Направления этики

Приложение 3.

АБСОЛЮТИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ - утверждение неизменности мораль­ных начал. Противоположность - релятивизм. Сторонники: Сократ, Пла­тон, Кант, Спенсер.

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА - выведение морали из внутренних побужде­ний личности (противоположность - гетерономная этика - выведение морали из внешних обстоятельств) К а. э. относятся: гедонизм, эвдемо­низм, утилитаризм. Классический представитель - Иммануил Кант.

АВТОРИТАРИЗМ (в этике) - проявление морального догматизма, как безусловное следование мнению авторитета. Характерно для религиозных учений.

АППРОБАТИВНЫЕ ТЕОРИИ - моральные теории, ссылающиеся на аппробацию, одобрение со стороны религиозных, психологических, со­циальных факторов и сил; мораль рассматривается как проявление эти­ческого авторитаризма. Разновидность теории нравственного чувства (Англия, XVIII в. - Юм, Шефсбери).

АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ ЦЕННОСТИ - течение в фи­лософии и этике, сводящее ценности к психологическому отношению субъекта к объекту (в США - У. Эрбан, Д. Пролл).

ВОЛЮНТАРИЗМ - утверждение воли как самоисточника человече­ского поведения, ее независимости от внешних обстоятельств. Человек -сам себе закон. Характерен для этического иррационализма и релятивиз­ма. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон.

ГЕДОНИЗМ - наслаждение и страдание, как аналоги моральной ценно­сти и антиценности, вариант натурализма. В древности - Демокрит, и осо­бенно Аристипп; в новое время - Гоббс; в новейшее время - Дж. Сантаяна.

ИНТУИТИВИЗМ - воззрение, считающее, что нравственные ценно­сти открываются не рационально, а через интуицию, свидетельствующую об их очевидности. Проявился у Сократа, в XX в. - у Мура (Англия).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - в противовес рационализму ставит в центр мо­рального сознания любое внелогическое начало - волю, чувство жизни, бессознательные стремления, духовный порыв. (Кьеркегор, Шопенгауэр).

КОНСЕКВЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА - этические теории, исходящие из последствий поступков.

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭТИКА - теории, исходящие неиз общих норм, а исключительно из конкретной ситуации (контекста) в оценке поступков. Разновидность иррационализма и релятивизма.

НЕОТОМИЗМ (в этике) - католическая доктрина, которая видит мо­ральные требования божественного разума неизменными (в отличие от неопротестантизма). Мораль - это внутреннее требование человека и внешних обстоятельств, в которых реализуется данная Богом природа. (Э. Жильсон).

ПРАГМАТИЗМ (в этике) - сведение этики только к решению при­кладных текущих задач, проблем. Прагматизму присуще отсутствие широких принципиальных интересов. В узком смысле - особая школа в американской философии XX в.

РАЦИОНАЛИЗМ - направление, полностью полагающееся на здра­вый смысл и возможности человеческого разума. Стремится к всеобъем­лющим и законченным дедуктивным системам нравственности. (Цице­рон, Фома Аквинский, Кант).

РЕЛЯТИВИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ - признание относительного характера моральных истин, (Софисты древности, Гоббс, в новое время - Мандевиль, новейший постмодернизм).

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ - противостоит натура­листической, гуманистической, онтологической (объективистской) тео­риям ценностей, В отличие от них акцентирует внимание не на индиви­дуальном выживании, а на социальной организации, человеческой культу­ре, как символических структурах, системах, создаваемых и выбираемых личностью. Создатель обшей теории систем Берталанфи считал, что только ключевые категории "символ" и "система" могут дать представле­ние о природе ценности.

СКЕПТИЦИЗМ - недоверие к объективному характеру человеческой морали, сомнение в способности человека исследовать ее. В самое но­вейшее время возродился в философии постмодернизма.

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА (в т, ч. этика космической телеоло­гии) - соотнесение морали с конечными целями миробытия.

ТЕОРИЯ ИНТЕРЕСА - полагает, что в основе моральной ценности ле­жит интерес, направленный на определенный объект. (В США - Р. Терри, Д. Паркер).

ТЕОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ДОБРОТЫ - тенденция в этике отождеств­лять добро не с действием, а с побуждением, мотивом. (Лютер, Кант, экзистенциалисты и неопротестанты).

ФОРМАЛИЗМ — утверждение абстрактных этических принципов в качестве основы построения морально-философских учений (кантианст­во, неопозитивизм).

УТИЛИТАРИЗМ - философская и этическая теория, связывающая истину с практической пользой.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА - различные школы, связывающие основа­ние морали с биологической, а в ряде случаев - социальной, эволюцией.

ЭТИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ - ее представители (философы разных направлений) сходятся на том, что цель моральной деятельности - само­реализация "Я", которое всегда уникально. Стремятся преодолеть проти­воречие эгоизма и альтруизма.

ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - первоначально связан с идеей Канта, что человек всегда не средство, а цель. Поэтому социализм - сфера це­лей, сфера должного. В широком смысле Э. С. - все гуманитарные кон­цепции социализма. Представители: Марбургская школа, неокантианство (Г. Коген), "ревизионист" марксизма Э. Бернштейн.