АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.

Уголовное право.

Брачно-семейные отношения.

Брачно-семейные отношения регулировались нормами канонического права. Брак признавался только церковный. Женщина не имела права самостоятельно заключать договоры и распоряжаться имуществом.

 

После нормандского завоевания выделяется 2 вида преступлений:

  1. Государственные.
  2. Преступления против частных лиц.

В 14 веке различалось 3 основных вида преступлений:

1. Измена (государственное преступление), которое подразделялось на великую измену (восстание против короля, убийство короля, членов его семьи, канцлера, королевского судьи, фальшивомонетничество) и малую измену (убийство слугой хозяина или его жены, убийство женой мужа, убийство священнослужителем вышестоящего духовного лица).

2. Фелония (тяжкое преступление). Сюда относится: убийство, разбой, воровство, поджог, изнасилование.

3. Мелкое уголовное преступление, которое называлось мисдиминор.

Наказания отличались жестокостью, а с 15 века получает развитие так называемое кровавое законодательство. Парламент нередко издавал статуты, устанавливающие наказание за бродяжничество. Все нищие, не имеющие разрешение на собирание милостыни, с 14 летнего возраста подлежали клеймению, а при повторном уличении подлежали смертной казни или тяжким телесным наказаниям.

Судебный процесс носил обвинительный характер, а с переходом к абсолютизму утверждается инквизиционный процесс. Стала применяться формальная система доказательств, то есть каждое доказательство имело строго определенную силу, например, показания священников имели большую юридическую силу, чем показания светского лица. Основным доказательством считалось собственное признание вины. Привлечение обвиняемого к уголовной ответственности осуществлялось:

  1. В порядке суммарного производства. Предназначалось для рассмотрения менее тяжких преступлений, предписывалось общим правом, не признавало пыток, а дела рассматривали шерифы, мировые судьи, суды сотен и графств.
  2. Уголовное преследование по обвинительному акту. Складывалось из 4-х стадий:
    • Арест.
    • Придание суду.
    • Судебное разбирательство.
    • Вынесение приговора.

Допрос не редко сопровождался жестокими пытками. Обжалование судебных решений не допускалось.

 

В 7 веке центром консолидации арабских племен стал Хиджаз (западная часть аравийского полуострова). Движение за государственное объединение в Хиджазе совпало с началом развития религиозного учения ислама. Проповедником новой религии стал Мухаммед (570-632 год). В своих проповедях Мухаммед, которого арабы считали пророком ислама, учил вере в единого Бога – Аллаха. В новой религии внимание народных масс привлекла идея равенства всех арабов, уверовавших в Аллаха. В результате вооруженной борьбы сторонников Мухаммеда с противниками новой религии в 7 веке на аравийском полуострове образовывается единое государство – Халифат, во главе с Мухаммедом. Это государство прошло в своем развитии несколько этапов:

1. Ранний Халифат первых выбранных халифов, образовавшийся после смерти Мухаммеда. Период – с 632 по 661 год.

2. Халифат Омейядов (Тамасский Халифат ) – 661 – 750 год.

3. Халифат Аббасидов (Багдадский Халифат) – 750 – 1258 год.

На первых двух этапах происходит быстрое территориальное расширение государства путем завоевательных походов мусульман. В период расцвета (8 – первая половина 9 веков) Халифат объединил Пиренейский полуостров, Северную Африку, Аравию, переднюю Азию, Иран, Ирак, часть Закавказья и среднюю Азии. Со второй половины 9 века началось раздробление государства и окончился Багдадский Халифат был уничтожен в 1258 году в результате нашествия монголов.