Бюджетное право, правоотношение, субъекты.

БП - это совокупность финансового правовых норм, которые регулируют общественные отношения, которые возникают по поводу образования использования распределения государственных и местных централизованных денежных фондов.

Предметомбюджетного отношения по поводу использования распределения образования.

Эти отношения достаточно многообразны:

  1. отношения, связанные с установлением бюджетной компетенции РФ, разграничение компетенции РФ субъектов и МО. Разграничение предметов ведения.
  2. отношения, связанные с установлением бюджетного устройства РФ и бюджетной системы. 3 уровня системы:

· федеральный (бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды)

· уровень субъекта (бюджет и территориальные негосударственные внебюджетные фонды)

· местный (бюджет)

  1. установление структуры доходов и расходов бюджетной системы и распределение доходов и расходов между бюджетами разного уровня.
  2. отношения, связанные с организацией бюджетного процесса. То есть установление порядка составления, рассмотрения и утверждения исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней.

3 группы субъектов:

1. публично – правовые образование (государство, территориальные и муниципальные образования). Они обладают бюджетными полномочиями и бюджетной компетенцией. Это закреплено в БК (гл. 2БК)

2. представительные и исполнительные ОГВ и соответствующие ОМС. Органы различных уровней. К ним относится: Президент РФ, ФС РФ, законодательные органы субъектов и представительные ОМС. Исполнительные органы: Правительство, исполнительные органы субъектов и МО, ФК, ФНС, ФТС и т.д.

3. государственные и муниципальные организации, в случаях, прямо установленных в бюджетном законодательстве, организации иных форм собственности. Очень ограничено. Исключительно как получатели бюджетных средств. ФЛ – не участники отношений.

 

Особенностью правоотношений также является срок (длительность) отношений. Срок – 1 год (финансовый года) с 01.01 по 31.12. Так как срок исполнения бюджета 1 год.

Источники бюджетного права:

1) К РФ - разграничение предметов ведения и как следствие бюджетной компетенции, бюджетные правоотношения между всеми уровнями строятся на базе К РФ

2) БК РФ (в ред. ФЗ №245 30.09.2010 года) с 01.01.2011 будет действовать иная редакция.

3) Закон о бюджете – это уникальный закон, что отличает его от обычных законов, принимаемых в РФ. Срок его действия 1 год. В целях планирования могут приниматься законы о бюджете на 3 года – такая форма служит для анализа мониторинга и экономических наблюдений за исполнением бюджетных обязательств государства. Закон публикуется в «Российской газете» от 04.12.2009 года, ФЗ №308. особенность закона о бюджете состоит в том, что он принимается на основании отдельного НПА – БК, особый порядок рассмотрения, утверждения и исполнения этого закона. Иные ФЗ не содержат такой порядок, прописанный в отдельном акте. Закон о бюджете подлежит обязательному утверждению Советом Федерации (но не является ФКЗ). Эта особенность прямо предусмотрена в К РФ. Ранее закон принимался в 4х чтениях, с 2007 года – в 3х чтениях (но до 1ого чтения добавили отдельную процедуру). Закон о бюджете приостанавливается действием иных НПА на определенный срок.

4) Иные ФЗ. В 2004 году в связи с изменением БК были внесены изменения в более чем 300 законодательных актов, которые определяют статус ГО и организаций и т.д. изменения касались расходов на эти органы и принадлежность этих расходов к различным уровням бюджетной системы. Понятие «расходные обязательства» - распределение их между уровнями бюджетной системы. В настоящее время они определяются в зависимости от функций и полномочий каждого уровня государственного устройства.