Обязательственное право.

Регулирование имущественных отношений.

 

Важнейшим субъектом права собственности на землю были царь, храмы, общины и частные лица. Царские и храмовые земли объединялись в единую систему государственных земель. Из этого фонда участками наделялись должностные лица и воины. Эти земли являлись владением целевого назначения и царь мог в любой момент их отнять.

Рабы являлись объектом собственности, но поскольку они были ценными работниками, то право собственности на рабов энергично охранялось законами.

Если человек нанес телесные повреждения рабу другого человека, то должен возместить хозяину половину стоимости раба, а если в результате операции умирал раб, то врач обязан был возместить раба за раба. Таким образом, законы рассматривали телесные повреждения или убийства рабов как имущественный вред, нанесенный хозяину.

Законы Хаммурапи защищали и частную собственность. Нанесение вреда чужому имуществу влекло за собой возмещение. Кража имущества дворца или храма возмещалась в тридцатикратном размере, а имущества мушкенума в десятикратном размере.

 

 

В законах Хаммурапи выделялось два вида обязательств:

1. Вытекающие из деликта, то есть причинение вреда.

2. Вытекающие из договора.

Субъектом обязательств и сделок могли быть только полноправные хозяева.

Виды договоров:

1. Договор купли-продажи. Договор оформлялся в письменном виде, где указывался объект купли-продажи, цена и обещание не оспаривать сделку.

2. Договор займа. Договор порождал обязанность для должника вернуть долг в срок и уплатить проценты (до 35% годовых). Государство стимулировало ростовщительство торговцем. Так, ссуда, взятая у торговца, возвращалась в двойном размере. Несостоятельный должник отдавал в долговую кабалу (по сути, в рабство) членов своей семьи.

Хаммурапи, в связи с закабалением значительной степени свободных людей, ввел следующие ограничения:

· долговая кабала ограничивалась тремя годами;

· для договора займа устанавливался предельный процент (серебро – 20%, хлеб – 33,5% годовых).

· Устанавливалась возможность неуплаты долгов в случае войны или стихийных бедствий, уничтоживших урожай.

3. Договор аренды земельных участков. Арендатор земли обычно выплачивал 1/3 урожая с поля и 2/3 урожая с сада. Срок аренды – от одного года до пяти лет.

4. Договор личного найма. Нанимались работники, имеющие силу, навыки. Устанавливалась фиксированная плата и наказание за некачественное выполнение договора. Некачественная работа каралась высокими штрафами, а не уплатившего разрывали с помощью скота.

Брачно-семейные отношения.

 

Брачно-семейным отношениям в законах Хаммурапи посвящено более 70 статей. Это было не случайно, так как семья была важнейшей общественной единицей, которая была связана через главу семьи с общиной и государством. Заключение брака оформлялось договором, как правило устным. Письменные договоры заключались тогда, когда оговаривались особые условия. Договор заключался между родителями жениха и невесты, а согласие последних не требовалось. Девочек выдавали замуж в 7-8 лет. Дочери давалось приданное, которое являлось гарантией её материального положения в случае развода или смерти мужа. Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если он служил во дворце. Дети от таких браков были свободными, но в случае смерти отца половина наследства отходила к хозяину раба.

Развод допускался в следующих случаях:

1. Если жена была бездетной. В этом случае жене возвращалось приданное.

2. При расточительстве и недостойном поведении жены. В данном случае приданное не возвращалось и жену могли оставить в доме в качестве рабыни.

Муж авилум мог отдать свою жену в кабалу, если в брачном договоре она не была ограждена от такой возможности. В тоже время законы снисходительно относились к внебрачным связям мужа. Муж мог брать себе наложницу, а жена, изменившая мужу, утоплялась, а убившая мужа – сажалась на кол. Однако женщина не была полностью бесправна. Жена авилума могла распоряжаться приданным, заниматься ремеслом, торговлей. Жена могла уйти к другому, если муж попал в плен и не оставил средств к существованию, но если он возвращался из плена жена была обязана вернуться к нему. Если муж бросил семью и ушел из селения, а затем вернулся, то жена была не обязана возвращаться к нему.

Таким образом, развод для мужчины был возможен практически в любое время, а для женщины был ограничен исключительными обстоятельствами. Отношения между родителями и детьми носили также патриархальный характер. По законам Хаммурапи отец мог отдать детей в долговую кабалу, а сыну, поднявшему руку на отца, отрубали пальцы.

 

Наследственные отношения.

 

Наследственные отношения строились по принципу семейной общности, то есть завещание не допускалось. Наследование шло в пределах семьи. Сыновья получали равные доли, а дочерям выделялось приданное. Если же муж покидал семью, то был обязан выдать на воспитание детей половину имущества. В этом случае просматривается один из древнейших видов алиментных обязательств.

Преступление и наказание.

 

Специальная система уголовного права, то есть норм, устанавливающих круг наиболее опасных для государства деяний и влекущих за собой особую репрессию, – государственное наказание – в Вавилоне еще не сложилась. Уголовное право основывалось на двух принципах:

1. Наказуемо то, что нарушает установленный традициями порядок.

2. Наказуемо то, что причиняет ущерб личности.

Мера ответственности зависела от социального положения преступника и потерпевшего. По законам Хаммурапи можно выделить следующие группы преступлений:

1. Преступления против праведного поведения (лжесвидетельство, нарушение ограничений в образе жизни).

2. Преступления против семейного долга (убийство мужа, измена жены, нарушение сыновьего долга).

3. Кражи разных видов имущества.

4. Членовредительство или посягательство на личность.

5. Нарушение профессиональных обязанностей.

Система наказаний отличалась абсолютной определенностью санкций, то есть не предусматривалось никакой альтернативы. Законы Хаммурапи ужесточают наказание. Смертная казнь предусматривается в 30 случаях, в том числе квалифицированная смертная казнь (сожжение не костре, утопление и др.). Широко применялись членовредительские наказания. Эти суровые меры имели целью не только возмездие, но и устрашение потенциальных преступников. Вместе с тем сохраняются и родоплеменные воззрения на преступление и наказание. Кровная месть отменена, но её эквивалентом стал принцип талиона, но он применялся к лицам равного социального положения. При совершении преступления против нижестоящего в социальных отношениях применялась частная композиция, то есть система штрафов.

 

Судебный процесс.

 

Судебный процесс носит обвинительный характер. Эта древнейшая форма судебного процесса характеризуется относительной пассивностью суда. Суд ограничивается подготовкой дела к слушанью и руководством судебным заседанием. Активная роль принадлежит сторонам, прежде всего истцу потерпевшего, который предоставляет доказательства, вызывает ответчика в суд и доказывает его виновность. Ответчик опровергает обвинения и доказывает невиновность. Судебное разбирательство проходило гласно и публично. Широко применялись ордалии или «Суд божий». Процесс мог быть прекращен по соглашению сторон, приведение приговора к высшей мере наказания и членовредительству организовывалось незамедлительно и публично.