Вопрос13. Добродетель и порок

1. Понятия добродетели и порока

2. Учение Аристотеля о добродетелях

3. Христианская этическая концепция. Внутренний конфликт

4. Классификация добродетелей

5. Учение В.С. Соловьева о добродетелях

1. Добродетель и порок могут обозначать:

· формы проявления морали на уровне личности (моральные качества личности);

* обобщенный показатель характера человека.

Количество добродетелей соответствует количеству видов деятельности человека. Человек и добродетелен, и порочен. Он несовершенен. Даже моральный человек ( нравственный Ю. Р.) не состоит только из добродетелей.

Добродетели и пороки являются характеристиками личности, служащими для ее оценки другими людьми. Они означают намерение человека действовать, основываясь (или не основываясь) на принципах морали.

Ориентация на добродетель предполагает наличие чувства собственного достоинства, желание сохранить его. (Человек не способен совершить те или иные поступки из гордости, уважения к себе.) Установка на добродетель основана на целостности внутреннего мира человека, осознании самоадекватности.

Добродетели указывают, каким должен быть человек, чтобы правильно вести себя, выполнить свой долг.

2. Аристотель в своем учении о добродетелях утверждал, что добродетель является:

• "способностью поступать наилучшим образом во всем, что касается удо­вольствий и страданий";

• "золотой серединой" между крайностями (недостатком и избытком).

Порочность - противоположность добродетели. Каждой добродетели со­ответствуют два порока (например, добродетель - щедрость, пороки -скупость и расточительность).

Аристотель выделялдобродетели:

• ума (разумные) - они развиваются в процессе обучения (мудрость, рас­судительность и др.);

• характера - нравственные добродетели. Они:

• являются результатом действий, опыта (поступая справедливо, человек обретает добродетель справедливости);

• характеризуются сознательностью, произвольностью, намеренностью.

Добродетель - внутренний порядок, склад души. Достигается в процессе сознательного и целенаправленного усилия.

Аристотель утверждал: человек, обладающий знанием о том, что такое добродетель, не будет вести себя противоположным образом. Согласно Аристотелю знать - значит обладать знанием, применять его на практи­ке. (Однако знать, что такое добродетель - не значит воспринимать ее как императив.)

3. Согласно христианской этической концепции добродетель:

• является силой души;

• дана каждому человеку через благодать (Божественное откровение);

• как знание дана через закон.

Через закон дается и знание греха (человек узнает о греховности своего стремления).

Двойственность человека проявляется впротиводействии знания добро­детели греховности желаний. ("Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю". Ал. Павел.)

Сократ и Аристотель объясняли это противоречие тем, что человек об­ладает не знанием, а мнением. Он должен достичь истинного знания и уметь применить знание на практике.

Апостол Павел говорил, что человек греховен, если знает одно, а дела­ет по-другому. В этом случае он должен стремиться от греховного тела, земной практичности.

В результате разрешения внутреннего конфликта (двойственности) человек обретает добродетель в форме разумности и праведности.

3. В моральной философии принято выделять следующиевиды добродетели:

кардинальные(добродетели античной Греции):

* умеренность;

* мужество;

* мудрость;

* справедливость.

Эти добродетели отражают античный интеллектуализм, внимание к рациональным способностям человека;

теологические(христианские) добродетели:

• вера;

• надежда;

• любовь (милосердие).

В теологических добродетелях основное внимание уделяется воле. Волевую сторону души человека характеризуют вера в Бога, надежда на cпасение души, милосердие.

Христианский мыслитель Фома Аквинский, основываясь на разделении души на разум и склонности, выделял виды добродетелей:

интеллектуальные (мудрость, наука, искусство);

моральные(справедливость, благоразумие, умеренность);

• в философско-этической мысли Европы Нового времени основное внимание уделяется категориям блага, свободы воли. долга.

5. B.C. Соловьев в своей нравственной философии основное значение придавал трем способностям человека, которые определяют стороны его морального опыта:

стыд - отражает отношение человека к материальной природе, к своим естественным стремлениям. Человек стыдится господства природы надсобой;

жалость - показывает отношение человека ко всем живым существам том числе другим людям);

благоговениеотражает отношение человека к высшему, преклонение передним.

Эти способности можно рассматриватькак:

• чувства, правила действия, добродетели;

• добродетели (стыд: стыдливость - бесстыдство; жалость: сострадательность - жестокость; благоговение: благочестие - нечестивость).

Соловьев утверждал, что добродетели не являются безусловными сами по себе. Они обретают значение добродетелей в зависимости от предме­та приложения, в соотнесенности с основами нравственности. (Напри­мер, мудрость, проявляемая в достижении неблаговидных целей, не является добродетелью.)

Вера должна быть обращена на достойное, высокое, иметь достойное проявление (радость).

Надежда должна основываться на благоговении (надеяться, например, на получение выгоды безнравственно).

Любовьявляется добродетелью только в сочетании с милосердием.