Особенности отделения анестезиологии и реанимации.

Лекция №19

Выделяют 3 типа отделений:

a.1. Отделение для оказания помощи больным, находящимся в больнице – должно размещаться ближе к основным путям движения больных.

a.2. Для оказания помощи больным, поступившим с улицы – должно располагаться при приемном отделении или рядом с приемным отделением.

a.3. Для оказания помощи больным как находящимся в больнице, так и поступившим с улицы (смешанный) – делятся на 2 части: 1 – находится ближе к основным путям движения больных; 2 – при приемном отделении или рядом.

Отделение не должно быть проходным. Перед входом должен быть шлюз. Количество коек не более 25.

Ориентировочный набор помещений:

· Реанимационный зал (площадь общепрофильных – 36 м2, площадь скорой помощи – 48 м2);

· Предреанимационная;

· Палаты интенсивной терапии (площадь на койку – 13 м2, одно-коечная палата – 18 м2);

· Помещение хранения аппаратуры;

· Дезинфекционная наркозно-дыхательная аппаратура (стерилизационная);

· Лаборатория срочного анализа;

· Складское помещение;

· Помещение персонала.

Набор помещения определяется мощностью больницы.

При наличии в больнице отделений гнойной хирургии – в отделении анестезиологии и реанимации должен быть отдельный палатный блок для размещения больных с гнойно-септическими инфекциями.

Вентиляция реанимационных залов (см. вентиляцию операционного).

Кондиционирование должно быть предусмотрено в реанимационных залах и палатах интенсивной терапии.

 

Особенности акушерского стационара (отделения).

Функциональные группы помещений акушерского стационара:

1. Помещение приема – приемные отделения рекомендуют устраивать по следующей схеме: вестибюль – фильтр. В фильтре, поступающие женщины, делятся на «чистые» (те женщины, которые не имеют инфекционных заболеваний) и «грязные» (те женщины, которые имеют инфекционные заболевания) – смотровая – помещение санитарной обработки – «грязные» идут в обсервационное отделение, а «чистые» в родовое физиологическое отделение и если нужно, то в отделение патологии беременности. «Чистые» и «грязные» потоки не должны пересекаться.

2. Родовое физиологическое отделение. Выделяют три группы помещений:

· Для проведения родов (предродовые палаты) – площадь койки – 7 м2, количество коек – 1-2 (допускается до 4), однокоечная палата – 10 м2, родовые палаты (1-2 родовые кровати, площадь – 24; 36 м2); манипуляционно-туалетные для новорожденных (реанимация для новорожденных, палаты интенсивной терапии). В последние годы эти палаты замещаются индивидуальными родовыми платами (площадь – 30 м2) – профилактика ВБИ.

· Операционный блок.

· Вспомогательные отделения.

3. Послеродовое физиологическое отделение. Бывает 3 типа:

· Раздельное пребывание родильниц и новорожденных. Дети в отдельных палатных секциях и перед ней имеется шлюз. Материнские койки 2 (допустимо до 4).

· Совместное пребывание. Должны быть 2 материнские койки и 2 детские, площадь на койку – 7 м2.

· Приближенное расположение - палата матери рядом с палатой новорожденного

4. Отделение новорожденного. В том случае, когда количество коек новорожденного составляет 60 и более. 15% для недоношенных и с родовой травмой. Перегородки между палатами и коридором должны быть стеклянные. Площадь на детскую кровать – 4,5 м2, площадь на кувез – 6 м2.

5. Обсервационное отделение. Должно размещаться в пристрое к основному зданию, или в отдельном отсеке здания, или над всеми отделениями. Там должно быть:

· Предродовое отделение – 1-2 койки

· Родовое отделение – 1 койка.

· Оборудованный родовой бокс с наружным входом – для женщин с заболеваниями ВИЧ-инфекции, сифилис, туберкулез.

· Собственный операционный блок.

· Собственное отделение для новорожденных.

6. Отделение патологической беременности.

· Палата на 1-2 койки.

· Приближенное расположение санитарного узла.

· Предусматривается столовая.

· Дневное пребывание беременных.

· Вестибюль, гардероб.

· Самостоятельный вход.

7. Помещение выписки – смежно с вестибюлем для посетителей. 2 потока: «чистый», «грязный», перекреста нет.

 

Особенности детских больниц (отделений).

1. Детские больницы на 60 и более коек следует размещать в отдельном здании. 60-30 коек на отдельном этаже. Менее 30 коек в отдельной палатной секции. Детские отделения или секции не должны быть проходными.

2. Приемное отделение должно быть отдельным. Дети осматриваются в приемно-смотровых боксах.

3. В палатных отделения дети до 1 года должны размещаться в отдельных секциях. Вместимость должна быть не более 24 коек. Вместимость палатных секций для детей старше года не более 30 коек.

4. Количество коек в палатах для детей до 1 года максимум 2, старше 1 года – максимум 4.

5. 100% коек для детей до 3 лет должны размещаться в боксированных палатах. 50% для детей от 3 до 7 лет, 20% для детей старше 7 лет.

6. При размещении детей по палатам учитывается возрастной принцип изоляции.

7. Площадь на детей старше 7 лет – 7 м2, до 7 лет и лежит один – 6 м2.

8. Расстояние между койками не менее 1,2 м2.

9. В отделении должна быть отапливаемая веранда для прогулок.

10. Столовая для детей старше 3 лет.

11. Игровая для детей до 3 лет.

12. Комната дневного пребывания, туалеты для мальчиков и девочек и горшечные комнаты. Комната личной гигиены для девочек старше 7 лет и др.

13. С каждой секции должен быть предусмотрен полубокс на 1 койку.

 

Особенности инфекционных больниц (отделений).

1. Для инфекционных больниц рекомендуется децентрализованная система застройки. Для многопрофильных больниц инфекционное отделение должно размещаться в отдельном корпусе.

2. Для больниц предусматривается приемно-изолированный корпус. Если это отделение, то оно имеет собственное приемное отделение. Прием больных осуществляется в приемно-смотровых боксах. Санитарная обработка больных в приемном отделении не проводится. Выделяется помещение для хранения дез.средств, для обработки транспорта, комната дежурных дезинфекторов.

3. Ходы, лестничные клетки и лифты должны быть отдельными для поступающих и выписывающихся больных.

4. В данных больницах имеет место индивидуальная (боксы, полубоксы) и групповая (палаты) изоляция больных.

5. Вместимость палатной секции из боксов и полубоксов – не более 15 коек. Вместимость состоит из палат для взрослых – не более 25 коек и для детей – не более 20 коек.

Бокс – это специальная палата, состоящая из четырех элементов: сама палата, где находятся 1-2 койки; тамбур; санузел (имеется ванна); шлюз. Площадь на 1 койку – 22 м2, площадь на 2 койки – 27 м2. Больной поступает из улицы в тамбур, далее в санузел, где проводится санитарная обработка. Затем поступает в палату. После того как вылечивается из платы в санузел, оттуда в тамбур, а из тамбура на улицу. Персонал с коридора поступает в шлюз, где переодевается и поступает в палату. Выходит наоборот. Данное отделение предназначено для размещения больных с разнородными инфекциями.

Полубокс – специальная палата для индивидуальной изоляции, которая может быть рассчитана на 1-2 койки, имеет 3 элемента: сама палата, санузел, шлюз. Площадь на 1 койку – 22 м2, на 2 койки – 27 м2. И больной, и персонал поступают из коридора в шлюз, оттуда в палату. В санузел из палаты. Отделение состоит из полубоксов для размещения больных с однородной инфекцией.

Групповая изоляция: количество коек – 2, площадь на койку для взрослых – 8 м2, для детей – 7 м2. В каждой палатной секции – 2 полубокса на 1-2 койки. Для каждой палатной секции организуется столовая. Подача воды в умывальнике должна обеспечиваться за счет локтевых кранов или педальных спусков. Смываются бочки в туалетах с помощью педальных спусков. Допуск родственников не допускается. Акцент на дезинфекционные и стерилизационные мероприятия. Вентиляция – приток воздуха с механического побуждения поступают в коридор. Вытяжка из каждой палаты, бокса и полубокса. Перетекания воздуха не должно быть ни по вертикали, не по горизонтали.

 

Общесанитарные мероприятия.

Элементы:

1. Санитарное содержание помещений - должны содержаться в чистоте, влажная уборка не менее 2 раз в сутки, при необходимости чаще с использованием моющего средства и дезсредств; генеральная уборка помещений не реже 1 раза в месяц (палатные помещения), операционный блок, перевязочные, стерилизационные, родовые залы, манипуляционных – не реже 1 раза в неделю; вне графика генеральная уборка при неудовлетворительном результате бактериологической обсемененности и по ИПИД показаниям; протирка оконных стекол по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Весь уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ (по назначению и отдельное хранение). Устранение текущих мероприятий (плесень и др.) – устраняются незамедлительно. 1 раз в год или чаще освежающий косметический ремонт (в период его проведения функциональные помещения отделений должны быть запрещены). Капитальный ремонт в зависимости от санитарно-технического состояния здания. Инструктаж персонала, проводящего уборку не реже 1 раза в год.

2. Бельевой режим – смена белья больного должно проводиться по мере загрязнения не реже 1 раза в неделю. Загрязненные выделение больного белье заменяется незамедлительно. Смена постельного белья родильниц 1 раз в 3 дня, нательное белье ежедневно (стерильное белье). Постельное белье собирается из палат в тары помещений (клеенчатые, полиэтиленовые мешки), тары собираются в санитарной комнате, где хранится не более 12 часов. Стирка – централизованное (прачечная при больницах или городская прачечная при наличии отдельной линии). Для грязного белья тара специальная, которая маркируется «Грязное белье», а для чистого белья отдельная специальная тара с маркировкой «Чистое белье». Чистое белье хранится в бельевых. Часть комплектов на посту, в закрытых шкафах.

3. Личная гигиена больного – при поступлении больной должен пройти санитарную обработку (раздевается, душевая, одевается в больничную одежду или одежду из дома). Гигиенические помывки 1 раз в 7 дней с отметкой в истории болезни. Периодическая стрижка и бритье. Каждый обеспечивается индивидуальным полотенцем, подкладным судном и др.

 

Личная гигиена медицинского персонала.

Комплекты сменной санитарной одежды, рабочей (халат, шапочка, обувь из нетканого материала). В хирургических и акушерских отделениях смена санитарной одежды должна проводиться ежедневно плюс в запасе комплект для экстренной замены. В отделении терапевтического профиля – 2 раза в неделю и по мере необходимости.

Одежда санитарная должна храниться в специальных шкафах и не контактировать с верхней одеждой (в гардеробе). Стирка централизованная. Весь мед персонал должен быть аккуратным и опрятным, за пределами здания ходить запрещается.

Мытье рук:

· Социальная обработка – мытье с мылом, 2 минуты под проточной водой, двух кратное намыливание и смывание.

· Гигиеническая обработка рук.

· Хирургическая обработка.