Как возможно познание?

Иммануил Кант

Познавательные способности человека

1. Чувствительная (осязание, обоняние)

2. Мыслительная

Рассудочная (рассудок 1 уровень мышления для обработки чувств материала)

3. Разум – для формирования понятий

 

 

Идеалисты

1)субъективные (Беркли)

2)объективные (Платон, Гегель, Фридрих)

 

Кенигсберг (Калининград) – могила

Увлекался книгами. Не был женат.

В творчестве Канта существует 2 периода:

1. Докритический (до 1770г) «Всеобщая естественная история и теория».

2. Критический (после 1770г)

Мир познаваем (докритический)

Вещи можно постичь (как они есть) сами по себе.

Критический: 1. «Критика чистого разума» (1781)
2. «Критика практического разума» (1788)

3. «Критика способности суждения» (1790)

 

 

Необходимо соизмерить познавательную способности человека:

2 уровня

1) Имперический (опытный)

2) Трансцендентальный (от лат.переходить, переступать находящ. По ту сторону опыта, запредельный) способности человека как такого

 

Кант задается вопросами: Что такое человек?

Что я могу знать? – гносеология

Что я должен делать? – мораль

На что я смею надеяться? – религиозность

 

В «Критике чистого разума» Кант ставит вопросы:

-как возможна наука математика?

-как возможно естествознание?

-как возможна философия (метафизика)

 

Познавательные возможности человека:

1.Чувственная – созерцать вещи, предметы, явления, таким образом в основе математики лежит созерцание пространства и времени, их формы на находятся в самих вещах, а являются априорными формами.

Пространство и время – формы, изначально присущие предмету.

2. Рассудок – дело рассудка – мыслить.

У субъекта (человека) имеются схемы или формы рассудочной деятельности. Они так же носят априорный характер, называются категориями – это неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт, подводящих под единство.

Категории:

1.Качества – определенность предмета: то, что отличает его от других.

2.Количество – единство, множество

3.Отношение – взаимосвязь всех явлений (причины и действия)

4. Модальность – хар-ка суждения, выражает ли она возможность или невозможность, действительность или недействительность.

 

Рассудочная деятельность в познании заключается в том, что мы данные, содержания подводим под априорные категории рассудка.

3.Разум – доходит до идей, поэтому философия возможна, потому что в разуме человека есть всеобщие идеи:

-идея души

-идея Бога

-идея мира

 

Эти идеи нельзя ни доказать, ни опровергнуть т.е. разум впадает в противоречия (антиномии – противоречия разума).

Например, возьмем идею мира.

1.Антиномия – мир имеет начало во времени и пространстве. Мир во времени и пространстве бесконечен.

2.все в мире состоит из простого, все простое сложно

3.все в мире есть необходимость и все в мире случайно

 

Вывод: Мир, по Канту, оказывается противоречивым, поэтому не важно, какую категорию познавать, это дело привычки субъекта.

Человек знает о вещах лишь в той форме, как они даны его сознанию, т.е. мы познаем явления.

Все вещи сами по себе становятся для человека «вещами в себе», т.е. человек не может познать сущность человека, а может познать лишь явление.