Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

21.05

14.05.

Как могут расходоваться их средства:

1. На основании действий самого фонда. Как в компании на основании самостоятельно разработанного бюджета. Это неверно. Так как средства принадлежат всему обществу.

2. Парламент принимает законы о бюджетах этих фондов

3. Правительство санкционирует эти расходы (менее совершенно).

Форма расходования: денежная, натуральная (на деньги, напр., закупаются лекарства. Это как исключение).

Может быть несколько моделей. Собственные источники доходов они имеют:

1. Эти взносы администрируются и контролируются налоговым органом. Они собирают и контролируют.

2. Обратная модель – у внебюджетного фонда все свое. Сам контролирует по своим основания. Напр., Пенсионный фонд выходит на проверки, составляет акты проверки и т.д.

Наш законодатель опробовал все. Начал со 2 модели. В 90-е гг. была система страховых взносов (4 инспекции в фондах, которые проводили самостоятельный контроль). В каждом надо было зарегистрироваться. Получалось, что 1 стоит на учете у 5 и проверяется 5. Имело место дублирование функций по налоговому контролю. Это было очень затратно для налогоплательщика. Основания ответственности и процедуры взносов были у каждой свои. С 1 янв. 2003 г. – 23 гл НК РФ о едином социальном налоге (пенсионный, медицины и соц страх, зараплаты убрали). Был единый налог, который разбивали на 3 фонда. Полномочия по контролю передали налоговой инспекции. Шаг вперед. Упрощение отчетности. Многие компании вышли из тени и стали платить белую зарплату (связано с снижением подоходного налога до 13%). Этот налог существовал до 2010 года. Сейчас существуют страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Страховые взносы

Двух видов:

1. Страховые взносы от несчастных случаев на производстве (125-ФЗ)

2. Взносы в Пенсионный, Обязательного медицинского, соц страх).

Способы взыскания: может быть и смешанная модель. Напр., основания ответственности в НК, но взыскание инспекция фонда и наоборот.

За самостоятельный контроль инспекции: сложен персонифицирован пенсионный учет, инспекция пенсионного фонда, если она контролирует, они имеет весь объем информации. Вся информация в одном органе. А если контролирует налоговый орган, возникает вопрос обмена информации, потери информации и т.д.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве.

Исторически институт частного права, когда промышленное предприятие при наличии вины. Потом развилось без отсутствие вины. Сейчас это публичное право. С монопольным централизованным денежным фондом.

Цель не только обеспечить компенсацию работникам, но и через установление тарифа для разных предприятий стимулируют работодателя вкладываться в организацию техники безопасности, так как если вы это не сделаете, у вас будет больше тариф. При чем возможно индивидуальное повышение тарифа (для отдельной организации). Тарифы дифференцируются в отношении каждого предприятия. Это отличие от налога. Налог одинаков для всех. Принцип равенства не допускает дифференциации. Но это все равно налоги просто с особенностью. То что это налог подтверждал конституционный суд. Платятся эти взносы работодателями с фонда оплаты труда. Работник не платит, но он получает возмещение. Работодатель не получает встречного предоставления. Раньше он получал снятие ответственности, но сейчас этого нет.

Плательщики – ФЛ и ЮЛ. Если человек нанимает себе личного помощника, то он должен встать на учет и платить за него взнос. Финансовая ответственность, но не УК, там налоги.

Страховщик – фонд обязательного социального страхования.

Страховой взнос – обязательный платеж по обязательному соц. страхованию, рассчитанный из страхового тарифа, скидки, надбавки страхового тарифа, который страхователь обязан внести страховщику.

Страховой тариф – это ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям застрахованных.

Класс профессионального риска – это уровень производственного травматизма, проф. заболеваемости и расходов по обеспечению страхования, сложившаяся по видам экономической деятельности страхователя.

Система солидарная. У государства есть общая ответственность. Даже, если работодатель уклоняется, то государство платит все равно.

Размер страховых взносов утверждается отдельным ФЗ. У этого фонда соц страхования все свое. Свое основание ответственности, своя инспекция, свой контроль. Отчетность сдают тоже туда, а не в налоговую.

212-ФЗ

Страховые взносы в Пенсионный фонд, медицинского страхования, обязательного соц. страхования.

Контролирующими органами является только пенсионный фонд и соц. страхования. Медицинский таковым не является, его администрирует Пенсионный фонд РФ.

Этот закон по своей сути является первой частью НК, с заменой слов «налог» на «взнос».

Взыскиваются бесспорно, инкассовыми поручениями. С ФЛ – через суд.

Какой смысл переписывания аналогичных норм права? Хотя бланкетную норму применили… Налоговое право постоянно совершенствуется. Закон = НК на 2009 год. Но в 2010 г. НК усовершенствован в части защиты прав налогоплательщика. Возникают проблемы отставания. Механизм правового регулирования не оптимален.

Структура взносов.

Плательщики – лица, которые выступают работодателями. Понятие шире, чем в фонде обязательного социального страхования. Не только лицо (юр или физ), заключившие трудовой договор с работником, но и лица, которые наняли работником по гражданско-правовым договорам.

Объекты – выплаты в пользу работников по всем основаниям. Есть определенные исключения в законе. Но действует презумпция облагаемости.

Вторая категория плательщиков – самозанятые граждане (адвокаты с адвокатским кабинетом, в бюро и коллегии – бюро и коллегия. нотариусы, ИП). Они тоже должны регистрироваться в фондах, сдавать туда отчетность.

Объект – их доход. Это по сути второй подоходный налог для них. 13% + вот эти взносы.

Если для работодателя эти взносы=налоги. Работодатель ничего не получает от этих взносов. Но для самозанятых граждан – это уже не налог, это страховые взносы в истинном смысле. Здесь нет признака индивидуальной безвозмездности.

Гигантская проблема – зарплаты в конвертах. Тарифы. Очень сложно дифференцированы.

Базовые. Пенсионный фонд -26 % с фонда з/п

2,9% - Фонд соц страхования

5,1 % (с 2012) +2 – федеральный и региональный фонд медицинского страхования

Понятие

БП насыщено институтами бюджетного контроля. Бюджетный контроль, помимо Счетной Палаты, осуществляют:

- Казначейство (платежи)

- Министерство финансов

- Фед. служба финансово-бюджетного надзора (Пост. Правительства РФ от 08.04.2004 №198)

Бюджетное правонарушение – неисполнение установленного бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ. Практическое значение имеет часть этого определения, основные правонарушения – в части исполнения бюджетов.

По природе отв-ть – административная, публично-правовая.

По модели ответственность:

1) может быть установлена в БК

- но тогда нужно прописывать составы, процедуру, сбор доказательств, основания привлечения к отв-ти т.д. (такое есть применительно к налоговым правонарушениям в НК)

2) установлена в КоАП

- у нас сейчас такая модель

- в Бк есть отсылка на КоАП при описании составов

За наиболее циничные нарушения установлена уголовная ответственность.

Помимо мер отв-ти существуют и меры принуждения (реализация норм).

- блокировка расходов (ст. 282 БК)

- изъятие бюджетных средств

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях

- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса

- пеня (отв-ть!!)

Основные составы:

а) нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП)

- штраф – 4-5 тыс. руб. для должностных лиц (руководителей организации, которые получают бюджетные средства); 40-50 тыс. руб. для организаций

+ применяются меры принуждения (например, изъятие бюджетных средств)

б) невозврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе

- привлекает к ответственности руководитель Фед. управления службы финансово-бюджетного надзора

- руководитель Фед. Казначейства приостанавливает операции по счетам