Как возможно познание?
Иммануил Кант
Познавательные способности человека
1. Чувствительная (осязание, обоняние)
2. Мыслительная
Рассудочная (рассудок 1 уровень мышления для обработки чувств материала)
3. Разум – для формирования понятий
Идеалисты
1)субъективные (Беркли)
2)объективные (Платон, Гегель, Фридрих)
Кенигсберг (Калининград) – могила
Увлекался книгами. Не был женат.
В творчестве Канта существует 2 периода:
1. Докритический (до 1770г) «Всеобщая естественная история и теория».
2. Критический (после 1770г)
Мир познаваем (докритический)
Вещи можно постичь (как они есть) сами по себе.
Критический: 1. «Критика чистого разума» (1781)
2. «Критика практического разума» (1788)
3. «Критика способности суждения» (1790)
Необходимо соизмерить познавательную способности человека:
2 уровня
1) Имперический (опытный)
2) Трансцендентальный (от лат.переходить, переступать находящ. По ту сторону опыта, запредельный) способности человека как такого
Кант задается вопросами: Что такое человек?
Что я могу знать? – гносеология
Что я должен делать? – мораль
На что я смею надеяться? – религиозность
В «Критике чистого разума» Кант ставит вопросы:
-как возможна наука математика?
-как возможно естествознание?
-как возможна философия (метафизика)
Познавательные возможности человека:
1.Чувственная – созерцать вещи, предметы, явления, таким образом в основе математики лежит созерцание пространства и времени, их формы на находятся в самих вещах, а являются априорными формами.
Пространство и время – формы, изначально присущие предмету.
2. Рассудок – дело рассудка – мыслить.
У субъекта (человека) имеются схемы или формы рассудочной деятельности. Они так же носят априорный характер, называются категориями – это неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт, подводящих под единство.
Категории:
1.Качества – определенность предмета: то, что отличает его от других.
2.Количество – единство, множество
3.Отношение – взаимосвязь всех явлений (причины и действия)
4. Модальность – хар-ка суждения, выражает ли она возможность или невозможность, действительность или недействительность.
Рассудочная деятельность в познании заключается в том, что мы данные, содержания подводим под априорные категории рассудка.
3.Разум – доходит до идей, поэтому философия возможна, потому что в разуме человека есть всеобщие идеи:
-идея души
-идея Бога
-идея мира
Эти идеи нельзя ни доказать, ни опровергнуть т.е. разум впадает в противоречия (антиномии – противоречия разума).
Например, возьмем идею мира.
1.Антиномия – мир имеет начало во времени и пространстве. Мир во времени и пространстве бесконечен.
2.все в мире состоит из простого, все простое сложно
3.все в мире есть необходимость и все в мире случайно
Вывод: Мир, по Канту, оказывается противоречивым, поэтому не важно, какую категорию познавать, это дело привычки субъекта.
Человек знает о вещах лишь в той форме, как они даны его сознанию, т.е. мы познаем явления.
Все вещи сами по себе становятся для человека «вещами в себе», т.е. человек не может познать сущность человека, а может познать лишь явление.