Характеристика этических направлений

Словарь основных этических понятий и терминов.

АЛЬТРУИЗМ - служение ближним, как главный смысл жизни; про­тивоположность эгоизма. Термин введен в XIX в. О. Контом.

АТАРАКСИЯ - безмятежность, как основа морального отношения к миру.

БЕНЕФИЦИАРИЙ - человек или группа, являющиеся объектом бла­годеяния.

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - исторически вырастали из полигамии - многоженства, многобрачия, - преобразуясь в моногамию. Ред­кий случай - полиандрия - многомужество, например, в Тибете. Семья -"атомарная" единица общества, главный фактор морального воспитания.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - "отклоняющееся" поведение, выхо­дящее за рамки моральных норм общества; криминальное поведение.

ДЕОНТОЛОГИЯ - учение о долге. Иногда отождествляется с теорией морали.

ДЕСКРИПТИВНАЯ ЭТИКА " отрасль этики, посвященная социаль­но-историческому анализу морали.

ДЗЕН - направление в буддизме, главное в котором - внутренний ду­ховный опыт, самопогружение, но не следование знаниям извне.

ДРУЖБА - основа человеческих связей, любви и семьи. Строится на родстве и взаимодополнении человеческих ценностей.

ИЕЗУИТИЗМ, ИЕЗУИТСТВО - вероломная моральная политика, прикрывающаяся "высокими" целями ("цель оправдывает средства"); на­звание монашеского Ордена иезуитов, созданного средневековым католи­ческим христианством для борьбы с церковными реформами.

ИСКУПЛЕНИЕ — снятие вины через раскаяние и добрые (вплоть до жертвенных) поступки.

КВИЕТИЗМ " безразличие к страданиям, спокойное принятие судьбы.

КОНФОРМИЗМ - морально беспринципное социальное приспособ­ленчество.

ЛЕГАЛИЗМ - то же, что моральный формализм - чисто внешнее следование нравственным предписаниям.

МЕЛИОРИЗМ - этическое учение и позиция, претендующие на ис­ключение односторонности как пессимизма, так и оптимизма.

МЕТАЭТИКА - общая этическая теория, противоположная норма­тивной этике, обращенной к конкретизирующим оценкам. Философия неопозитивизма (XX в.) отрицает возможность нормативной этики вооб­ще, поскольку полагает, что моральное суждение выражает лишь эмоции говорящего.

НИГИЛИЗМ МОРАЛЬНЫЙ - отрицание морали, рассмотрение ее как человеческой условности.

ОТЧУЖДЕНИЕ - непонимание обстоятельств и смысла жизнедея­тельности, в которые механически вовлечен человек; приводит к иска­женному, абсурдному их видению. Обезличивание человека, как следст­вие превращения его в "винтик", "колесико" чуждого ему бытия.

ПРОБАБИЛИЗМ - этика, исходящая из вероятных оснований, как самодостаточных.

ПУРИТАНСТВО - образ жизни, основанный на идеале моральной чистоты; строгость, умеренность, вплоть до аскетизма.

РИГОРИЗМ - моральный догматизм, вырождающийся в безукосни-тельное следование форме, вплоть до ее чисто показного характера (фа­рисейство, ханжество).

РИТУАЛ - форма обычая или традиции, утративших практическую целесообразность, но ставших самоцелью, символом.

САНКЦИЯ МОРАЛЬНАЯ - одобрение или осуждение нравственных намерений со стороны к.-л. влиятельной силы.

СТОИЦИЗМ - (по названию позднеантичной философской школы) мужественное следование судьбе.

СУФИЗМ - исламский вариант самовосхождения над "Я", приводя­щего к слиянию с Богом.

ТАБУ - моральный запрет; этнографический термин, перешедший в психоанализ.

ТЕОДИЦЕЯ - оправдание, объяснение зла в мире, созданном Богом.

ТЕОНОМНАЯ ЭТИКА - этика, выводимая из отношений Бога и че­ловека.

ФАРИСЕЙСТВО - неукоснительное, но показное исполнение мо­ральных правил; сродни ханжеству, лицемерию.

ФЕТИШИЗМ - видение в нравственных ценностях качеств всеобщего бытия, а не только социальной и исторической действительности.

ФИЛАНТРОПИЯ - благотворительность, помощь нуждающимся.

ХАЙЛАФИСТЫ - молодые из "новых русских", претендующие на элитарность жизни и интересов. На практике это устремление реализует­ся весьма поверхностно через следование соответствующей моде.

ЭСХАТОЛОГИЯ - религиозное учение о конечной судьбе мира, неот­делимое от соответствующих трактовок нравственного поведения людей.

ЭТИКЕТ - формальная сторона поведения; свод конкретных правил. Обязателен для особых случаев официальной жизни (например, дипло­матический этикет). Подчеркивает принятые в обществе ценности и их носителей. При всем многообразии и сложности форм этикета, его задача -обеспечить порядок, как наиболее разумную и удобную форму человече­ского общения. Един с общим принципом нравственного поведения -заботе о ближнем (А. П. Чехов отмечал, что воспитан не тот, кто не прольет кофе на скатерть, а тот, кто этого не заметит).