Проблемы человека в концепциях С.Кьеркегора, А.Шопенгауера и Ф.Ницше.

Если в 18 веке господствовал рационализм, то в конце 19, начало 20 века на смену ему приходит иррационализм.

Иррационалисты выдвигают на первый план эмоции, волю и фантазию.

С.Кьеркегор (1813-1855) датский философ. Известные труды: «Наслаждение и долг», «Дневник обольстителя»

Родоначальник экзистенциализма (существования). Философия глубоких потрясений, т.е. философии кризиса (тяжелой, сложные ситуации, в которую попадет человек).

Экзистенциализм сосредотачивает внимание на духовной выдержки человека перед враждебный ему миром. Русский представитель – Бердяев.

Человек оказывается превращается в инструмент, им можно манипулировать, тем не мене он, изначально обладает свободой, должен противостоять миру.

Экзистенция – способ бытия человеческой личности, она представляет собой центральное ядро человеческого я, благодаря которому человек выступает как неповторимая, уникальная личность.

По мнению Кьеркегору:

Подлинная философия может быть только экзистенциальной, т.е. носящий глубоко личный характер.

Именно он вводит понятие: - отчаяние, - страх.

Что впоследствии были развиты последователями экзистенционализма. Центральная категория – существование личности.

 

Три способа существования личности:

1.Эстетический этап: руководствуется чувствами

Человек приобретает чувственное отношение к миру, его заботит он сам, хар-ся наслаждением и цинизмом, но со временем человек понимает двусмысленность от такого существования испытывает одиночество.

2.Эпическая стадия: подключается разум.

Начинается процесс подлинного обретения человеком собственного существования.

3.Религиозный этап: руководствуется сердцем, приобретенные моральные качества.

Искренняя вера в Бога. Задается вопросами о вере в бога и противоречии действия.

Вывод: Это родоначальник современной протестантской теологии. Его идеи – источник экзистена.

 

 

А.Шопенгауер (1788 – 1860)

Немецкий философ, никогда не женился. «Мир как воля и представление».

Свое учение он строит на исследовании человеческой психики, она кажется ему неисчерпаемой, безграничной, т.к. она включает в себя неосознаваемые побуждения, переживания.

Человеком и всем миром управляет начало – воля как антологическое понятие (учение о бытие, о сущем).

Воля – есть бытие, в гносеологическом плане. Воля непознаваема. Интеллект лишь воспринимает её реальные воплощения.

«Мир – это мое представление» - начало книги философа.

Существует 2 мира:

1. Как представление, явление мир, каким я его вижу»

2. Мир – воля, которая для нас не познаваема, поэтому это мир в себе, который не зависит от наших чувств.

 

Гносеология – учение о познании.

Агностицизм – невозможность познания.

 

 

Гегель – немецкий философ.

Георг Вильгельм Фридрих – представитель немецкой классического идеализма.

Произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права».

 

«Феноменология духа».

Гегель показывает становление индивидуального и общественного сознания человека.

Говорит о становлении индивидуального сознания.

3познавательных этапа: - чувственное, - рассудочное, - разумное.

Индивидуальное сознание повторяет историю развития общества.

Феноменология духа – это процесс развития всемирной культуры, накопления духовного опыта человечеством и освоение этого опыта человеком.

Центральное понятие у Гегля – «Абсолютная идея».

-это истина (совладение понятия и предмета)

-это мышление

-разум мира

 

Этапы развития абсолютной идеи:

1. Логика – чистое мышление – абсолютная идея сама по себе: 1)учение о бытие, 2)сущность, 3) понятие.

2. Природа – развитие идеи «вне себя» - застывшая мысль: 1)механика, 2)физика, 3)органика.

3. Философия духа:

1)субъективный (антропология, феноменология, психология);

2)объективный (семья, гражданское общество, гос-во;

3)абсолютный (искусство, религия, философия).

 

1. Раскрывает свое содержание как систему категорий

2. Превращаясь в природу, абсолютную идею и предстает в виду чувственного, т.е. возможный ряд наук.

3. Субъективный дух разв-е духа в индивидуальной жизни.

Антропология – раскрывает душу как чувственную субстанцию

Феноменология – превращение души в сознание, разума

Психология – показывает теоретическую и практическую способности духа.

Объективный дух – охватывающий сферу социальной жизни и является сверхиндивидуальным.

Абсолютный дух – духовная жизнь всего чел-ва, всех поколений.

Абсолютная идея = абсолютному дух.

Диалектика – движущая сила истинного познания, принцип, который выявляет внутреннию связь и необходимость. Учение о развитии наиболее общих законов мышления общества.

 

3 закона диалектики:

1. Переход количественных изменений в качественные.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания (тезис – антитезис – синтез)

4. Мера – единство качественной и количественной определенности предмета.

5. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.