Предмет, метод и система финансового права.

12.02.2011

Финансовое право

Щекин Денис Михайлович

1. Предмет

2. Метод

3. Система

Список литературы:

1. ФП под. ред. Грачевой Е.Ю. (!)

2. ФП под. ред. Химичевой

3. ФП под. ред. Карасевой

4. ФП под. ред. Крохиной

По теме лекции – Озеров Иван Христофорович «Основы финансовой науки» М., 2008 г. (переиздание); Худяков А.И. «Основы теории финансового права» Алма-Ата, 1995.

1) Термин финансы в Средние века означал «жульничество». К 17 в. он утратил свое негативное значение. Теперь – «обязательная уплата денег или долга». С работ Бадена формируется наука ФП. Она изучала искусство управления финансами монарха. Должна была давать эффективные рекомендации для управления этими доходами. Первоначально публичное хозяйство было силовым, это были частные доходы монарха. Такая концепция сохранилась со 20 в., хотя и были учебники ФП в 19 в. Но в них было именно о науке. Предметом было государственное хозяйство. Изучалось финансовое хозяйство, которое включало: как лучше распорядиться государственным богатством; изучение государственных регалий (доходные прерогативы казны – виды деятельности изъятые публичной властью в монопольное ведение государства, напр., соленая регалия или питейная регалия); налоги и сборы (принудительные доходы бюджета, казны); бюджет и расходы государства; изучалась денежная система, так как деньги исходят от государства – установленный государством меновой эквивалент.

Но не все из этого изучается сейчас. Напр., сейчас не изучаем эффективность использования древесины.

Выделение публичного элемента шло постепенно. Управлять небольшими финансовыми ресурсами князя можно было частноправовыми методами; управлять ресурсами развитого государства невозможно без теории, законодательства и т.д.

Развитие публичного начала в Западной Европе связано с развитием парламентаризма. Основой развития парламентаризма стала борьба против монопольного права государя устанавливать налоги. Россия здесь осталась в стороне, особенно из-за татаро-монгольского ига, которые ввели свою налоговую систему. Наши государи были сборщиками татарских налогов. Наша государственность была принудительной и не своей, агенты для сбора татарских налогов. У нас сформировалось абсолютистское государство.

Финансы как экономическая категория – это совокупность эк отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов. Категория финансы применима к любым денежным фондам (мои, семьи, частных хозяйств, публично-правовых образований).

ФП – право, публичное. Оно изучает только финансы, отягощенные публичным элементом. Не изучает денежные фонды частных лиц.

Если до революции ФП было в тисках науки ФП. После революции изменилось.

Гурвич 1941 – первое определение ФП.

При этом увеличилась доля государственных финансов. В результате пришли к ФП как до революции (это и банковское, и страховое право, и изучение государственных предприятий). Охватывало многие институты, которые сейчас к ФП не относятся. Многие современные учебники тоже сейчас включают, но это ОЧЕНЬ неправильно.

Кафедра сторонник узкого подхода изучения финансового права. Все то, что относиться к сфере публичных финансов.

Включение страхования, ценных бумаг и т.д. связано с закономерностью самовоспроизведения научных школ (можно больше аспирантов брать).

ФП изучает отношения по добыванию и расходованию союзами публичного характера денежных средств. Союзы публичного характера могут быть разными. Это государства, но и союзы надгосударственного характера, например, ЕС.

Отличия (Поль Мари Годмэ) публичных финансов от частных:

1. Публичные финансы формируются на началах принудительности, частные – нет (только как исключение, наказываемое УП).

2. Публичные финансы связаны с денежной системой, которая управляется государством. Государство имеет механизмы, которые не имеют частные лица. Оно может девальвировать национальную валюту.

3. Частные финансы ориентированы на получение прибыли. С публичными финансами не так. Иначе, государство должно было бы выжимать налоги по max. Цель публичных финансов не их приращение, а выполнение государственных функций для реализации общего интереса. Видно на профиците/дефиците гос. бюджета. Принцип «не забирай лишнего». В публичных финансах объем расходов является определяющим. Они первичны в публичных финансах. В частных финансах доходы определяют ваши расходы.

4. Объем публичных финансов выше.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления – это организационная деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государственных и муниципальных образований.

ФП – совокупность норм, регулирующих финансовую деятельность государства.

Это определение идет от Гурвича.

У него свое понимание. То слишком старо, нужен новый подход.

Классически ФП определятся через денежные отношения. Но могут существовать иные формы образования иных государственных фондов, не денежных. Напр., продналог. В бюджете 1924 г. 50% бюджета в натуральной форме. С другой стороны, у нас есть золотовалютный запас, есть также алмазный фонд - все это публичные фонды. Их нельзя исключать. Государство может выполнять свои функции не только с помощью денег, но и др. имущественных фондов.

Публичные союзы могут добывать средства и частноправовыми способами. Пример, приватизация. Но этот способ не основной.

Метод фондирования (образования фондов) изначально присущ финансовым отношениям из-за необходимости контроля.

В Германии в 19 в. были частные страховые организации, которые в обязательном случае должны были отчислять платежи. Денежные фонды были в частной собственности, но принудительно формируются государством. Сейчас существуют гос корпорации с такой же системой. Получается, что форма собственности не является определяющим для определения принадлежности фондов к публичным или частным. Главное – порядок образования, функции и еще какой-то тайный признак (см. ниже)

ФП – совокупность норм, которые регулируют общественные отношения по образованию распределению и использованию публичных денежных фондов.

Признаки публичных фондов:

1. Формируется на началах обязательности в силу закона.

2. Предназначен для выполнения публичных функций.

3. Является монопольным – единственным для данной сферы общественных отношений.

** Не по ФП: Глеб Архангельский «Формула времени». Надо есть слона по кусочкам.

Цель - накрасить ногти за 15 минут в день и наградить себя за это)

2) императивно-диспозитивный. Доминируют императивные начала. Но современный мир мобилен.

Три метода финансовой деятельности государства:

1. Метод мобилизации денежных средств

2. Метод распределения денежных средств (финансирования и кредитования)

3. Метод эмиссии денежных средств