ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ ЦНС.

ФУНКЦИЙ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ

И

СИСТЕМЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

ФИЗИОЛОГИЯ

Ю.И. Савченков

Критерии оценки

 

Вид работы Оценка (%) Количество Сумма (%)
Активная работа на семинарах
2. Выполнение письменных работ
3. Устные ответы
  Тестирование
4. РК-1  
5. РК-2  
Экзамен  

 

 

8. Требования преподавателя.

Посещение лекционных и семинарских занятий осуществляется согласно расписанию деканата. Студенты, опоздавшие на занятия более чем на 10 минут, не допускаются к ним. На лекциях и семинарах не допускается пользование мобильными телефонами.

К семинарским занятиям необходимо иметь краткий текст выступления по тем вопросам, которые были заранее даны преподавателем. На практические занятия студенту заранее (за 1 неделю) дается задание в объеме 3-5 проблемных вопросов, на которые необходимо письменно в виде тезисов или сокращенного текста выступления, подготовить исчерпывающие ответы, а также основные литературные источники.

Письменные работы (эссе, сочинения, рефераты) выполняются студентами самостоятельно с изложением основных положений изучаемого вопроса, а не путем переписывания абзацев и положений из литературных источников. Цитаты в тексте работы, библиография должны быть оформлены соответствующим образом.

Оценка работы студента осуществляется по рейтинговой системе, учитывающей его активную деятельность, и формируется по данным текущего, рубежного и итогового контроля. При текущем контроле учитывается посещаемость занятий, выступления на практических занятиях, участие в дискуссиях, выполнение СРСП и СРС. Рубежный контроль является промежуточным и может быть проведен в виде теста, контрольной работы, проверки и оценки заданий.

 

 

 

 

 

(курс лекций для студентов-психологов)

 

Красноярск, 2010

 

 

УДК 612(07)

 

 

Физиология центральной нервной системы и принципы регуляции физиологических функций (курс лекций для студентов-психологов) Учебное пособие. - Ю.И. Савченков. Изд. КрасГМУ. - Красноярск, 2000.- 200 с.

 

 

Учебное пособие составлено на основе курса лекций, в течение ряда лет, читаемых на факультетах психологии СИБУП и СП КГПУ доктором медицинских наук. профессором, академиком РАЕН Ю.И. Савченковым. Пособие полностью соответствует программе курса «Физиология центральной нервной системы» , утвержденной для психологических факультетов Университетов предназначено для студентов –психологов.

 

 


 


 

Друзья! Сегодня Вы впервые пришли на лекцию по физиологии человека. Всегда, когда человек сталкивается с чем-то новым, его отношение определяется прежде всего заинтересованностью. А заинтересованность в изучении нового связана в огромной мере с убежденностью человека в значимости этого изучения. Насколько важно знать предмет, для чего он нужен, пригодится ли эта наука в его профессии, в его жизни - вот что должно интересовать человека перед тем, как он приступает к изучению ранее неведомого.

Физиология интересуется тем, как работает организм, его части и органы, как и почему они взаимодействуют друг с другом, чем регулируется эта работа и это взаимодействие. Физиолога интересует не только как работает та или иная функциональная система, но и почему она работает именно так, а не иначе, каковы механизмы деятельности клеток, тканей, органов и систем. Конечной задачей физиологии как науки является обеспечение возможности активного воздействия на функции организма в желаемом направлении.

ЦЕЛЬ курса физиологии центральной нервной системы в системе психологического образования следующая:

На основе знакомства с современными теоретическими знаниями о физиологических функциях и принципах их управления иметь представление о механизмах деятельности центральной нервной системы в процессе регуляции функциональных систем и осуществлении высших психических функций человека.

Физиология тесно связана с многими другими науками, базируясь в своих исканиях на данных одних наук, и являясь. в свою очередь, основой для развития других. Физика и химия, биофизика и биохимия, анатомия, гистология и эмбриология, общая биология, генетика и кибернетика - вот далеко не полный перечень дисциплин, знание которых имеет большое значение для изучения и понимания физиологических процессов, происходящих в организме.

Я думаю, что Вы и сами хорошо себе представляете, для чего психологу надо знать законы и механизмы деятельности всего организма человека и, особенно, его нервной системы. Понять нарушения функций, происходящие в организме при различных нервно-психических проблемах, или, наоборот, распознать проявления нервно-психических отклонений при той или иной патологии соматической сферы, и наметить правильные пути их решения этих проблем можно только при хорошем знании физиологических процессов, протекающих в нормальном, здоровом организме.

Современная физиология является наукой экспериментальной: в основе физиологических исследований лежит опыт, эксперимент. В эксперименте производится искусственное вмешательство в те или иные процессы в организме с целью выяснения роли, значения и взаимной связи отдельных органов и систем. Так, например, при раздражении электрическим током шейного симпатического нерва происходит сужение сосудов уха на оперированной стороне, а перерезка этого нерва вызывает резкое расширение этих сосудов. Эти опыты дали возможность физиологу Клоду Бернару впервые установить нервную регуляцию просвета кровеносных сосудов.

В арсенале физиологии имеются такие методы, как экстирпация, трансплантация, денервация, метод наложения лигатур и анастамозов, фистульные методики, методы раздражения и перерезок, перфузии и регистрации функций и т.д. Большинство указанных методик требует вскрытия животного или хирургической операции. Их применяют в острых или хронических опытах.

Арсенал методов исследования, который используется в опытах на животных, не может быть использован при изучении человеческого организма. Поэтому сведения о функциях многих органов у человека до последнего времени в значительной мере ограничивались данными, полученными в опытах на животных. В настоящее время положение во многом изменилось. Достижения современной физики, радиотехники, электроники и кибернетики дали в руки физиологам такие приборы, которые позволяют, не вмешиваясь в организм человека, регистрировать работу его органов.

Особое место в физиологической науке занимает физиология центральной нервной системы. Связано это с тем, что мозг осуществляет не только взаимодействие человека с окружающей средой и с другими людьми, не только регулирует деятельность всех органов и частей тела, но и является материальным субстратом психической деятельности человека, его сознания. Нейробиология, начиная с работ И. М. Сеченова и И.П. Павлова, вносит неоценимый вклад в понимание механизмов психической деятельности человека, является основой психофизиологии.