Передача информации.

 

В своей книге Monhood of Humanity Альфред Корцибский, основатель общей семантики, говорит о специфической характеристике человека, которая отличает его от других видов животных, о потенциальной способности каждого поколения людей начинать с того, на чем остановилось предыдущее поколение. Благодаря этому, нашим потомкам не придется ещё раз изобретать колесо, учиться пользоваться огнем, компьютером и т.п. Он пишет: «Функциональный анализ, освобожденный от прежних зоологических и мифологических представлений, показал, что человеческие существа, обладающие более развитой нервной системой, отличаются способностью, как отдельного индивидуума, так и целого поколения, начинать с того, на чем остановилось предыдущее поколение. Я назвал эту существенную способность термином time-binding (связь времен). Это возможно только при наличии такого способа жизни, который использует символы, посредством которых осуществляется связь времен. Такая способность основывается на интеллекте, требует участия интеллекта в способах коммуникации. На этом фундаментальном человеческом уровне взаимозависимости связь времен неизбежно ведет к возникновению чувства ответственности и долга по отношению к другим и к будущему, а, следовательно, к появлению этики, морали, к социальным или культурно-социальным реакциям». (Кorzibski, 1950г.). Не передать, это, значит, прервать цепь времен, помешать или замедлить процесс эволюции.

 

Проблемы передачи.

 

Итак, передача информации кажется мне основополагающим процессом. Но мой преподавательский опыт показывает, что это не так легко. Искажение и потеря информации – вот главная проблема. Любой передачи информации сопутствует её искажение по вине того, кто её передает, а тек же того, кто её принимает. Это простая констатация, но за ней кроется явление. Осознав его, мы все вместе должны попытаться свести его к минимуму.

В менее развитых цивилизациях большая часть передачи знаний происходит устным путем. Итак, мы могли бы подумать, что так будет продолжаться и дальше. Но это означало бы непризнание того факта, что сегодня передача знаний возможна не только через единственный способ передачи, т.е. через язык, но и через разные другие очень сложные средства.

Исходя из этого утверждения, следует поразмышлять и внедрить способы передачи, позволяющие свести к минимуму все побочные следствие передачи информации, ведущие к её потери. Мне кажется, что, несмотря на свое несовершенство, передача информации путем письменности продолжает оставаться наилучшей системой: для того, кто хочет передать, письмо дает достаточное время, чтобы выразить, построить, упорядочить, корректировать, прежде чем выпустить в свет. Тому, кто получает информацию, письменность дает стабильный источник, к которому он обращается во всех обстоятельствах, например, в случаях сомнения. И, наконец, письменное послание уменьшает искажение, присущее передачи информации: информация, передаваемая из уст в уста, искажается при каждой передачи; ссылка на единственный источник приводит к индивидуальному искажению для каждого человека, который обращается к этому источнику устной информации.