Польза. Успех. Эффективность. Прагматизм
Понятие удовольствия. Гедонизм
Вопрос 7. Удовольствие — Польза
1. Удовольствие, польза - положительные ценности, отвечающие потребностям, интересам человека в его эмпирическом существовании.
Удовольствие (наслаждение) - чувство, которое сопровождает удовлетворение потребности человека. Оно ведет к угасанию физического и психического напряжения, с одной стороны, и стимулирует активность человека, его стремления, жизненные функции организма - с другой Удовольствие означает индивидуально значимую самореализацию (творческую и др.).
Удовольствие может:
* представлять для человека ценность;
* определять мотивы деятельности человека;
* определять иерархию ценностей и образ жизни человека;
* являться для человека смыслом жизни
Ограничение естественной установки на удовольствие происходит в процессе социализации человека, который вынужден:
* подчиняться господствующим в обществе нормам морали;
* ограничивать, контролировать свое стремление к удовольствию;
* ориентироваться на подобные стремления других людей.
Принцип ориентации на удовольствие лежит в основе личной независимости. В стремлении к удовольствию человек противостоит общественным нормам морали, проявляет индивидуальную волю.
В случае, если удовольствие является целью, все остальное человек воспринимает как средства ее достижения.
Можно выделить три философских подхода к оценке категории удовольствия:
• этический гедонизм (киренаики и пр.): наслаждение (удовольствие) может быть универсальным моральным принципом (человек ориентируется не на добро, а на достижение удовольствия);
• универсалисты(Кант и др.) - религиозные мыслители - утверждали, что наслаждение не может быть универсальным моральным принципом;
• эвдемонисты(Эпикур и др.) и утилитаристы отвергали безусловное чувственных удовольствий. Они считали, что подлинными, способными выступить в качестве универсального морального принципа являются только возвышенные наслаждения.
Концепция гедонизма основана на представлении о том, что:
• целью деятельности человека, условием его счастья является достижение удовольствия (отсутствие страданий);
• удовольствие является естественным регулятором душевной деятельности человека;
• установка на достижение удовольствия является врожденной, естественной для человека.
Гедонизм в крайнем проявлении выражается в том, что человек:
* воспринимает других людей только как средство достижения удовольствия;
* может достигать счастья, удовольствия за счет других людей (даже ценой их несчастья, страданий);
* его стремление к наслаждению может вылиться в жестокость, садизм или психологическую жестокость, подавление личности другого,
* может рассматривать запреты и предписания морали как ограничение личной независимости и природы человека.
Стремление к наслаждению должно быть ограничено нравственностью. Стремясь к осуществлению своих желаний, человек должен уважать право других людей на реализацию своих желаний.
Человек может свободно и конструктивно выразить себя в творчестве которому свойственны переживания, схожие с наслаждением.
2. Польза. Полезным человек считает то, что:
• отвечает его интересам;
• гарантирует достижение поставленной цеди;
• позволяет достичь результатов, близких к поставленной цели (успех),
• позволяет достичь результатов с наименьшими затратами (эффективность).
Интересы человека выражаются в целях его деятельности. Полезно то, что способствует достижению целей.
В отличие от высших ценностей (добро, справедливость и др.) польза является относительной ценностью.
Понятие пользы, стремление к достижению пользы сами по себе морально нейтральны. Она может иметь как позитивные проявления (предприимчивость, инициативность), так и негативные(стяжательство, потребительство).
Польза, успех, эффективность отражают ценности, нормы, свойственные отношениям атомизированных, обособленных индивидов, использующих друг друга.
Прагматизм (принцип полезности) заключается в:
• стремлении человека к пользе, успеху, эффективности;
• ориентации на реальность, наличный порядок вещей;
• стремлении только к достижимым целям;
• программировании цели и действий по ее достижению;
• отсутствии ориентации на идеалы.
Полезность не может быть исключительным критерием поступков человека. Следование только принципу полезности может вылиться в меркантилизм, конформизм и столкновение интересов людей. Ориентация на полезность стала приоритетной в буржуазном обществе, в условиях разобщенности людей. Она закрепляет разобщенность, атомизацию людей, их интересов.
Приоритет группового (общего) интереса ценой ограничения частных, индивидуальных интересов может быть целесообразен только в условиях угрозы для общества (война и др.).
Согласно доктрине разумного эгоизма (мыслители Просвещения) общий интерес складывается из разнообразных частных интересов. Человек, стремясь к собственной пользе, способствует благу общества.(С развитием разделения труда и товарно-денежных отношений предпринимательская деятельность каждого человека может быть общественно полезной.)
Польза не должна заменять добродетель. Необходимо нравственное ограничение принципа полезности.