Проблемы человека в концепциях С.Кьеркегора, А.Шопенгауера и Ф.Ницше.
Если в 18 веке господствовал рационализм, то в конце 19, начало 20 века на смену ему приходит иррационализм.
Иррационалисты выдвигают на первый план эмоции, волю и фантазию.
С.Кьеркегор (1813-1855) датский философ. Известные труды: «Наслаждение и долг», «Дневник обольстителя»
Родоначальник экзистенциализма (существования). Философия глубоких потрясений, т.е. философии кризиса (тяжелой, сложные ситуации, в которую попадет человек).
Экзистенциализм сосредотачивает внимание на духовной выдержки человека перед враждебный ему миром. Русский представитель – Бердяев.
Человек оказывается превращается в инструмент, им можно манипулировать, тем не мене он, изначально обладает свободой, должен противостоять миру.
Экзистенция – способ бытия человеческой личности, она представляет собой центральное ядро человеческого я, благодаря которому человек выступает как неповторимая, уникальная личность.
По мнению Кьеркегору:
Подлинная философия может быть только экзистенциальной, т.е. носящий глубоко личный характер.
Именно он вводит понятие: - отчаяние, - страх.
Что впоследствии были развиты последователями экзистенционализма. Центральная категория – существование личности.
Три способа существования личности:
1.Эстетический этап: руководствуется чувствами
Человек приобретает чувственное отношение к миру, его заботит он сам, хар-ся наслаждением и цинизмом, но со временем человек понимает двусмысленность от такого существования испытывает одиночество.
2.Эпическая стадия: подключается разум.
Начинается процесс подлинного обретения человеком собственного существования.
3.Религиозный этап: руководствуется сердцем, приобретенные моральные качества.
Искренняя вера в Бога. Задается вопросами о вере в бога и противоречии действия.
Вывод: Это родоначальник современной протестантской теологии. Его идеи – источник экзистена.
А.Шопенгауер (1788 – 1860)
Немецкий философ, никогда не женился. «Мир как воля и представление».
Свое учение он строит на исследовании человеческой психики, она кажется ему неисчерпаемой, безграничной, т.к. она включает в себя неосознаваемые побуждения, переживания.
Человеком и всем миром управляет начало – воля как антологическое понятие (учение о бытие, о сущем).
Воля – есть бытие, в гносеологическом плане. Воля непознаваема. Интеллект лишь воспринимает её реальные воплощения.
«Мир – это мое представление» - начало книги философа.
Существует 2 мира:
1. Как представление, явление мир, каким я его вижу»
2. Мир – воля, которая для нас не познаваема, поэтому это мир в себе, который не зависит от наших чувств.
Гносеология – учение о познании.
Агностицизм – невозможность познания.
Гегель – немецкий философ.
Георг Вильгельм Фридрих – представитель немецкой классического идеализма.
Произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права».
«Феноменология духа».
Гегель показывает становление индивидуального и общественного сознания человека.
Говорит о становлении индивидуального сознания.
3познавательных этапа: - чувственное, - рассудочное, - разумное.
Индивидуальное сознание повторяет историю развития общества.
Феноменология духа – это процесс развития всемирной культуры, накопления духовного опыта человечеством и освоение этого опыта человеком.
Центральное понятие у Гегля – «Абсолютная идея».
-это истина (совладение понятия и предмета)
-это мышление
-разум мира
Этапы развития абсолютной идеи:
1. Логика – чистое мышление – абсолютная идея сама по себе: 1)учение о бытие, 2)сущность, 3) понятие.
2. Природа – развитие идеи «вне себя» - застывшая мысль: 1)механика, 2)физика, 3)органика.
3. Философия духа:
1)субъективный (антропология, феноменология, психология);
2)объективный (семья, гражданское общество, гос-во;
3)абсолютный (искусство, религия, философия).
1. Раскрывает свое содержание как систему категорий
2. Превращаясь в природу, абсолютную идею и предстает в виду чувственного, т.е. возможный ряд наук.
3. Субъективный дух разв-е духа в индивидуальной жизни.
Антропология – раскрывает душу как чувственную субстанцию
Феноменология – превращение души в сознание, разума
Психология – показывает теоретическую и практическую способности духа.
Объективный дух – охватывающий сферу социальной жизни и является сверхиндивидуальным.
Абсолютный дух – духовная жизнь всего чел-ва, всех поколений.
Абсолютная идея = абсолютному дух.
Диалектика – движущая сила истинного познания, принцип, который выявляет внутреннию связь и необходимость. Учение о развитии наиболее общих законов мышления общества.
3 закона диалектики:
1. Переход количественных изменений в качественные.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания (тезис – антитезис – синтез)
4. Мера – единство качественной и количественной определенности предмета.
5. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.