Философия. Ее предмет и проблемы
Философия – (др.греч. фило – любовь, софия – мудрость) любовь к истине.
Г |
МА |
АА |
Философия
1) Философия – как наука; 2) Философия – как мировоззрение. |
Ф?А |
Философия как наука изучает наиболее общие законы, закономерности и принципы, которым подчинено существование природы, общества, человека.
Мировоззрение – совокупность знаний, убеждений, принципов и оценок, вытекающих из этих знаний, выражающих миропонимание и мироощущение.
Основными разновидностями мировоззрения являются:
· мифологическое;
· религиозное;
· обыденное (бытовое, повседневное);
· научное;
· философское;
Характеристики философского мировоззрения:
o высокий уровень теоретичности знаний, обеспечивающий интеллект и кругозор человека;
o сложность и продуманность оценочных суждений;
o твердость жизненных принципов;
o умение человека соотносить свое личное бытие и бытие мира.
Основные исторические этапы философии, как науки:
1. Первые философские системы знаний возникли на Древнем Востоке (Китай и Др. Индия) в X – IX в. до н.э.
2. Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима) с VII в. до н.э. по V в. н.э. (около 1200 лет).
Периодизация античной философии:
· Ранний (VII – VI века до н. э.):
o Милетская школа физиса (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Объект исследования – природа. Исходным веществом мира они считали 4 стихии (воду, огонь, воздух и землю) – материалистический взгляд на мир;
o Левкипп, Демокрит. Они создали атомистическое учение («атом» – не разделяемое, не рассекаемое). Демокрит считал, что атомы бывают различной формы, не имеют цвета, запаха и, слепливаясь между собой, они дают макротела. Цвет, запах макротел возникает при отрыве крайних атомов от тела и при соединении их с органами чувств человека.
· Классический (V – середина IV века до н.э.). Сократ, Платон, Аристотель. Сократ и Платон занимаются философской антропологией, а Аристотель философской антропологией + натуральная философия (о природе). Платон много занимался познанием общества и государства. Его работы – «Государство», «Законы». В книге «Государство» разрабатывается идеал государственности.
Идеальное государство
Аристократическая монархия |
Аристократическая республика |
Аристократия – власть лучших, немногих.
Тимократия – власть военного сословия.
Олигархия.
Демократия – власть народа. Худшая власть, потому что часто выражается в тиранию, осуществляется особенно жестокими методами. Охлократия – власть толпы.
Платон поднимает в своей работе вопрос о качествах правителя. Он должен учиться всем наукам, искусству и военному делу примерно до 35 лет, потом с 35-50 находиться возле действующего правителя, получая практических опыт правления и только к 50 годам человек готов стать правителем. К власти нельзя допускать людей, которые рвутся к ней. Платон предложил многоступенчатую (трехступенчатую) систему выборов в органы власти. Главным инструментом управления Платон выделяет закон.
· Эллинистический (IV до н.э. – II н.э.).
o Киники. Они, решая вопросы о смысле жизни, утверждают, что человек должен довольствоваться малым, а смыслом жизни должно быть познание мира.
o Эпикурейти (Эпикур – лидер). Жить нужно ради удовольствия (здоровье сберечь, общение с друзьями, душевное равновесие, книги).
· Римский (середина II - V). Особого рассвета философии не было. Шло переосмысление прежних греческих идей.
o Школа стоиков (Семека, Марк Аврелий). «Не противься ударам судьбы, мужественно принимай рок (судьбу)».
3. Средневековая философия (Арабы, Европейцы) со II в. н.э. по XVI в.
4. Философия Нового времени (XVII – XIX в.)
5. Современная философия (XX – XXI в.)
Философия средних веков (II – XVI)
Средневековье начинается с падения Западной Римской империи, которое произошло в результате ударов варваров, а заканчивается XVI веком, когда в Европе начинают происходить первые буржуазные революции. Философия средних веков возникает еще в недрах античного общества под влиянием христианской религии, которая появилась в первом веке нашей эры в восточном средиземноморье (в Палестине). На протяжении всего периода средних веков на философию христианство, как вероучение и как религиозная система, оказывало существенное влияние.
Периодизация средневековой философии:
1. Философия патристики (II – VIII вв.);
Патристы – философы богословы, люди, обличенные религиозным саном, поэтому их еще называют «отцы церкви». Наиболее известными философами-патристами являются Августин Аврелий (запад), Григорий Богослов, Василий Великий.
Философы-патристы пытались ответить на такие вопросы, как:
· Существует ли мир вечно или он создан Богом-творцом?
· Как совмещаются идеи божественной предопределенности?
· Постижим ли человеческим разумом созданный Богом мир?
2. Философия схоластики (IX – XIII вв.);
На этапе схоластики философия характеризуется полным подчинением
христианскому богословию (идеологией). В работах философов этого периода исчезают сомнения в истинности христианского вероучения, существующие противоречия в вероучении, как правило, не замечаются и не обсуждаются, поэтому философию периода схоластики называют «служанкой богословия», поскольку философы схоласты использовали философское знание, в частности логику Аристотеля для обоснования истинности христианского вероучения. Для философии схоластики было характерно стремление разработать доказательство бытия Бога. Пять доказательств Фомы Алвийского построены по одной схеме «если, … то существует Бог»:
· Если в мире есть движение, то источником движения для процесса А вполне может быть предмет Б, а источником движения для предмета Б может быть предмет В… Путем таких рассуждений мы приходим к вопросу о первом источнике движения и первым источником (двигателем) может быть только Бог.
· Доказательство совершенства;
· Доказательство необходимости;
· Доказательство причинности;
· Доказательство цели (смысла бытия).
3. Философия эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.).
Этот период назван так потому, что в XIV – XVI веках в философских текстах вновь
оживляется интерес философов к природе и человеку, проблемам общества, который был характерен философии античности. В XV веке Николаем Коперником была предложена гелиоцентрическая система объяснения мира, которая вытеснила господствовавшую ранее геоцентрическую модель мира. Согласно Копернику центром мира (солнечной системы) является Солнце, а не Земля. Солнце вследствие большей массы удерживает планеты на определенных орбитах. Джордано Бруно предложил идею пантеизма. Пантеисты утверждали, что Бог и природа соединены воедино, и природа обладает всеми свойствами Бога. Были характерны:
· разработка идей гуманизма;