Характеристика этических направлений
Словарь основных этических понятий и терминов.
АЛЬТРУИЗМ - служение ближним, как главный смысл жизни; противоположность эгоизма. Термин введен в XIX в. О. Контом.
АТАРАКСИЯ - безмятежность, как основа морального отношения к миру.
БЕНЕФИЦИАРИЙ - человек или группа, являющиеся объектом благодеяния.
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - исторически вырастали из полигамии - многоженства, многобрачия, - преобразуясь в моногамию. Редкий случай - полиандрия - многомужество, например, в Тибете. Семья -"атомарная" единица общества, главный фактор морального воспитания.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - "отклоняющееся" поведение, выходящее за рамки моральных норм общества; криминальное поведение.
ДЕОНТОЛОГИЯ - учение о долге. Иногда отождествляется с теорией морали.
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЭТИКА " отрасль этики, посвященная социально-историческому анализу морали.
ДЗЕН - направление в буддизме, главное в котором - внутренний духовный опыт, самопогружение, но не следование знаниям извне.
ДРУЖБА - основа человеческих связей, любви и семьи. Строится на родстве и взаимодополнении человеческих ценностей.
ИЕЗУИТИЗМ, ИЕЗУИТСТВО - вероломная моральная политика, прикрывающаяся "высокими" целями ("цель оправдывает средства"); название монашеского Ордена иезуитов, созданного средневековым католическим христианством для борьбы с церковными реформами.
ИСКУПЛЕНИЕ — снятие вины через раскаяние и добрые (вплоть до жертвенных) поступки.
КВИЕТИЗМ " безразличие к страданиям, спокойное принятие судьбы.
КОНФОРМИЗМ - морально беспринципное социальное приспособленчество.
ЛЕГАЛИЗМ - то же, что моральный формализм - чисто внешнее следование нравственным предписаниям.
МЕЛИОРИЗМ - этическое учение и позиция, претендующие на исключение односторонности как пессимизма, так и оптимизма.
МЕТАЭТИКА - общая этическая теория, противоположная нормативной этике, обращенной к конкретизирующим оценкам. Философия неопозитивизма (XX в.) отрицает возможность нормативной этики вообще, поскольку полагает, что моральное суждение выражает лишь эмоции говорящего.
НИГИЛИЗМ МОРАЛЬНЫЙ - отрицание морали, рассмотрение ее как человеческой условности.
ОТЧУЖДЕНИЕ - непонимание обстоятельств и смысла жизнедеятельности, в которые механически вовлечен человек; приводит к искаженному, абсурдному их видению. Обезличивание человека, как следствие превращения его в "винтик", "колесико" чуждого ему бытия.
ПРОБАБИЛИЗМ - этика, исходящая из вероятных оснований, как самодостаточных.
ПУРИТАНСТВО - образ жизни, основанный на идеале моральной чистоты; строгость, умеренность, вплоть до аскетизма.
РИГОРИЗМ - моральный догматизм, вырождающийся в безукосни-тельное следование форме, вплоть до ее чисто показного характера (фарисейство, ханжество).
РИТУАЛ - форма обычая или традиции, утративших практическую целесообразность, но ставших самоцелью, символом.
САНКЦИЯ МОРАЛЬНАЯ - одобрение или осуждение нравственных намерений со стороны к.-л. влиятельной силы.
СТОИЦИЗМ - (по названию позднеантичной философской школы) мужественное следование судьбе.
СУФИЗМ - исламский вариант самовосхождения над "Я", приводящего к слиянию с Богом.
ТАБУ - моральный запрет; этнографический термин, перешедший в психоанализ.
ТЕОДИЦЕЯ - оправдание, объяснение зла в мире, созданном Богом.
ТЕОНОМНАЯ ЭТИКА - этика, выводимая из отношений Бога и человека.
ФАРИСЕЙСТВО - неукоснительное, но показное исполнение моральных правил; сродни ханжеству, лицемерию.
ФЕТИШИЗМ - видение в нравственных ценностях качеств всеобщего бытия, а не только социальной и исторической действительности.
ФИЛАНТРОПИЯ - благотворительность, помощь нуждающимся.
ХАЙЛАФИСТЫ - молодые из "новых русских", претендующие на элитарность жизни и интересов. На практике это устремление реализуется весьма поверхностно через следование соответствующей моде.
ЭСХАТОЛОГИЯ - религиозное учение о конечной судьбе мира, неотделимое от соответствующих трактовок нравственного поведения людей.
ЭТИКЕТ - формальная сторона поведения; свод конкретных правил. Обязателен для особых случаев официальной жизни (например, дипломатический этикет). Подчеркивает принятые в обществе ценности и их носителей. При всем многообразии и сложности форм этикета, его задача -обеспечить порядок, как наиболее разумную и удобную форму человеческого общения. Един с общим принципом нравственного поведения -заботе о ближнем (А. П. Чехов отмечал, что воспитан не тот, кто не прольет кофе на скатерть, а тот, кто этого не заметит).