Направления этики
Приложение 3.
АБСОЛЮТИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ - утверждение неизменности моральных начал. Противоположность - релятивизм. Сторонники: Сократ, Платон, Кант, Спенсер.
АВТОНОМНАЯ ЭТИКА - выведение морали из внутренних побуждений личности (противоположность - гетерономная этика - выведение морали из внешних обстоятельств) К а. э. относятся: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. Классический представитель - Иммануил Кант.
АВТОРИТАРИЗМ (в этике) - проявление морального догматизма, как безусловное следование мнению авторитета. Характерно для религиозных учений.
АППРОБАТИВНЫЕ ТЕОРИИ - моральные теории, ссылающиеся на аппробацию, одобрение со стороны религиозных, психологических, социальных факторов и сил; мораль рассматривается как проявление этического авторитаризма. Разновидность теории нравственного чувства (Англия, XVIII в. - Юм, Шефсбери).
АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ ЦЕННОСТИ - течение в философии и этике, сводящее ценности к психологическому отношению субъекта к объекту (в США - У. Эрбан, Д. Пролл).
ВОЛЮНТАРИЗМ - утверждение воли как самоисточника человеческого поведения, ее независимости от внешних обстоятельств. Человек -сам себе закон. Характерен для этического иррационализма и релятивизма. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон.
ГЕДОНИЗМ - наслаждение и страдание, как аналоги моральной ценности и антиценности, вариант натурализма. В древности - Демокрит, и особенно Аристипп; в новое время - Гоббс; в новейшее время - Дж. Сантаяна.
ИНТУИТИВИЗМ - воззрение, считающее, что нравственные ценности открываются не рационально, а через интуицию, свидетельствующую об их очевидности. Проявился у Сократа, в XX в. - у Мура (Англия).
ИРРАЦИОНАЛИЗМ - в противовес рационализму ставит в центр морального сознания любое внелогическое начало - волю, чувство жизни, бессознательные стремления, духовный порыв. (Кьеркегор, Шопенгауэр).
КОНСЕКВЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА - этические теории, исходящие из последствий поступков.
КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭТИКА - теории, исходящие неиз общих норм, а исключительно из конкретной ситуации (контекста) в оценке поступков. Разновидность иррационализма и релятивизма.
НЕОТОМИЗМ (в этике) - католическая доктрина, которая видит моральные требования божественного разума неизменными (в отличие от неопротестантизма). Мораль - это внутреннее требование человека и внешних обстоятельств, в которых реализуется данная Богом природа. (Э. Жильсон).
ПРАГМАТИЗМ (в этике) - сведение этики только к решению прикладных текущих задач, проблем. Прагматизму присуще отсутствие широких принципиальных интересов. В узком смысле - особая школа в американской философии XX в.
РАЦИОНАЛИЗМ - направление, полностью полагающееся на здравый смысл и возможности человеческого разума. Стремится к всеобъемлющим и законченным дедуктивным системам нравственности. (Цицерон, Фома Аквинский, Кант).
РЕЛЯТИВИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ - признание относительного характера моральных истин, (Софисты древности, Гоббс, в новое время - Мандевиль, новейший постмодернизм).
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ - противостоит натуралистической, гуманистической, онтологической (объективистской) теориям ценностей, В отличие от них акцентирует внимание не на индивидуальном выживании, а на социальной организации, человеческой культуре, как символических структурах, системах, создаваемых и выбираемых личностью. Создатель обшей теории систем Берталанфи считал, что только ключевые категории "символ" и "система" могут дать представление о природе ценности.
СКЕПТИЦИЗМ - недоверие к объективному характеру человеческой морали, сомнение в способности человека исследовать ее. В самое новейшее время возродился в философии постмодернизма.
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА (в т, ч. этика космической телеологии) - соотнесение морали с конечными целями миробытия.
ТЕОРИЯ ИНТЕРЕСА - полагает, что в основе моральной ценности лежит интерес, направленный на определенный объект. (В США - Р. Терри, Д. Паркер).
ТЕОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ДОБРОТЫ - тенденция в этике отождествлять добро не с действием, а с побуждением, мотивом. (Лютер, Кант, экзистенциалисты и неопротестанты).
ФОРМАЛИЗМ — утверждение абстрактных этических принципов в качестве основы построения морально-философских учений (кантианство, неопозитивизм).
УТИЛИТАРИЗМ - философская и этическая теория, связывающая истину с практической пользой.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА - различные школы, связывающие основание морали с биологической, а в ряде случаев - социальной, эволюцией.
ЭТИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ - ее представители (философы разных направлений) сходятся на том, что цель моральной деятельности - самореализация "Я", которое всегда уникально. Стремятся преодолеть противоречие эгоизма и альтруизма.
ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - первоначально связан с идеей Канта, что человек всегда не средство, а цель. Поэтому социализм - сфера целей, сфера должного. В широком смысле Э. С. - все гуманитарные концепции социализма. Представители: Марбургская школа, неокантианство (Г. Коген), "ревизионист" марксизма Э. Бернштейн.