Гидравлическое истолкование уравнения Д. Берн у л л и.

Истолкование уравнения Д. Бернулли

 

Рассмотрим смысл уравнения Бернулли с точек зрения гидравлической, геометрической и энергетической.

С точки зрения гидравлики каждый член уравнения Бернулли имеет свое название, а именно:

1. Первый член правой и левой частей уравнения Бернулли и называется скоростным напором в сечениях 1-1 и 2-2.

Скоростной напор можно наблюдать в действительности. Если например в точке А (рис. 16) рядом с пьезометром поставить изогнутую трубку, обращенную отверстием навстречу потоку, то уровень жидкости в этой трубке будет выше уровня в пьезометре на высоту, равную скоростному напору в той точке, где находится отверстие трубки . Эта трубка называется гидрометрической,или трубкой Пито. Зная разницу уровней в трубке Пито и пьезометре, можно определить скорость движения жидкости в этой точке.

2. Второй член правой и левой частей уравнения и называется пьезометрической высотой(если учитываем манометрическое давление), или приведенной высотой давления(если учитываем абсолютное давление). Как правило, в расчет принимается манометрическое давление, поэтому в дальнейшем будем называть пьезометрической высотой.

3.Третий член правой и левой частей уравнения и называется высотой положенияточки живого сечения над плоскостью сравнения.

4. Четвертый член правой части уравнения hwназывается потерей напорапри движении жидкости между сечениями 1-1 и 2-2.

Напомним, что сумма пьезометрической высоты и высоты положения zво всех точках живого сечения установившегося, плавно изменяющегося потока одна и та же, т.е. и называется пьезометрическим напором.

Сумма скоростного напора и пьезометрического напора называется гидродинамическим напором :

 

.

 

Учитывая последнее выражение, уравнение Д. Бернулли можно написать в следующем виде:

 

.

 

Таким образом, с гидравлической точки зрения уравнение Д. Бернулли может быть прочитано так: гидродинамический напор в данном сечении потока жидкости равен гидродинамическому напору в другом сечении (лежащем ниже по течению) плюс потеря напора между этими сечениями.