Самосовершенствование

Любовь, милосердие и справедливость

Любовь и долг

Понятие милосердия. Заповедь милосердной любви

Вопрос 5. Милосердие

1. Милосердие - это:

• доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку;

• сочувствие, жалость, сострадание, любовь;

V благотворительность.

В христианской этикезаповедь милосердной любви является главным принципом, высшим законом жизни людей. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею... Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Иисус Христос).

Заповедь милосердной любви служит спасению души человека, единению людей. Она требует равного отношения ко всем людям, включая

врагов.

Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь

милосердная, инициативная.

Ф. Ницшев своей критике христианской этики утверждал, что милосердная любовь является средством маскировки себялюбия, зависти, потворствования слабостям человека. По мнению Ницше, человек должен любить не ближнего (обыденное), а "дальнее", будущее (высшее, совершенное).

1. Любовь - это чувство, субъективное явление, которое не поддается peгуляции и не может быть универсальным принципом нравственного выбора. И. Кант утверждал, что:

• мотивом нравственной деятельности является не любовь, адолг;

• любовь не всегда может быть согласована с долгом, обязательствами;

• любовь не может быть принципом, так как он императивен, а любить можно только по склонности.

"Бескорыстное благоволение" (которое и называют любовью) может бы подчинено долгу, является долгом человека (он обязан делать добро другому независимо от отношения к нему).

Категорический императив И. Канта по содержанию тождествен запо­веди любви: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему... как к средству".

Вопрос о соотношении любви и долга рассматривал и Ф.М. Достоевс­кий. Он утверждал:любовь - это:

• метафизическая основа нравственности;

• форма деятельного, заботливого отношения к людям;

• чувство, в котором самореализуется человек в данной ситуации (сенти­ментальное проявление любви).

Если человек в милосердии сконцентрирован на своих эмоциях, забы­вает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себя­любия.

Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.

3. Заповедь любви является универсальным требованием, содержащим все требования Декалога. Она требует праведности, основанной на движении сердца (а не соблюдении формальных норм).

Гоббстолковал заповедь милосердной любви как стандарт общечелове­ческих отношений, поскольку она не ограничивает людей и требует от человека позволять другому то, что сам человек хочет, что бы было позволено ему.

Гегель утверждал, что закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей.

В. С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулиров­кой "золотого правила морали" ("Не делай другому того, чего не хочешь от других"), а милосердие - с положительной формулировкой. По мне­нию Соловьева, единство этих правил обусловлено цельностью духов­ного опыта человека.

Соловьев считал справедливость и милосердие основными нравствен­ными добродетелями, поскольку первая противостоит эгоизму, а вто­рая – ненависти.

Чужое страдание влияет на мотивы деятельности человека. Оно проти­востоит эгоизму, удерживает от причинения страданий другому челове­ку, вызывает сострадание, побуждает к деятельной помощи.

Этико-философская мысль Европы Нового времени утверждала, что мило­сердие и справедливость являются фундаментальными добродетелями. Они соответствуют разным сферам нравственного опыта (двум основ­ным уровням морали).

Требования справедливости снимают противоречия между конкурирующими интересами людей.

Заповеди любви задают более высокий уровень нравственности, призывают человека жертвовать своими интересами ради блага других. Милосердие, заповедь любви:

* является долгом человека;

* не является обязанностью человека (рекомендуемое требование);

* основано на человеческих отношениях, в которых соучастие, сострадание являются инициативой самого человека.

4. Милосердие подразумевает участливое, сострадательное отношение к людям, посредством которого человек воплощает свой идеал. Оно не исчерпывается милосердным отношением, а должно быть реализовано в действиях.

Эти действия должны быть направлены на удовлетворение интерес других людей, и основываться на стремлении другого человека к совершенству. Милосердие является средством и содержаниемсамосовершенствования человека.

Л. Н. Толстой предложил модель подготовки к опыту деятельной любви:

• не позволять себе думать дурное ни о ком;

• не говорить дурное ни о ком;

• не делать другому того, чего себе не хочешь.

Толстой утверждал, что милосердие должно начинаться с раскаяния, готовности к самоизменению и совершенствованию.

Вопрос 6. Личные отношения: любовь, семья, дружба

1. Личные отношения