционных прав и свобод, физической безопасности), интересы общества, интересы государства.

Экономический интерес - реальный, обусловленный отношениями собственности и принципом экономической выгоды, мотив и стимул социальных действий по удовлетворению динамических систем идеальных потребностей в цепочке "потребность - интерес - мотив(стимул)" как причина и условие взаимодействия экономических субъектов.

Выгода - общее понятие положительного результата, который человек получает с следствие деятельности.

 

В качестве экономических интересов выступают:

- материальное благополучие и уверенность в будущем.

- имидж.

- экономика труда и обеспечение занятости.

- неприкосновенность собственности.

- экономическая самостоятельность.

-

 

Экономические интересы личности - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогресс верно развития во всесторонних взаимосвязях во всех сферах жизни общества.

Процессы хозяйственной деятельности способствуют объединению индивидов на основе определенных технологий.

 

Экономические интересы производственной деятельности - совокупность взглядов и надежд коллектива на реализацию идей технологического совершенствования деятельности.

 

Интересы производства: расширение и модернизация производства, стремление поддержать живучесть производства по отношению к условиям на рынке, повышение профессионализма работников.

Интересы индивида: достойная оплата труда, социальное обеспечение, поддержание безопасных условий труда, поощрять достижения в работе и честность.

 

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира (биосфера), представляющая собой исторически развивающуюся...

Экономические интересы общества - совокупность основных интересов жизни человека и его хозяйственной деятельности, внутри политических и международных отношений, духовной жизни и культуре всех народов.

Государство -

Экономические интересы государства - совокупность решений по обеспечению экономической независимости, и устойчивому развитию экономики на основе широкого использования достижений научного и технического прогресса в целях благополучия населения, достойного положения в мире.

 

 

Тема 2.

Развитие экономических отношений

 

Экономика - динамичная общественно-организованная система разумной жизни.

Экономические отношения - объективно складываются в обществе между людьми на основе ценностных оценок действия по поводу производства, присвоения, обмена и потребления продукта труда, в принятой форма собственности.

В добровольные экономические отношения обычно вступают, исходя из мотивов выгоды.

 

Формирование научных обоснований в экономический отношениях:

· Период расцвета ремесел

· Невидимая рука рынка

· Промышленное производство

· Стоимость труда

· Индустриальное производство

· Сопоставление спроса и предложения

· Постиндустриальный период

· Регулирование отношений товара на рынке

 

Периоды развития цивилизации:

· Аграрный (эпоха физического труда)

· Ремесленческий (эпоха ручного труда)

· Промышленный (эпоха машинного производства)

· Индустриальный (эпоха масштабных производств и автоматизации)

· Постиндустриальный (эпоха интеллекта, информационного общества)

 

Последовательность процедур обеспечения жизнедеятельности человека:

 

Блага Потребности

\/

|

Оценка возможной потребности f( V, K, T, t)

|

Установление предпочтений f(q, P)

|

Выбор, принятие решений

 

Обеспечение благами и удовлетворение потребностей достигается либо изъятием (добыча, пользование, грабеж), либо в процессе созидания (производство товаров, указание услуг).

Традиционно пользователь благами желает получить максимум в удовлетворении возрастающих потребностей - насыщение соответствующего интереса.

Рядовой потребитель проводит свою экономическую деятельность в довольно густом тумане возрастающих потребностей.

Для хозяйствующего субъекта важно их удовлетворения выразить в терминах денежных издержек и прибылей. Тогда предметным становится численное выражение максимизации, полезности.

Численное выражение для полезности можно, выдвинув соответствующий принцип оценки действий, постулировав масштаб сопоставления предпочтений.

В общем виде максимизацию ожидаем ой полезности можно представить математической записью предпочтения или вероятности:

П = сумма qi P(ci) -> max, где qi - вероятность события ситуации ci, ci - приобретенный результат при наступлении события.

Численная характеристика полезности зависит от возможности сопоставления результатов деятельности и устанавливать предпочтения при выборе.

Экономические отношения предполагают определенную структурную форму ведения хозяйственной деятельности.

В оттаивании экономических интересов хоз деятельности проявляются наиболее характерные особенности поведения человека:

Прагматичность - склонность ценить рабочие качества и пользу выше внешних изысков. Присчитывает соотношение не должного, а возможного в аспекте получения полезных результатов.

Рациональность - умение подойти к любому делу с умом, доказательством нужности, предполагал наличие какой-то идеи и пути ее реализации.

Ценность мышления, согласно прагматичности, обусловливается его действенностью, расчетливостью и эффективностью, как средств для решения жизненных задач.

Расчетливость - почетное св-во, конфуцианское стремление со блюсти справедливость.

Чтобы реально сделать себя с нуля интересной успешной и востребованной личностью, нужно иметь в характере 1/4 прагматичного и 3/4 рационального.

Экономические отношения объединяют различные виды человеческой деятельности, обуславливая обеспечение благополучия его жизни, его существования, в единую общественную систему - ЭКОНОМИКУ.

 

Неоднозначность понятия "ЭКОНОМИКА"

С одной стороны, экономика - система, хозяйства и его часть, рассматриваемые с точки зрения процессов производства, распределения, потребления и связанных с ними процессов принятия решений

С другой стороны, экономика - область знаний, научная дисциплина, изучающая данную систему хозяйственной жизни общества.

Экономика - динамичная общественно-организованная система хозяйственных отношений в процессах производства, обмена, распределения и потребления ценностей в форме товаров, услуг и капитала, как результатов деятельности в условиях современной цивилизации.!!!

 

Регулирование экономических отношений:

Рынок - капитализм - обогащение

План - социализм - распределение (реальная сфера)

Интеллект - современность - выгода (виртуальная сфера)

 

Тенденции современной экономики:

· Определение роли, места и значимости отстаивания национальных экономических интересов при глобализации и уплотнении информационного пространства.

· Формирование союзов и объединений государств на идеологической, политической и экономической основе.

· Формирование экономических отношений на основе единообразия финансового регулирования с использованием резервной валюты, установленной национальной денежной единице и виртуальности процедур обмена ценностей.

· Развитие мощных транснациональных хозяйственных структур с влиянием на процессы перераспределения собственности.

· Озабоченность воз росшим давлением цивилизации на природную среду.

 

Стиль современной экономики - достижение выгоды на основе развития избранных видов хозяйственной деятельности.

Выгода - приобретаемый результат

Доход - получаемый в денежном выражении выгода от реализации товарной продукции или источников ценностей

Прибыль - приобретенная материальная часть выгоды в денежном выражении как превышение доходов над затратами на ее производство и поставку потребителей.

Хозяйственная деятельность - цепочка ситуаций, обусловленная осуществляющимися экономическими отношениями по созданию товарной деятельности.

Хозяйственный субъект

 

Хозяйствующий субъект как открытая система

В истории развития экономических отношений выделяют три основных типа хозяйствующих субъектов:

1)Фирма (коллектив)

2)Государство (территория)

3)Домашнее хозяйство (личное)

Отношения хозяйствующих субъектов исторически приобрели форму процедур обмена ценностями.

Регулирующие экономические принципы хозяйственной деятельности принимают две формы:

- Распределительную, опирающаяся на принципы изъятия, деления, раздачи с приверженностью к коллективному характеру отношений, сильной власти.

- Рыночную,...

Особенности экономических отношений хозяйствующих субъектов способствовали выявлению закономерностей их развития, что приобрели форму уровней экономики современного уровня цивилизации.

Уровни экономики:

- МЕГА экономика (мирохозяйственная система) - исследует важнейшие формы международных экономических отношений: международное производство, миграция рабочей силы и капитала, валютные отношения, мировая торговля. Геоэкономика - политика перераспределения ресурсов.

- МАКРО экономика (государство, население) - исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, определяет направления экономической политики государства и оперирует такими категориями как совокупный спрос и совокупности предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция.

- МЕЗО уровень (Субъект Федерации) - медиум-уровень. Предполагает исследование закономерностей функционирования определенных под систем национальной экономики.

- МИКРО экономика (организация, коллектив) - исследует закономерности функционирования отдельных хозяйствующих субъектов - фирм, особенности поведения их в условиях разных типов рыночных структур, ориентируясь на экономические интересы участников экономических отношений.

- НАНО экономика (домашнее хозяйство, индивид) - рассматривает мотивы экономического поведения в рыночных и нерыночных условиях индивидуальных экономических агентов, индивидов, называемого как "экономика физических лиц".

С одной стороны, научное обобщение законов бизнеса, методов хозяйствования, экономической политики - экономик-с

С другой - правил экономических отношений системности принятия решений, действий - институциональной экономики.

 

Сетевая система экономических отношений - среда хозяйственной деятельности

Институциональная система экономических отношений - среда хоз деятельности, учитывающая принятые формы регулирования хоз действий, представляющих собой правила и механизмы их поддержания - институты. И внеэкономические факторы, как комплекс различных определений граждан - институций в виде норм и обычаев поведения в обществе.

 

Тема 5.

Идеи институциализма - основные положения институциональной экономики. Старый и новый институциализм.

 

Институциональные взгляды хозяйственной деятельности включают рассмотрение в совокупности как экономические, так и не экономические проблемы социально-экономического развития.

Понятие институционализма включает два аспекта:

- институции (нормы, обычаи, поведения в обществе);

- институты (закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений).

Традиционный ЭКОНОМИК'С рассматривает идеализированный "неоклассический мир" построенный на основе метода научной абстракции, позволяя в самом общем виде изучить основные закономерности рыночной экономики, модель служит прекрасным ориентиром: что и как следует делать человеку экономическому.

Позитивная модель, созданная на основе институциональных взглядов, более реалистична и приближена к практике в части найти объяснение "неразгаданным" физическим явлениям "трения", связанным с различного рода издержками.

Неоклассики исходят из тезиса о совершенство рыночного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики.

Институциалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые факторы, рассматриваемые в историческом контексте.

Для классического - старого институциализма (Т. Веблен, Дж. Р. Коммонс, У. К. Митчел, Д. Кларк), характерно теоретическое осмысление интеграции экономических обстоятельств и ситуаций с психологическими, юридическими, социологическими, политологическими.

Т. Веблен стал первым исследователем, который рассмотрел такое общественно-экономическое явление, как совокупность сложившихся в стране норм, привычек, мотивов поведения людей.

Исследование распространилось преимущественно на обеспеченные слои общества.

Дж. Коммонс оперирует такими понятиями, как "действующие правила ведения дел", "управление трансакциями".

У. Митчел внимание сосредоточил на исследовании прикладных вопросов экономики.

"Старый" институциализм - направление психологически традиционных экономических отношений выбора и соглашений, сохраняя некоторые наиболее одиозные предпосылки: аксиомы полной рациональности, абсолютной информированности, совершенной конкуренции, установление равновесия лишь посредством ценового механизма.

Новый" институциализм (О. Уильямсон, Дж. Гэлбрайт) - новая институциональная экономическая теория опирается на два базовых методологических постулата, расходящихся с основными положениями методологии традиционной неоклассической теории:

- существенное ослабление предпосылки о рациональности хозяйствующих суббъектов, предполагающее невозможность заключения полных (учитывающих все возможные обстоятельства) контрактов.

- неизбежное в этих условиях расхождение между условиями контрактных соглашений на стадии их заключения и выполнения обуславливает необходимость изучения контрактации как целостного, протекающего во времени процесса.

Важным этапом развития институционализма стал период "нового курса" президента Ф. Рузвельта, когда усилия экономистов были сосредоточены не на разработке экономических моделей, а переустройстве общества, демографических проблемах и теории профсоюзного рабочего движения, констатации социально-экономических противоречий, формулировке и выдвижение предложений по осуществлению реформ.

Неоинституциализм - направление современной экономической мысли, оформившееся в 1960-1970-е годы, благодаря введению в экономическую теорию таких понятий, как трансакционные издержки, права собственности, контрактные отношения.

Неоинституциональная экономическая теория опирается на те же методологические принципы, что и традиционная неоклассика.

На принципы рационального оптимизирующего поведения экономических субъектов в условиях заданной системы ограничений в интеграции категории трансакционных издержек в структуру неоклассического анализа, за счет учета конкретных особенностей структуры прав особенности.

Среди российских ученых, активно применяющих неоинституциональные концепции в анализе современной российской экономике, следует назвать работы А. Аузана, С. Афонцева, Р. Капелюшникова, Я. Кузьминова, А. Нестеренко, Р. Нуреева.

Серьезным барьером для утверждения данной парадигмы в России является отсутствие организованного единства и противоречивость оценки перспектив развития хозяйственной деятельности с формированием новых принципов принятия управленческих решений.

Новая институциональная и неоинституциональная теории представляют собой альтернативные подходы к изучению трансакционных издержек и специализированных контрактных структур, обеспечивающих их минимизацию. При этом в центре внимания обоих направлений находится проблема экономической организации.

"новый" институционализм и неоинституциональное направление расширяют и дополняют традиционные мироэкономические методы анализа и различные общественные отношения с позиции рационально мыслящего "экономического человека" т.е. прежде всего сквозь призму чего-то.

Объектом институционализма является не хозяйственная деятельность в целом, а ее организационные формы и сами хозяйственные действия.

Дерево институционализма

"Старый" институционализм "Новый"

 

Теория постиндустиального общества, теория конвергенции, внешнеэкономические отношения.

 

Теория трансакционных издержек, теория контрактов, теория прав собственности.

 

Тема 6.

Экономическое поведение и принятия решений

 

Природа экономических отношений лишена каких-либо универсальных схем, но не исключает попыток точного описания стремления индивидуума к извлечению максимальной пользы.

Накопленный опыт позволяет имитировать процессы хозяйственной деятельности с использованием моделей, в том числе на основе изучения информации об успешной деятельности.

Поведение - совокупность действий, обусловленная экономическими интересами, как принятие и осуществление производителем или потребителем своих решений в пределах свободы выбора.

Модели экономического поведения людей - основа таких научных дисциплин, как теория организаций, деловых игр, психологии труда, теория принятия управленческих решений.

Индивиды, стремятся к максимализации личной выгоды, обычно считают предпочтительным сотрудничество, если:

- процедуры носят повторяющейся характер;

- имеется полная информация о поведении партнеров;

- число партнеров невелико.

Правила игры - математически формализация, определенные правила действия сторон.

Партии - ведения игры от начала и до конца, как фиксируемый этап, после которого происходит расплата.

Ход - действие, как результат возможного выбора между различными альтернативами.

Выбор - конкретная альтернатива.

Стратегия - принимаемая последовательность действий.

Обычно теорию игр определяют как раздел математики для изучения конкретных ситуаций, что означает возможность выработать правила поведения каждой стороны, позволяющие решать новые задачи для принятия решений.

В теории рассматривают 2 основных типа игр:

Статистические (Стремление выиграть у другого)

Стратегические (Возможность

Возможность эффективного использования техники структурного анализа конфликтов обусловило новое направление в изучении конфликтных ситуаций с теорией Драмы.

Концептуальное ядро структурно-динамического анализа конфликта и управления им образуют три вида позиций игроков:

Индивидуальное

Единое

Угрожающее будущее

В общем виде максимизацию ожидаемой полезности (EU) можно представить математической записью:

ΕU = Σvi U(Ci) -> max

U(Ci) - полезность индивида, хозяйственного субъекта при наступлении 1-го события.

Тема 7. Реализация целей хозяйственной деятельности. Менеджмент. Институты и организации.

 

Современные экономические отношения развиваются под воздействием факторов:

Формирование единой мирохозяйственной системы и мирового экономического пространства.

Активное влияние на хозяйственную жизнь и т.д.

Высокая мобильность природы, ресурсов, населения, капитала.

Поведение человека в обществе связано с двумя противоречиями мотивации собственных действий: морально-нравственные предпосылки и рационально-прагматическими настроениями.

В рыночных условиях большинство хоз субъектов втягиваются в коммерческие отношения через реализацию своей продукции излечения прибыли и ее распределения между участниками.

Успех = Желание + Знания работников + Умения

Успех = Мотивация + Проф знания + Коммерческие способности

В эпоху промышленного развития экономический успех опред. как функцию товара и объема

Успех = f(товар, объем товара)

Повышению результата способствовали:

Недостаточная насыщенность рынка

Низкий уровень конкуренции

Слабая информат. потребителя

В эпоху индустриального развития выбор обуславливает достижение коммерческого успеха с учетом вероятности того, что потребитель выберет именно этот товар или услугу (Vx) и вероятности того, что именно определенный объем будет реализован (Vn)

Успех = f(Vx, Vn)

В эпоху постиндустриального развития усиливается процесс удаления производителя от потребителя и успех упирается на факторы и знания и информационное обеспечение о состоянии рынка и установление возникающих отношений учета экономических интересов поставщик-потребитель.

Успех = f(Уровень отношений, Стоимость)

Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения проекта по совокупности внутренних и внешних факторов организационной, правовой, политической, административной обстановки.

Институт - принятый, учрежденный образ отношений на основе прагматизма экономических интересов как превалирующих позиций социальных образований.

В зависимости от функциональной роли институтов в экономике выделяются два типа: системные (внешние),

 

Тема 7.

Реализация целей хоз. деятельности. Менеджмент. Институт и организации.

 

Современные экономические отношения развиваются под воздействием факторов:

- формирование единой мирохозяйственной системы и мирового экономического пространства;

- активного влияния на хоз. жизнь научно-технического прогресса;

- высокой мобильной три природных ресурсов, населения и капитала.

 

Поведение человека в обществе связано с 2 противоречиями мотивации собственных действий: морально-нравственными предпосылками и принципом рационально-прагматическими настроениями.

 

В рыночных условиях большинство хозяйствующих субъектов втягиваются в коммерческие отношения через реализацию своей продукции, извлечение прибыли и ее распределение между участками.

Коммерческие результаты - эконом. успех.

 

В эпоху промышленного развития экономический успех определяет как функцию товара и объем.

Успех = f(товар, объем товара)

 

Повышению результатов способствовали три основных условия:

• Недостаточная насыщенность рынка товаров и услуг преимущественно из-за слабого уровня развития техники и технологии производства.

• Относительно низкий уровень конкуренции как результат высокой стоимости техники и технологии

• Слабая информированность потребителей относительно ассортимента, качества товаров и услуг.

 

В эпоху индустриального развития при насыщении рынка товарами и услугами широкой потребительской номенклатуры выбор обуславливает достижение коммерческого успеха с учетом вероятности того, что потребитель выберет именно данный продукт или услугу (vx), и вероятности того, что именно определенный объем его будет реализован (vn).

 

Успех =f(товар*vn, объем*vn)

 

В эпоху постиндустр. развития усиливается процесс удаления производителя от потребителя ценностей, и успех опирается на факторы знания и информационного обеспечения о состоянии рынка и установления возникающих отношений учета экономических интересов поставщик-потребитель:

Успех = f(уровень отношений, стоимость)

 

Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения проекта по совокупности внутренних и внешних факторов организационной, правовой, политической и административной обстановки.

 

Институт - принятый, учреждений образ отношений на основе прагматизма экономических интересов как превалирующей позиции соц. образования.

 

В зависимости от их функциональной роли в экономике классификация включает два типа институтов:

- системные (или внешние);

- локально-организационные, структурирующие взаимодействие организационных структур (формальные и неформальные).

 

Норт выделяет три главных составляющих институтов:

- неформальные ограничения (традиции, обычаи, соц. условности);

- формальные ограничения (законы, анимисте. акты);

- механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (полиция, суды).

 

Институты как удобство. Возможности проанализировать все множество вариантов.

Эффекты Веблена:

- демонстративное потребление: покупайте то, что дороже, потому что считаете, что оно по определению лучшее;

- присоединение к большинству: все так делают, и я так делаю;

- феномен способа: нужно то, чего нет у других.

 

Институты как принуждение как способ статусного утверждения, включенный в кредитные отношения, в денежную культуру в целом. Это выгодное поведение. Например, одежда и униформа. Место жительство и автомобиль.

Деловой партнер тоже считывает определенные сигналы благодаря вашему внешнему виду. Каждое сообщество навязывает свой набор правил.

 

Институты как наказание. У формальных институтов этот механизм сводится к тому, что есть некие специально обученные - налоговые инспекторы, тюремщики, полицейские, военные и тд.

 

Институты как борьба. Формалине и неформальные институты могут жить в симбиозе, поддерживая друг друга, а могу находиться в состоянии войны.

 

В понятийном аппарате институциональной эк-ки следует различать трактовал и употребление на практике терминов институт и организация.

Сторонники четкой формулировки понятий ссылаются на Норта, для которого институты являются правилами игры, а организации - игроками.

 

Организация - сознательно координируемое соц. образование, совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, операющихся на закономерности отношений, культуру, традиции.

 

Организация как процесс - совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, опирающихся на закономерности отношений, культуру и традиции в общественной среде.

 

Организация как явление - коллектив людей, объединившихся в хоз. деятельности для реализации намеченных программ или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

В таком понимании организация относится к политическим, эк-им, общественным и образовательным учреждениям.

 

Тема 8.

Фирмы

 

Традиционный (неоклассический) подход представляет производящую ценности организацию как производственно - технологическую систему с оценкой затрат на создание ценности с определенными потребительскими свойствами.

Институциональный подход представляет такую организацию как систему хозяйственных отношений на основе экономических интересов снижения издержек трансакций, внутренних и внешних.

С позиции Economics: первая - это company, которая производит, но может заниматься: и торговлей, и реализацией.

Вторая - это firm, которая, как правило, торгует, а не производит, но может заниматься производством.

В отечественной деловой практике слово "фирма" постепенно стало простым разговорным определением любого бизнеса.

Фирма (от итал. firma - подпись) - ячейка производственной деятельности, преследующая коммерческие цели (БЭС):

• тип предприятия.

• наименование юридического лица, индивидуализируемого в гражданском обороте с регистрацией путем включения в государственный реестр юридических лиц.

• объект промышленной собственности.

Фирма - юридически самостоятельная организация с системой отношений, опирающихся на экономические интересы:

- распределение правомочий собственности и регулирование издержек трансакций;

- контрактные отношения трех уровней: с партнерами (по горизонтали); со структурными единицами и работниками (по вертикали); с государством (макро-уровень).

Традиционная экономика трактует фирму как производственно-техническую систему, как конгломерат людей и машин, "черный ящик", на «входе» которого сосредотачиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт.

Основными постулатами такого подхода являются:

• ограниченность ресурсов,

• рациональное поведение экономических субъектов,

• бесплатность рыночных процедур для производителя

Такой, технологический взгляд, рассматривает фирму некой материализованной формой существования производственной функции.

Сторонники институционального подхода в экономике представляют фирму системой отношений, возникающих и развивающихся под влиянием складывающейся внутри организации и обстановки на рынке коммерческого характера.

Такие отношения Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства товарной прдукции, отношения координации, для эффективности которых значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, установленные правила, традиции, моральные факторы) и рыночные связи, определяемые движением (сокращением или увеличением) издержек трансакций.

Фирма как организация - участник хозяйственных отношений осуществляет действия, обусловленные поставленными целями: мотивация принимаемых решений, получение и передача информации внутри и во вне, экономическая обоснованность технологии, реализация отношений принципал-агент, обеспечение выпуска товарной продукции, достижение экономического успеха, контроль материально-финансовых операций.

 

Фирма добивается успеха, когда:

1) ограничен объем рынка: предпочтение какого-нибудь неординарного товара, соответствующего индивидуальности;

2) выполнение нестандартных, особых работ или услуг: по ремонту домов, автомобилей, обуви, часов;

3) предпочитают иметь дело с одним человеком: семейный доктор или адвокат, привычный парикмахер, специализированные розничные магазины.

4) географические факторы: маленькое изолированное сообщество;

5) спрос на очень дорогие товары для лиц с очень высокими доходами: роскошные яхты, лимузины, драгоценности, коттеджи.

6) массовый товар при низких ценах: хлеб, овощи, молочные продукты, униформа.

Фирма добивается успеха при тщательном изучении потребителей:

потенциальный спрос на продукцию достаточно велик – может обеспечить производителей с ежегодным приростом порядка 15-20%.

стратегически определен привлекательный для потребителей ценовой сегмент рынка:

. массовый сегмент, например, его доля составляет порядка 69%;

. средний сегмент - порядка15%; .

. сегмент премиум -– примерно 8%;

. супер-премиум - порядка 5%;

. сегмент элит-класса - примерно 3%.

Oни достаточно конкурентны, сильные позиции в них занимают операторы, давно присутствующие на рынке со своими хорошо известными брендами, и утвердившиеся импортеры.

 

Принципиальными положениями являются:

- ограниченность ресурсов, которая предполагают необходимость и возможность выбора,

- ограниченная рациональность поведения экономических субъектов, допускающая появление оппортунизма,

- трансакции не являются бесплатными и обуславливают экономическую ответственность (полезность) принимаемых решений,

- регулирование трансакционных издержки внутрифирменной иерархии путем соглашений, договоренностей и внешнего, рыночного типа экономическими методами.

Отношения между работниками фирмы описывают установление агентских отношений между доверителем (principal, лат.), делегирующим некоторые права (например, право использования ресурса) агенту, обязанному в соответствии с формальным или неформальным контрактом представлять интересы доверителя в обмен на вознаграждение того или иного рода.

Примерами агентских отношений могут служить отношения между акционерами и менеджерами, менеджерами и сотрудниками фирм, депутатами и избирателями, врачами и пациентами и т.д.

Сторона, отдающая поручение, получила в экономике название принципала, а сторона, выполняющая поручение, - агента.

И принципалом, и агентом могут быть и отдельный человек, и фирма, и организация, и государственное учреждение.

В русскоязычной экономической литературе принципал иногда называется заказчиком, а агент - исполнителем, что соответствует стандартной формуле договора: "ЗАКАЗЧИК поручает... а ИСПОЛНИТЕЛЬ принимает на себя...".

В юридической терминологии принципал - лицо, от имени которого действует агент.

Проблема "принципал-агент" - риск недобросовестности и эффекты информационной асимметрии.

Проблема взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных теориях фирмы и экономики общественного сектора.

Условия возникновения риска недобросовестности, связанного с проблемой "принципал-агент":

- несовпадение интересов принципала и агента;

- информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества выполнения условий контракта;

- несовершенство рынка агентских услуг.

 

 

Основные производственные фонды (ОПФ) - средства труда многократно участвующие в процессе производства. В состав входят создания, сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства.

Оценка эффективности ОПФ

Фонды отдачи характеризуют объем выручки от реализации продукции за текущий период, приходящийся на один рубль стоимости основных фондов.

Фсг = (Фнг + Фкг)/2

Фондоемкость показывает какая часть ОПФ приходится на рубль выполненных работ.

Фе = 1/Фо = Фсг/ВП

ВП - выпуск продукции

Фондовооруженность - характеризует оснащенность организации основными фондами и показывает какая часть стоимости фондов приходится на одного рабочего.

Фвоор = Фсг/r

Расчет от улучшения использования ОПФ

Абсолютные изменения стоимости ОПФ показывает какое кол-во основных фондов высвобождается за счет улучшения их использования.

Эабс/фр= дельтаФbmc= Фб-Фпл

Относительная экономия основных фондов показывает какое количество основных фондов высвобождается при улучшении их использования при возможном изменении объема основной продукции.

 

(Огромная формула)

Амортизация - процесс постепенного денежного возмещения частичной утраты стоимости основных фондов посредством переноса ее величины на стоимость готовой продукции.

А = Аr * tф

Аr - Стоимостная оценка годовых амортизационных отчислений

Tr - Кол-во отработанных оборудованием лет

Аr = (ОПФп/в * На)/100%

ОПФп/в - Оценочная стоимость основных фондов по первоначальной или восстановительной стоимости

 

Тема 9.

 

Атрибуты - свойства, характеристики предлагаемой или существующей процедуры общения, которые распространяются на конкретную группу людей.

 

Цель - предпологаемое предназначение действий или деятельности, ради которых устанавливается порядок взаимоотношений.

 

Условия - обостоятельства при которых действует индивид или коллектив.

 

Фактор долженствования. - характер действия - может, должен или не должен вести себя индивид или группа в конкретных обстоятельствах.

 

Санкции - оценка последних действий.

 

Правила - общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы люде) при взаимодействии их с другими людьми или группами. Базовым показателем взаимодействия людей, следующих определенным правилам принято считать норму - предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией...

 

Типы поведения: традиционное, аффективное, целе-рациональное, ценностно-рациональное.

 

"Старые" институционалисты делают упор на культурные нормы и традиции, подчеркивая не столько ограничительные сколько направляющие, облегчающие и поощрю щие человеческую деятельность мотивы поведения.

 

"Новые" инст. считают институтами нормы экономического поведения, возникающие напосредственно из взаимодействия индивидов, и рассматривают институты как преимущественно юридические и неформальные нормы ограничений.

 

Нормы структурируют взаимоотношения индивидов как элемент институтов, обеспечивая координацию их деятельности.

 

Нормы утилитаризма как стремление к получению полезности.

Простой утилитаризм - стремление индивида максимизировать свою полезность вне связи со своей продуктивной деятельностью.

Сложный ут. - на основе продуктивной деятельности.

 

Норма целе полагаемого и целе рационального действия в достижении предпологаемого результата.

 

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное требование поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

 

Утилитаризм - .....

 

Легитимность- ....

 

Легальность-...

 

Норма доверия - ожидание определенных действий окружающих, которые влияют на выбор индивида, когда индивид должен начать действовать до того как станут известными их действия.

 

Доверие - уверенность что кто-то поведет себя в определенных делах определенным образом. Доверие - всегда чье-то, оно личное в отличие от абстрактных понятий справедливости или гуманизма.

 

Доверие - состояние внутреннего мира субъекта, обусловленное желанием взаимоотношения, характеризующееся готовности передачи определенных прав и соответствующих объектов иными вольными субъектами.

Доверие может основывается на вере или на знании и опыте.

 

МКАИ - можно кандальная аналоговая информация. ...

СКАИ - стерео канальная аналоговая информация. ...

 

Как и любая форма регулирования норма приобретает практическую значимость тем, что может быть измерена качественно и количественно.

Принимаемые решения и совершаемые действия определяют критерием - собственной функцией полезности.

 

 

Формула максимизации ожидаем ой полезности.

MaxEU = p*U(A) + (1-p)*U(B)

 

Фирма - это экономическая единица, аккумулирующая факторы ...

 

Тема 10.

Институт рынка.

 

Экономические отношения через общения и взаимодействий участников на базе интересов формируют процессы по передаче ценностей от одного собственника другому.

 

Ценность - характеристика чего-либо, обозначающая признание его значимости, важности, пользы, полезности как субъективная оценка его конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека.

 

Система экономических отношений по поводу обмена ценностями путем реализации в виде товарной продукции на основе установления их стоимостных характеристик - рынок.

 

Мотивами предполагаемого обмена являются экономические интересы стороны, исходя из оценок предпочтения и выбору по результату действия, связанного с получением (приобретением) блага или удовлетворением потребностей.

 

В результате произошедшего обмена ценностями в распоряжении участников будет ценностей у первого w'1=(w2+x), у второго w'2=(w1+y), где w1 и w'2 - начальная и приобретенная ценность одного участника; w2 и w'1 - начальная и приобретенная ценность второго участника.

 

Обмен происходит, если w'1<(w1+x) для первого и w'2<(w2+y) для второго участника при х>0 и у>0. Следовательно, (w'1+w'2)-(w1+w2)<x+y= б

Где б - прирост ценности, собственно возможность и вы годность обмена. Во всех добровольных обменах б>0.

 

Результативность обмена корректируется уровнем информированности участников о товарах и ценах, что характеризуется коэффициентом симметричности информации

(w'1+w'2)-(w1+w2)<x+y=к*б

Где 0<к<1 в классическом обмене

К<0 в обстановке оппортунистического поведения партнеров

К>1 при полной информированности и предельной явно сетью получаемой выгоды участниками, что обуславливает возможность расширения обменов.

 

В экономической лит-ре рассматривается две пары родственных понятий: потребности и платежеспособный спрос, возможности производства и предложение. Они образуют два пары взаимодействий: "платежеспособный спрос - предложение" и "потребности - возможности производства".

Использование ценностей _______ созидание

1 спрос (платежеспособность) --------- предложение (участники рынка)

Маркетинг(зачеркнуто)

2 потребности ( уровень жизни, культуры, общественных взглядов) ------- возможности (производства).

 

Первое протекает в пространстве текущих цен на фоне конкретных значений уровня доходов. Поскольку объем покупок равен объему продаж, говорит об уравновешивании платежеспособным спросом предложений. Второе формируется в пространстве не текущих цен, а потребительских стоимостей.

 

Конкурентоспособность - оценка (прогнозирование) экономического успеха на основе преимуществ товарной продукции по удовлетворению требований - потребностей покупателей в условиях конкретной рыночной ситуации в данный период времени.

 

Составляющие конкурентоспособности представляют собой уровни определенных коммерческих (потребительская привлекательность), технологических (техническое совершенство), экономических (целесообразность) характеристик:

К= J ком * J тех/j экон

Показатель конкурентоспособности

Если к>1, продукция по конкурентоспособности превосходит аналоги, если к<1 - уступает аналогам, если к=1 - на одинаковом уровне.

 

Рыночная среда - обстановка взаимодействия, характеристика динамичного состояния множества участников обмена в соперничестве за внимание (предпочтения) покупателей.

 

При построении модели оценки состояния рынка в качестве показателей влияния (монополизации) используют величины, определяемые на основе:

- экономических характеристик типа индекса Бейна как отношение полученной прибыли к собственному капиталу или индекса Лернера как разница между ценой товара и предельными издержками его производства отнесенная к цене.

- сопоставления доли на рынке фирм и товарной продукции на рынке, используя показатель CR

индекс Херфиндаля - Хершмана, индекс Линда

- определение степени равномерности распределения участников рынка по индексу Джини - статическому показателю, вычисляемому с помощью построения линий распределения - кривых Лоренса.

!

Регулирование рыночных отношений предполагает механизм договоренностей и соглашений, воспринимаемых участниками как необходимую (установленную) процедуру предполагаемых обменов на определенный период времени.

 

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговли (ГАТТ).

Тема 11.

Институты

 

Под институтами - в современной теории понимаются "правила игры" в обществе или "созданные человеком" ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а так же система механизмов, обеспечивающая их выполнение.

 

Уолтон Гамильтон, 1918 г.

Определил категорию "институт" как вербальный символ, который описывает пучок социальных обычаев. Он означает способ мышления или действия, с достаточной распространенностью и прочностью, запечатленный в привычках групп или обычаях народа.

 

Направления

Социально-психологическое Торстейн Веблен 1857-1929

Социально-правовое Джон Коммонс 1862-1945

Конъюктурно-статическое Уэсли Митчелл 1874-1948

 

Институциолизм:

• Институциональная экономика

• Неоинституциональная экономика. (экономический империонализм)

• Новая институциональная экономика.

 

Первое отличие между "старым" и неоинституализмом.

"Старые" институалисты шли к экономике от права и политики, пытаясь изучать проблемы современной экономической теории методами других наук в обществе.

Неоиституалисты идут прямо противоположным путем: они изучают политологические и правовые проблемы методами неоклассической экономической теории и прежде всего с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр.

 

Второе отличие

Традиционный институализм основывается главным образом на индуктивном методе, стремился идти от частных случаев к обобщениям, в результате чего общая институциональная теория так и не сложилась.

Неоинституализм идет дедуктивным путем - от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни.

 

Третье отличие.

"Старый" институализм как течение радикальной экономической мысли обращал преимущественное внимание на действия коллективов (главным образом профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида.

Неоинституализм ставит во главу угла независимого индивида, который по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.

 

Экономический империализм

Достаточно узкая специализация дисциплин, изучающих общество.

Каждой наукой был выработан свой особый набор понятий и методов анализа. Одни проблемы воспринимались как чисто: "экономические", другие - как "социологические", третьи - "политические" и тд.

Между социальными дисциплинами выросли трудно проницаемые методологические перегородки.

Накоплений научных знаний об обществе шло параллельными редко пресекающимися путями.

Нельзя сказать, чтобы такое положение считалось удовлетворительным. Предпринимались, и не раз. попытки создать единую науку об обществе.

Но они оканчивались неудачно.

 

Экономисты-Неоклассики в 50-60-х годах - аппарат микроэкономического анализа имеет намного более широкую применимость.