Бюджетная система

Бюджетное устройство - это внутренняя совокупность бюджетов виды и принципы взаимосвязи бюджетов разных уровней, которые определяются национально государственным и административно территориальным устройством РФ.

Тема: Бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство любого государства определяется государственным и административно территориальным устройством государства. Конституция определяет РФ – федеративное государство, которая состоит из субъектов. Устанавливая федеративное устройство РФ, конституция тем самым заложила основы разграничения компетенции. Исходя из разграниченной компетенции, вытекает необходимость существования отдельных бюджетов РФ и субъектов РФ. Если бы не разграничивала, то невозможны бы были бюджеты субъектов.

Функция и полномочия публично-правовых образований приводят к необходимости существования раздельных бюджетов – бюджета РФ и бюджета субъектов РФ.

Закрепление в конституции РФ местного самоуправления, определение в законодательстве вопросов местного значения, влечет необходимость существования самостоятельного местного бюджета. Бюджетное устройство в федеративном государстве имеет особое значение. Оно основывается и является финансово-правовым отражением конституционного принципа федерализма. Бюджетное устройство определяет состав бюджетной системы, начало построения бюджетной системы и правовое положение бюджетов всех уровней государственного устройства.

Бюджетное законодательство не содержит понятие бюджетного устройства, только анализ норм БК позволяет дать такое определение.

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что бюджетное устройство состоит из 3 элементов:

· бюджетная система

· принципы бюджетной системы

· бюджетная классификация

 

Понятие бюджетной системы закреплено в БК и имеет легальное законодательное определение.

Бюджетная система РФ- это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

· бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориально государственных внебюджетных фондов.

· местные бюджеты, в том числе муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, бюджеты городских и сельских поселений.

 

Каждый уровень бюджетной системы характеризуется тем, что обслуживает распределение и перераспределение доходов определенной территории. При этом применяются специальные формы и методы аккумулирования денежных средств и специальные формы использования. Этот признак лежит в основе различий.

Каждому элементу бюджетной системы присущи собственные свойства и функции, которые не повторяются другими элементами бюджетной и финансовой системы. Но каждый уровень бюджетной системы взаимодействует с другими институтами, а это указывает на целостность бюджетной системы.

Сама бюджетная система не существует автономно, а является составной частью финансовой системы РФ.

 

Федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты, бюджет территориального государственного внебюджетного фонда – это единственная публично-правовая форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год и плановый период, который включает в себя 2 последующие года.

Понятие бюджета специальное и единое для всех уровней –это единственная публично правовая форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, последующие два года предназначенное для исполнения расходных обязательств РФ, соответствующего субъекта и муниципального образования.

Данное определение уточняет некоторые категории: цели и задачи бюджета и другие:

· бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств РФ, субъектов и муниципальных образований. Расходные обязательства – это обусловленные законом или иным нормативно правовым актом договором или соглашением обязанности РФ, субъектов или муниципальных образований либо действующих от их имени бюджетных учреждений, предоставить физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам или иным субъектам международного права, средства соответствующего бюджета. Категория расходные обязательства появилась в 2004 г., и законодательство было порядком изменено.

· специальный правовой признак бюджета. Бюджет это единственная форма образования и расходования денежных средств государства или муниципального образования. Использование РФ, субъектами РФ или МО иных форм для исполнения собственных расходных обязательств ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

· правовая форма бюджета. В соответствии с БК федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатывается и утверждается в форме ФЗ. Бюджет субъектов РФ и бюджеты территориальных государственный внебюджетных фондов – в форме закона субъекта РФ. Местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

· бюджеты, действующие на соответствующей территории, объединяются в консолидированный бюджет.

Консолидированные бюджеты - то есть те бюджеты, которые действуют на определенной территории.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы действующий на соответствующей территории без учета межбюджетных трансферт.

Федеральный бюджет - это свод консолидированных бюджетов субъектов РФ, образуют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований образуют консолидированный бюджет соответствующего субъекта РФ.

Консолидированный бюджет муниципального района, куда включается бюджет муниципального района, районный бюджет и свод бюджетов городских и сельских поселений.

Одним из признаков бюджетов является выполнение функций отдельных уровней.

Правовое значение консолидированного бюджета:

Есть ли субъект, который вправе установить доходы для этого бюджета и осуществлять расходование из этого бюджета? – Ответ: нет.

Значит целевой характер нельзя отграничить.

Вывод: консолидированный бюджет используется только в статистических целях, аналитических целях.

 

Последний элемент бюджетной системы - смета доходов и расходов населенного пункта или другой территории, которая не является муниципальным образованием.

Эта смета представляет собой утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя или главного распорядителя средств местного бюджета уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять на вот этой вот территории отдельные функции местной администрации.

Такая смета закрепляет финансовые основы данных образований.

 

Последний элемент бюджетной системы – целевой бюджетный фонд. На сегодняшний момент такого понятия в БК нет, но целевые бюджетные фонды существуют – фонд национального благосостояния и резервный фонд.

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств в составе бюджета, в который они поступают от установленных источников и расходуются на предусмотренные законом цели.

Дорожный фонд – он воссоздан в 2010 г. Бюджет этого фонда начнет формироваться, утверждаться, исполняться с 2011 г.