Увеличение количества спрашиваемого товара приводит к увеличению общего дохода.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

- наличие заменителей (чем их больше, тем эластичнее спрос)

- удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность)

- размер дохода

- качество товара (чем оно выше, тем меньше эластичность спроса на него)

- степень необходимости товара(универсальность товара)

- размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);

- психология покупателя.

Эластичность предложения.

Эластичность предложения () показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%:

 
 


,

где - относительное изменение предложения;
- относительное изменение цены.

 

 

где %Qs - изменение предложения в процентах,

%Р - изменение цены в процентах.

Смысл и сущность эластичности предложения: на сколько процентов изменится предложения, если цена изменится на 1%.

Коэффициент эластичности предложения >0, т.к для большинства товаров кривая предложения возрастает.

предложения по эластичности

= 0. Абсолютно неэластичное предложение - сырьевые товары (нефть, газ, руда);

= 1. Единичная эластичность. При изменении цены на 1% предложение изменяется на 1%;

> 1. Эластичное предложение. При изменении цены на 1% предложение изменяется более чем на 1%. (Нормальные товары)

= ∞. Совершенно эластичный предложение - факторы производства (труд, капитал).

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

- способности к длительному хранению и стоимости хранения (для товаров, которые не храниться долго, эластичность низкая)

- особенности производственного процесса (если производитель товара может расширить производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичным)

- временного фактора (производитель не может мгновенно реагировать на изменение цены, нужно определенное время, чтобы купить оборудование, сырье)

По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный (предложение неэластично)

Среднесрочный (предложения→эластичности)

Долгосрочный (Эластичное предложение)

Перекрестная эластичностьхарактеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого товара.

 
 


где - относительное изменение спроса на товар X;
- относительное изменение цены товара Y.

или

где - изменение спроса на товар X

- изменение цены товара Y

Смысл и сущность перекрестной эластичности.

На сколько процентов изменится спрос на товар X, если цена товара Y изменится на 1%.

Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики.

Доказательством того, что какая-то фирма не является монополистом служит тот факт, что производимый этой фирмой товар имеет положительную перекрестную эластичность спроса с товаром другой фирмы.

Виды товаров по перекрестной эластичности:

= 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);

< 1. Взаимодополняющие товары (кофе - сливки, шашлык - соус);

= 1. Единичная эластичность

> 1. Эластичный спрос. Взаимозаменяющие товары (товары конкурентов);

= ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши .

Эластичность по доходу

Эластичность спроса относительно дохода ( ) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения дохода на 1%:

 
 


где - относительное изменение спроса;
- относительное изменение дохода.

или

- изменение спроса в процентах,

- изменение дохода в процентах.

Смысл и сущность эластичности спроса по доходу: на сколько процентов изменится спрос, если доход изменится на 1%. Чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.